ЛЕВИ́ЦКИЙ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕВИ́ЦКИЙ Александр Андреевич [11(23).11.1885, Москва – 4.7.1965, там же], рос. кинооператор, засл. деят. искусств РСФСР (1946). Один из основоположников отеч. школы операторского иск-ва. Занимался худож. фотографией. В кино с 1910. До 1918 снял ок. 100 игровых, документальных и научно-популярных фильмов, в т. ч. экранизации классич. лит-ры: «Анна Каренина», «Крейцерова соната» (оба 1914, реж. В. Р. Гардин), «Война и мир» (1915, режиссёры Гардин и Я. А. Протазанов) по Л. Н. Толстому, и др. Лучшие фильмы Л. отличает высокая изобразит. культура. Он значительно усовершенствовал технику съёмки, придавал большое значение композиции кадра, первым применил «рембрандтовский» свет, сделав освещение одним из гл. экранных выразит. средств. Считал кинооператора не техником-«съёмщиком», а художником, имеющим право на собств. позицию. Отстаивая творч. самоценность профессии, несмотря на успешную работу с реж. В. Э. Мейерхольдом над ф. «Портрет Дориана Грея» по О. Уайльду (1915), в дальнейшем отказался от сотрудничества с ним. Л. снимал хронику Гражд. войны 1917–22, ему принадлежат съёмки В. И. Ленина, М. И. Калинина и др. Участвовал в создании первых сов. игровых фильмов – «Восстание» (1918), «Мать» (1920, оба совм. с Н. П. Рудаковым). С реж. Л. В. Кулешовым снял фильмы «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) и «Луч смерти» (1925). В годы Вел. Отеч. войны работал на киностудии «Воентехфильм». С 1924 преподавал в Кинематографии институте, проф. (с 1939). Среди учеников: Е. Н. Андриканис, Б. И. Волчек, А. Д. Головня, Л. В. Косматов. Гос. пр. СССР (1949) за съёмки документальных кадров Ленина, вошедших в ф. «Владимир Ильич Ленин» (1948, режиссёры М. И. Ромм, В. Н. Беляев).