Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУРОСА́ВА АКИРА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 424

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Плахов
Кадр из фильма «Дерсу Узала». Режиссёр Акира Куросава. 1975.

КУРОСА́ВА Аки­ра (23.3.1910, То­кио – 6.9.1998, Се­та­гая, То­кио), япон. ре­жис­сёр, сце­на­рист, про­дю­сер. Из се­мьи офи­це­ра. Учил­ся в Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств в То­кио. Уча­ст­во­вал в ра­бо­те Ас­со­циа­ции про­ле­тар­ско­го иск-ва Япо­нии (1929). С 1936 ра­бо­тал аген­том по рек­ла­ме, за­тем ас­си­стен­том ре­жис­сё­ра. Как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал в 1943 ф. «Су­га­та Сан­си­ро» о ста­нов­ле­нии спор­тив­ной шко­лы дзю­до. Де­мо­кра­тич. убе­ж­де­ния К. на­шли от­ра­же­ние в филь­мах «Муж­чи­ны, иду­щие по сле­ду ти­гра» (1945, за­пре­щён ок­ку­пац. вла­стя­ми, вы­шел на эк­раны в 1952), «Я не жа­лею о сво­ей юности» (1946), «Ве­ли­ко­леп­ное вос­кре­се­нье» (1947), «Пья­ный ан­гел» (1948) и др. Ми­ро­вую сла­ву при­нёс ф. «Ра­сёмон» (по рас­ска­зам Рю­нос­кэ Аку­та­га­вы, 1950, пр. Мкф в Ве­не­ции, пр. «Ос­кар»), в ко­то­ром, раз­ру­шая япон. ки­но­ка­но­ны, К. ис­поль­зо­вал но­ва­тор­ский при­ём пред­став­ле­ния разл. ва­ри­ан­тов раз­ви­тия од­но­го сю­же­та. Фильм от­крыл для За­па­да клас­сич. япон. ки­но и соз­дал пред­по­сыл­ки для при­зна­ния ми­ро­вым ки­но­со­об­ще­ст­вом двух круп­ней­ших ре­жис­сё­ров – Ясуд­зи­ро Од­зу и Кэнд­зи Мид­зо­гу­ти. В 1952 К. по­ста­вил ф. «Жить» (пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не) – ин­тим­но-фи­лос. эс­се о смыс­ле жиз­ни и смер­ти, а в 1954 – эпич. остро­сю­жет­ный ф. «Семь са­му­ра­ев». Ре­жис­сёр­ский тем­пе­ра­мент, ра­ди­каль­но-иро­нич. от­но­ше­ние к феод. мо­ра­ли и тра­ди­ци­ям по­зво­ли­ли К. ре­фор­ми­ро­вать су­гу­бо ком­мерч. жан­ры (напр., «кэн­гэ­ки» – жанр са­му­рай­ско­го бое­ви­ка). В 1959 К. ор­га­ни­зо­вал собств. ком­па­нию «Kurosawa production», где в жан­ре «кэн­гэ­ки» по­ста­вил филь­мы «Те­ло­хра­ни­тель» (1961, пр. Мкф в Ве­не­ции) и «Цу­ба­ки Сан­зю­ро» (1962). Фильм «Крас­ная бо­ро­да» (1965, пр. Мкф в Ве­не­ции), рас­ска­зав­ший ис­то­рию вра­ча бла­го­тво­рит. боль­ни­цы в Япо­нии 19 в., во­шёл в ис­то­рию ки­но как ше­девр гу­ма­ни­стич. иск-ва. Об­раз­ца­ми ки­не­ма­то­гра­фич. про­чте­ния лит. клас­си­ки ста­ли эк­ра­ни­за­ции К.: «Иди­от» (по од­но­им. ро­ма­ну Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, 1951), «Трон в кро­ви» (по «Мак­бе­ту» У. Шек­спи­ра; 1957, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не), «На дне» (по од­но­им. пье­се М. Горь­ко­го, 1957). Пе­ре­но­ся дей­ст­вие этих про­из­ве­де­ний из Ев­ро­пы и Рос­сии в Япо­нию, ре­жис­сёр умел со­хра­нить и пе­ре­дать их об­ще­че­ло­ве­че­скую суть. В 1970 по­ста­вил один из луч­ших сво­их филь­мов «До­дэ­ска­дэн» (в отеч. про­ка­те – «Под стук трам­вай­ных ко­лёс»), ком­мерч. про­вал ко­то­ро­го при­вёл К. к по­пыт­ке са­мо­убий­ст­ва. В 1975 снял на ки­но­сту­дии «Мос­фильм» ф. «Дер­су Уза­ла» (по од­но­им. по­вес­ти В. К. Ар­сень­е­ва; гл. пр. Мкф в Мо­ск­ве, пр. «Ос­кар»). Мас­те­ром гар­мо­нич­ных мас­со­вых ком­по­зи­ций и ге­ро­ич. ба­таль­ных сцен К. вы­сту­пил в филь­мах «Тень вои­на» (1980, гл. пр. Мкф в Кан­не) и «Ран» («Сму­та», по мо­ти­вам тра­ге­дии «Ко­роль Лир» У. Шек­спи­ра, 1985). В 1990 снял ф. «Аки­ра Ку­ро­са­ва: сны». Куль­то­вы­ми ста­ли на За­па­де ре­мей­ки его филь­мов: «Ве­ли­ко­леп­ная се­мёр­ка» Дж. Стёрд­же­са (1960, на ос­но­ве ф. «Семь са­му­ра­ев»), «За при­горш­ню дол­ла­ров» С. Ле­о­не (1964, на ос­но­ве ф. «Те­ло­хра­ни­тель»), «Звёзд­ные вой­ны» Дж. Лу­ка­са (1977, на ос­но­ве сня­то­го в 1958 ф. «Трое не­годя­ев в скры­той кре­по­сти»). Юби­лей­ная пр. Мкф в Мо­ск­ве (1979), Ве­не­ции (1982). Пр. «Ос­кар» за вклад в ки­но­ис­кус­ст­во (1990).

Лит.: Та­дао Са­то. Ку­ро­са­ва Аки­ра-но сэ­кай. То­кио, 1969; Аки­ра Ку­ро­са­ва. М., 1977; Tas­so­ne A. Akira Kurosawa. P., 1990; Richie D. The films of Akira Kurosawa. 3rd ed. Berk.; L., 1996.

Вернуться к началу