О́ДЗУ ЯСУДЗИРО
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ДЗУ Ясудзиро (12.12.1903, Токио – 12.12.1963, там же; похоронен в Камакуре), япон. кинорежиссёр. В кино с 1923 (работал ассистентом оператора). Как режиссёр дебютировал ф. «Меч покаяния» в костюмно-историч. жанре «дзидайгэки» (по собств. сценарию, 1927). Ранние ленты О. («Потеря жены», «Дурнушка», «Переезд супругов», все 1928, и др.) испытали влияние амер. комедии. Последующие лаконичные бессюжетные фильмы, печальные и лирические, окрашенные мягким юмором, показывали совр. будничную жизнь, взаимоотношения родителей и детей. Лучшие фильмы «немого» периода: «Университет-то я окончил…» (1929), «Токийский хор» (1931), «Родиться-то я родился…» (1932), «Повесть о плавучей траве» (1934), «Токийская гостиница» (1935). Первый звуковой ф. – «Единственный сын» (1936). Участвовал в японо-китайской войне 1937–45 (в 1937–39) и во 2-й мировой войне. Среди фильмов воен. лет: «Брат и сестра Тода» (1941), «Был отец» (1942). С кон. 1940-х гг. продолжал исследовать жизнь япон. семьи: «Поздняя весна» (1949), «Время сбора урожая» (1951), «Вкус простой пищи» (1952), «Токийская повесть» (1953), «Ранняя весна» (1956), «Токийские сумерки» (1957), «Цветы Хиган» (1958, первый цветной фильм О.), «Вкус сайры» (1962). Режиссёрский стиль О. – классика япон. кино – стал одной из основ традиц. школы нац. кинематографа: спокойная композиция, замедленность действия, отсутствие острых драматич. коллизий, долгие общие планы (снятые фронтально низко расположенной камерой), чёткость и ясность кадров, отсутствие затемнений и наплывов. С 1955 генеральный секретарь Ассоциации кинорежиссёров Японии. Среди др. фильмов: «Вступление в школу брака» (1930), «Весну приносит женщина» (1932), «Каприз» (1933), «Что забыла дама?» (1937), «Записки джентльмена из барака» (1947), «Сёстры Мунаката» (1950). В 1985 В. Вендерс снял об О. документальный ф. «Токио-га»; ему же (наряду с Андреем А. Тарковским и Ф. Трюффо) посвятил ф. «Небо над Берлином» (1987).