СУДЗУ́КИ ТАДАСИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУДЗУ́КИ Тадаси (р. 20.6.1939, Симидзу, префектура Сидзуока), япон. режиссёр, крупнейший театральный деятель 2-й пол. 20 в., создатель постмодернистского метода актёрского тренинга, известного под назв. «метод Судзуки» (Suzuki method). Обучаясь в Ун-те Васэда, в 1966 организовал студенч. театральную труппу «Васэда сёгэкидзё» (Малый театр Васэда), постепенно превратившуюся в проф. коллектив. В 1976 труппа перебралась в горную дер. Тога префектуры Тояма и получила новое назв. SCOT (Suzuki Company of Toga). В 21 в. деревня представляет собой масштабный театральный комплекс, состоящий из 6 театров, репетиционных залов, офисов, ресторанов, гостиниц, расположенных в реликтовом парке. Здесь проходят театральные сезоны С., междунар. симпозиумы, мастер-классы, фестивали. Лучшими спектаклями С. признаны концептуальные версии трагедий У. Шекспира («Король Лир», 1984; «Гамлет», 1989; «Макбет», 1991; «Джульетта», 1993) и модернистские интерпретации пьес А. П. Чехова («Три сестры», 1984; «Вишнёвый сад», 1986; «Дядя Ваня», 1988). В 1994 С. в числе учредителей азиат. театрального фестиваля BeSeTo (Пекин– Сеул–Токио). В 1995–2007 возглавлял Центр исполнительских искусств в г. Сидзуока («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1999; «Эдип царь» Софокла, 2000; «Чехов», 2002, композиция С.). Среди постановок в Москве: «Король Лир» Шекспира (2004, МХАТ им. А. П. Чехова), «Электра» Софокла (2007, Моск. театр на Таганке). Свой метод актёрского тренинга С. изложил в нескольких трудах, главный из которых – «Театр – это что?» (1988). По своим задачам он близок методам А. Арто, Е. Гротовского, опирается на практику традиц. япон. театра, в частности но и кабуки. В основе метода – беспрекословное подчинение актёра воле режиссёра, строжайшая самодисциплина и концентрация сил и внимания, создание новой актёрской индивидуальности посредством углублённого тренинга тела и голоса, достижения полного технич. совершенства. Ритм, форма, структура имеют главенствующее значение. В противовес психологич. театру С. провозгласил лозунг «Культура – это тело!» и разработал т. н. грамматику ног, теорию баланса, а для актёра – разные типы походок. По сценическому рисунку его спектакли близки пластическому театру, по атмосфере – сюрреалистичны. Метод Судзуки имеет последователей в мире, особенно в США.