КУРОСА́ВА АКИРА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУРОСА́ВА Акира (23.3.1910, Токио – 6.9.1998, Сетагая, Токио), япон. режиссёр, сценарист, продюсер. Из семьи офицера. Учился в Академии изящных искусств в Токио. Участвовал в работе Ассоциации пролетарского иск-ва Японии (1929). С 1936 работал агентом по рекламе, затем ассистентом режиссёра. Как режиссёр дебютировал в 1943 ф. «Сугата Сансиро» о становлении спортивной школы дзюдо. Демократич. убеждения К. нашли отражение в фильмах «Мужчины, идущие по следу тигра» (1945, запрещён оккупац. властями, вышел на экраны в 1952), «Я не жалею о своей юности» (1946), «Великолепное воскресенье» (1947), «Пьяный ангел» (1948) и др. Мировую славу принёс ф. «Расёмон» (по рассказам Рюноскэ Акутагавы, 1950, пр. Мкф в Венеции, пр. «Оскар»), в котором, разрушая япон. киноканоны, К. использовал новаторский приём представления разл. вариантов развития одного сюжета. Фильм открыл для Запада классич. япон. кино и создал предпосылки для признания мировым киносообществом двух крупнейших режиссёров – Ясудзиро Одзу и Кэндзи Мидзогути. В 1952 К. поставил ф. «Жить» (пр. Мкф в Зап. Берлине) – интимно-филос. эссе о смысле жизни и смерти, а в 1954 – эпич. остросюжетный ф. «Семь самураев». Режиссёрский темперамент, радикально-иронич. отношение к феод. морали и традициям позволили К. реформировать сугубо коммерч. жанры (напр., «кэнгэки» – жанр самурайского боевика). В 1959 К. организовал собств. компанию «Kurosawa production», где в жанре «кэнгэки» поставил фильмы «Телохранитель» (1961, пр. Мкф в Венеции) и «Цубаки Санзюро» (1962). Фильм «Красная борода» (1965, пр. Мкф в Венеции), рассказавший историю врача благотворит. больницы в Японии 19 в., вошёл в историю кино как шедевр гуманистич. иск-ва. Образцами кинематографич. прочтения лит. классики стали экранизации К.: «Идиот» (по одноим. роману Ф. М. Достоевского, 1951), «Трон в крови» (по «Макбету» У. Шекспира; 1957, пр. Мкф в Зап. Берлине), «На дне» (по одноим. пьесе М. Горького, 1957). Перенося действие этих произведений из Европы и России в Японию, режиссёр умел сохранить и передать их общечеловеческую суть. В 1970 поставил один из лучших своих фильмов «Додэскадэн» (в отеч. прокате – «Под стук трамвайных колёс»), коммерч. провал которого привёл К. к попытке самоубийства. В 1975 снял на киностудии «Мосфильм» ф. «Дерсу Узала» (по одноим. повести В. К. Арсеньева; гл. пр. Мкф в Москве, пр. «Оскар»). Мастером гармоничных массовых композиций и героич. батальных сцен К. выступил в фильмах «Тень воина» (1980, гл. пр. Мкф в Канне) и «Ран» («Смута», по мотивам трагедии «Король Лир» У. Шекспира, 1985). В 1990 снял ф. «Акира Куросава: сны». Культовыми стали на Западе ремейки его фильмов: «Великолепная семёрка» Дж. Стёрджеса (1960, на основе ф. «Семь самураев»), «За пригоршню долларов» С. Леоне (1964, на основе ф. «Телохранитель»), «Звёздные войны» Дж. Лукаса (1977, на основе снятого в 1958 ф. «Трое негодяев в скрытой крепости»). Юбилейная пр. Мкф в Москве (1979), Венеции (1982). Пр. «Оскар» за вклад в киноискусство (1990).