Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОЛОВНЯ́ АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 344

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С. Громов
А. Д. Головня. Кадр из фильма «Адмирал Нахимов». 1947.

ГОЛОВНЯ́ Ана­то­лий Дмит­рие­вич [20.1 (1.2).1900, Сим­фе­ро­поль – 25.6.1982, Мо­ск­ва], рос. опе­ра­тор, тео­ре­тик ки­но, пе­да­гог, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1935), Ге­рой Соц. Тру­да (1980). Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков отеч. шко­лы опе­ра­тор­ско­го иск-ва. В 1926 окон­чил Гос. тех­ни­кум ки­не­ма­то­гра­фии (с 1934 ВГИК). В ки­но с 1923. Ос­но­вам ки­не­ма­то­гра­фич. по­эти­ки учил­ся у Л. В. Ку­ле­шо­ва, ра­бо­тал ас­си­стен­том опе­ра­то­ра у А. А. Ле­виц­ко­го. В 1925 де­бю­ти­ро­вал ф. «Кир­пи­чи­ки». В том же го­ду в твор­че­ском со­дру­же­ст­ве с реж. В. И. Пу­дов­ки­ным снял филь­мы «Шах­мат­ная го­ряч­ка» и «Ме­ха­ни­ка го­лов­но­го моз­га». Раз­ра­ба­ты­вал но­вый мон­таж­ный ме­тод съём­ки с ди­на­мич­ной сме­ной пла­нов, то­чек съё­мок и ра­кур­сов, по­зво­ляю­щей вы­явить ав­тор­ское от­но­ше­ние к ма­те­риа­лу и при­дать эк­ран­но­му изо­бра­же­нию осо­бую вы­ра­зи­тель­ность. Выс­шее про­яв­ле­ние опе­ра­тор­ско­го мас­тер­ст­ва Г. в не­мом ки­но – три­ло­гия Пу­дов­ки­на «Мать» (1926), «Ко­нец Санкт-Пе­тер­бур­га» (1927), «По­то­мок Чин­гис-ха­на» (1928). Иг­рая пла­на­ми и экс­пе­ри­мен­ти­руя с ос­ве­ще­ни­ем, соз­да­вал яр­кие ки­но­порт­ре­ты. Умел че­рез пей­заж пе­ре­дать на­строе­ние – уми­ро­тво­рён­ность, тре­во­гу, гнев. С до­ку­мен­таль­ной дос­то­вер­но­стью вос­про­из­во­дил быт и ат­мо­сфе­ру ра­бо­чих ок­ра­ин, что позд­нее на­шло про­дол­же­ние в сти­ли­сти­ке итал. нео­реа­лиз­ма. В ф. «Де­зер­тир» (1933), сни­мая мас­штаб­ные иг­ро­вые сце­ны («стач­ка», «вальс ма­шин»), мак­си­маль­но при­бли­жал их к хро­ни­каль­ным, что обо­га­ща­ло зри­тель­ный ряд кар­ти­ны, при­да­ва­ло ему осо­бую убе­ди­тель­ность. Боль­шое ме­сто в твор­че­ст­ве Пу­дов­ки­на и Г. за­ни­ма­ли ис­то­рич. филь­мы: «Су­во­ров» (1941, совм. с опе­ра­то­ром Т. Г. Ло­бо­вой; Гос. пр. СССР, 1941) и «Ад­ми­рал На­хи­мов» (1947, с Ло­бо­вой; Гос. пр. СССР, 1947). Но­вы­ми по­ис­ка­ми эк­ран­ной вы­ра­зи­тель­но­сти в цве­те от­ме­чен ф. «Жу­ков­ский» (1950, с Ло­бо­вой; Гос. пр. СССР, 1951). Ав­тор ря­да ос­но­во­по­ла­гаю­щих тру­дов по опе­ра­тор­ско­му иск-ву: «Свет в ис­кус­ст­ве опе­ра­то­ра» (1945), «Фо­то­ком­по­зи­ция» (1962, совм. с Л. П. Ды­ко), «Мас­тер­ст­во ки­но­опе­ра­то­ра» (1965) и др. С 1935 ру­ко­во­дил ка­фед­рой опе­ра­тор­ско­го мас­тер­ст­ва ВГИКа (с 1939 проф.). По­чёт­ная пр. Мкф в Ве­не­ции (1972) за со­во­куп­ность твор­че­ст­ва. На­гра­ж­дён 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Соч.: Ком­по­зи­ция фо­то­кад­ра. М., 1938; Съем­ка цвет­но­го ки­но­филь­ма. М., 1952; Экс­по­но­мет­рия съем­ки. М., 1966; Эк­ран – моя па­лит­ра. М., 1971; Ки­но­ос­ве­ще­ние. М., 1973; Ком­по­зи­ция ки­но­кад­ра. 3-е изд. М., 1984; Мас­тер­ст­во ки­но­опе­ра­то­ра. 2-е изд. М., 1995.

Лит.: Гро­мов Е. Ки­но­опе­ра­тор А. Го­лов­ня. М., 1980.

Вернуться к началу