Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ДЗУ ЯСУДЗИРО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 697

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Я. Одзу. Кадр из фильма «Поздняя весна». 1949.

О́ДЗУ Ясуд­зи­ро (12.12.1903, То­кио – 12.12.1963, там же; по­хо­ро­нен в Ка­ма­ку­ре), япон. ки­но­ре­жис­сёр. В ки­но с 1923 (ра­бо­тал ас­си­стен­том опе­ра­то­ра). Как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал ф. «Меч по­кая­ния» в кос­тюм­но-ис­то­рич. жан­ре «дзи­дай­гэ­ки» (по собств. сце­на­рию, 1927). Ран­ние лен­ты О. («По­те­ря же­ны», «Дур­нуш­ка», «Пе­ре­езд суп­ру­гов», все 1928, и др.) ис­пы­та­ли влия­ние амер. ко­ме­дии. По­сле­дую­щие ла­ко­нич­ные бес­сю­жет­ные филь­мы, пе­чаль­ные и ли­ри­че­ские, ок­ра­шен­ные мяг­ким юмо­ром, по­ка­зы­ва­ли совр. буд­нич­ную жизнь, взаи­мо­от­но­ше­ния ро­ди­те­лей и де­тей. Луч­шие филь­мы «не­мо­го» пе­рио­да: «Уни­вер­си­тет-то я окон­чил…» (1929), «То­кий­ский хор» (1931), «Ро­дить­ся-то я ро­дил­ся…» (1932), «По­весть о пла­ву­чей тра­ве» (1934), «То­кий­ская гос­ти­ни­ца» (1935). Пер­вый зву­ко­вой ф. – «Един­ст­вен­ный сын» (1936). Уча­ст­во­вал в япо­но-ки­тай­ской вой­не 1937–45 (в 1937–39) и во 2-й ми­ро­вой вой­не. Сре­ди филь­мов во­ен. лет: «Брат и се­ст­ра То­да» (1941), «Был отец» (1942). С кон. 1940-х гг. про­дол­жал ис­сле­до­вать жизнь япон. се­мьи: «Позд­няя вес­на» (1949), «Вре­мя сбо­ра уро­жая» (1951), «Вкус про­стой пи­щи» (1952), «То­кий­ская по­весть» (1953), «Ран­няя вес­на» (1956), «То­кий­ские су­мер­ки» (1957), «Цве­ты Хи­ган» (1958, пер­вый цвет­ной фильм О.), «Вкус сай­ры» (1962). Ре­жис­сёр­ский стиль О. – клас­си­ка япон. ки­но – стал од­ной из ос­нов тра­диц. шко­лы нац. ки­не­ма­то­гра­фа: спо­кой­ная ком­по­зи­ция, за­мед­лен­ность дей­ст­вия, от­сут­ст­вие ост­рых дра­ма­тич. кол­ли­зий, дол­гие об­щие пла­ны (сня­тые фрон­таль­но низ­ко рас­по­ло­жен­ной ка­ме­рой), чёт­кость и яс­ность кад­ров, от­сут­ст­вие за­тем­не­ний и на­плы­вов. С 1955 ге­не­раль­ный сек­ре­тарь Ас­со­циа­ции ки­но­ре­жис­сё­ров Япо­нии. Сре­ди др. филь­мов: «Всту­п­ле­ние в шко­лу бра­ка» (1930), «Вес­ну при­но­сит жен­щи­на» (1932), «Ка­приз» (1933), «Что за­бы­ла да­ма?» (1937), «За­пис­ки джент­ль­ме­на из ба­ра­ка» (1947), «Сё­ст­ры Му­на­ка­та» (1950). В 1985 В. Вен­дерс снял об О. до­ку­мен­таль­ный ф. «То­кио-га»; ему же (на­ря­ду с Ан­д­ре­ем А. Тар­ков­ским и Ф. Трюф­фо) по­свя­тил ф. «Не­бо над Бер­ли­ном» (1987). 

Лит.: Ива­са­ки А. Ис­то­рия япон­ско­го ки­но. М., 1966; Са­то Та­дао. Од­зу Я. – о гэйд­зю­цу. То­кио, 1971; Schrader P. Transcendental style in film: Ozu, Bresson, Dreyer. Berk., 1972; Ri­chie D. Ozu. Berk., 1974; Y. Ozu / Ed. Y. Gil­lett, D. Wilson. L., 1976; Bock А. Japanese film directors. Tokyo, 1978; Brossard J. P. Introduc­tion a Y. Ozu. Locarno, 1979; Bordwell D. Ozu and the poetics of cinema. L., 1988; Ishagh­pour Yu. Formes de l’impermanence: le style de Y. Ozu. Tours; P., 2002; Вен­дерс В. Ис­то­рия ис­ти­ны // Ки­но­вед­че­ские за­пис­ки. 2005. Вып. 75; Ри­чи Д. Я. Од­зу и грам­ма­ти­ка его филь­мов // Там же; Шре­дер П. Од­зу и дзэн // Там же. 

Вернуться к началу