Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕСТАВРА́ЦИИ СТИЛЬ

РЕСТАВРА́ЦИИ СТИЛЬ, ус­лов­ное на­име­но­ва­ние сти­лей в ар­хи­тек­ту­ре и ис­кус­ст­ве Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции, по­лу­чив­ших на­зва­ния по пе­рио­дам рес­тав­ра­ции мо­нар­хии в этих стра­нах. Тер­мин «Р. с.» тра­ди­ци­он­но ис­поль­зу­ет­ся в ев­роп. ис­кус­ст­во­зна­нии.

1) В Ве­ли­ко­бри­та­нии Р. с. сов­па­да­ет с воз­вра­ще­ни­ем на пре­стол ди­на­стии Стю­ар­тов по­сле Анг­лий­ской ре­во­лю­ции 17 в. и пред­став­ля­ет со­бой свое­об­раз­ный ва­ри­ант англ. ба­рок­ко, по­сколь­ку лич­ные вку­сы ко­ро­ля Кар­ла II (1660–1685) скло­ня­лись к «боль­шо­му сти­лю» во франц. иск-ве пе­рио­да прав­ле­ния ко­ро­ля Лю­до­ви­ка XIV и к итал. ба­рок­ко. Верх­ней гра­ни­цей Р. с. при­ня­то счи­тать вре­мя прав­ле­ния Виль­гель­ма III Оран­ско­го (1689–1702).

2) Во Фран­ции гра­ни­ца­ми Р. с. при­ня­то счи­тать пе­ри­од прав­ле­ния по­след­них ко­ро­лей из ди­на­стии Бур­бо­нов (после по­ра­же­ния На­по­ле­о­на I Бо­на­пар­та) – Лю­до­ви­ка XVIII (1814–24) и Кар­ла X (1824–30). Про­явил­ся пре­ж­де все­го в де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве. Про­ти­во­пос­тав­ляя се­бя на­по­ле­о­нов­ско­му ам­пи­ру, Р. с. ори­ен­ти­ро­ван как на стиль ро­ко­ко, ас­со­ции­ро­вав­ший­ся с утон­чён­но­стью и изя­ще­ст­вом бы­та аб­со­лю­ти­ст­ской Фран­ции 18 в. (от­сю­да вто­рое назв. сти­ля – нео­ро­ко­ко), так и на сдер­жан­ный клас­си­цизм эпо­хи Лю­до­ви­ка XVI. Мо­да на ро­ко­ко со­хра­ня­лась и при ко­ро­ле Луи Фи­лип­пе, име­нем ко­то­ро­го при­ня­то на­зы­вать стиль франц. иск-ва вре­ме­ни его прав­ле­ния (1830–48).

Лит.: Robiquet J. L’art et le goût sous la Re­stauration, 1814–1830. P., 1928; Lankheit K. Révolution et Restauration. P., 1966; Shrub D. English Restoration // Styles, meubles, décors. P., 1972. Vol. 2.

Вернуться к началу