ГРИ́НАУЭЙ ГРИНУЭЙ ПИТЕР
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИ́НАУЭЙ, Гринуэй (Greenaway) Питер (р. 5.4.1942, Ньюпорт, Уэльс), англ. кинорежиссёр. Учился в Колледже искусств Уолтемстоу. Работал в Брит. киноинституте. C 1966 снимал эксперим. короткометражные и документальные фильмы (работая монтажёром документальных фильмов в Центр. информац. агентстве в течение 11 лет). Первый полнометражный фильм («Контракт рисовальщика», 1982) принёс Г. междунар. известность. В нём отчётливо проявились две осн. особенности поэтики Г.: исключительная роль живописного решения как всего фильма, так и каждого кадра, а также отсутствие привычного сюжетно-психологич. развития. Кинематограф Г. – изысканные живописные вариации на одну тему, которую образуют два, по словам режиссёра, «глобальных вопроса: секс и смерть». При этом каждый фильм отсылает к той или иной лит.-худож. традиции – комедии эпохи Реставрации и англ. портрету 17 в. («Контракт рисовальщика»), голл. живописи и естественно-науч. пафосу первых зооклассификаций («Зед и два нуля», 1986), классицистич. архитектуре («Живот архитектора», 1987), балетно-мимич. вариациям на сюжет «Бури» У. Шекспира («Книги Просперо», 1991) или япон. каллиграфии для утверждения постструктуралистского положения, признающего текст – телом, а тело – не более чем текстом («Интимный дневник», 1996). Наряду с этим фильмы Г. острозлободневны. За соединением социального мотива, эротики и духа ритуального жертвоприношения, свойственного «театру жестокости» А. Арто, в ф. «Повар, Вор, его Жена и её Любовник» (1989) читается антитэтчеровская направленность, связанная с критикой либерального монетаризма. «Дитя из Макона» (1993) выглядит как пышная барочная «кровавая трагедия» и вместе с тем воспринимается как критика католич. обрядовости и отзвук судебных процессов, открывших англ. обществу ужасные факты детомучительства. Расправа женщин над мужчинами в «Отсчёте утопленников» (1988) отражает проблемы феминизма. В своих работах Г. соединяет театральное нагнетание шоковых проявлений жестокости и эроса с холодной отстранённостью интеллектуальной игры. Первое роднит его с традициями авангардизма, второе сближает с постмодернистской идеей относительности всех истин. Ощущение абсурдности видимого мира лежит в основе холодного юмора Г., рождённого осознанием несообразности разл. рода классификаций, комич. безнадёжности попыток рационально воспринимать действительность. В 2003–04 Г. поставил кинотрилогию «Чемоданы Тульса Люпера». Автор живописных работ и инсталляций. Пр. Мкф в Канне «За художественный вклад» (1988).