ГОЛОВНЯ́ АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОЛОВНЯ́ Анатолий Дмитриевич [20.1 (1.2).1900, Симферополь – 25.6.1982, Москва], рос. оператор, теоретик кино, педагог, засл. деят. искусств РСФСР (1935), Герой Соц. Труда (1980). Один из основоположников отеч. школы операторского иск-ва. В 1926 окончил Гос. техникум кинематографии (с 1934 ВГИК). В кино с 1923. Основам кинематографич. поэтики учился у Л. В. Кулешова, работал ассистентом оператора у А. А. Левицкого. В 1925 дебютировал ф. «Кирпичики». В том же году в творческом содружестве с реж. В. И. Пудовкиным снял фильмы «Шахматная горячка» и «Механика головного мозга». Разрабатывал новый монтажный метод съёмки с динамичной сменой планов, точек съёмок и ракурсов, позволяющей выявить авторское отношение к материалу и придать экранному изображению особую выразительность. Высшее проявление операторского мастерства Г. в немом кино – трилогия Пудовкина «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингис-хана» (1928). Играя планами и экспериментируя с освещением, создавал яркие кинопортреты. Умел через пейзаж передать настроение – умиротворённость, тревогу, гнев. С документальной достоверностью воспроизводил быт и атмосферу рабочих окраин, что позднее нашло продолжение в стилистике итал. неореализма. В ф. «Дезертир» (1933), снимая масштабные игровые сцены («стачка», «вальс машин»), максимально приближал их к хроникальным, что обогащало зрительный ряд картины, придавало ему особую убедительность. Большое место в творчестве Пудовкина и Г. занимали историч. фильмы: «Суворов» (1941, совм. с оператором Т. Г. Лобовой; Гос. пр. СССР, 1941) и «Адмирал Нахимов» (1947, с Лобовой; Гос. пр. СССР, 1947). Новыми поисками экранной выразительности в цвете отмечен ф. «Жуковский» (1950, с Лобовой; Гос. пр. СССР, 1951). Автор ряда основополагающих трудов по операторскому иск-ву: «Свет в искусстве оператора» (1945), «Фотокомпозиция» (1962, совм. с Л. П. Дыко), «Мастерство кинооператора» (1965) и др. С 1935 руководил кафедрой операторского мастерства ВГИКа (с 1939 проф.). Почётная пр. Мкф в Венеции (1972) за совокупность творчества. Награждён 2 орденами Ленина.