МИДЗОГУ́ТИ КЭНДЗИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИДЗОГУ́ТИ Кэндзи (16.5.1898, Токио – 24.8.1956, Киото), япон. кинорежиссёр. В 1916 поступил в Ин-т зап. живописи Аохаси в Токио; после его окончания, сменив множество профессий, в нач. 1920-х гг. был принят в компанию «Nikkatsu» (Токио) на должность ассистента режиссёра. Как режиссёр дебютировал ф. «День, когда возвращается любовь» (1923). Один из зачинателей япон. киноискусства, М. уже в фильмах 1920-х гг. проявил себя как ниспровергатель театральной условности в кино, экспериментатор в области киноязыка. Под влиянием нем. экспрессионизма в 1923 снял ф. «Кровь и душа», а также экранизировал произведения зап. лит-ры – поставил фильмы «813» (по М. Леблану) и «Порт в тумане» (по пьесе «Анна Кристи» Ю. О’Нила), принёсший М. первый успех. В фильмах «Весенний шёпот бумажной куклы» и «Безумная страсть учительницы» (оба 1926) М. обратился к социальным проблемам, которые стали центральными и в дальнейших работах: «Токийский марш» и «Симфония города» (оба 1929), «Родина» (1930). Гл. темой творчества М. стало столкновение традиц. быта и мировоззрения с совр. укладом жизни. В 1936 по сценариям Ёсиката Ёда он поставил лучшие в довоенном япон. кино фильмы «Элегия Нанива» и «Гионские сёстры». Особое место в работах режиссёра занимала судьба женщины («Победа женщины» и «Пять женщин вокруг Утамаро», оба 1946; «Женщины ночи», 1948); позднее в описании женских судеб М. перешёл от романтич. образов к суровому реализму. В годы 2-й мировой войны и во 2-й пол. 1940-х гг. снимал фильмы о театре кабуки на легендарные и мифологич. сюжеты: «Жизнь актёра» (1941), «Гэнроку Тюсингура» (1942) и др. Точно воссоздавая атмосферу действия, М. причудливо сочетал реальное и ирреальное. На композиционном и изобразит. решении его фильмов сказалось влияние традиц. япон. живописи (преобладание долгих общих планов, снятых с одной точки, и др.). В 1950-е гг. М. создал фильмы, вошедшие в золотой фонд мирового кино: «Женщина Сайкаку» (по Ихара Сайкаку, др. назв. «Жизнь О’Хару, куртизанки»; в отеч. прокате «Жизнь без счастья», 1952, пр. Мкф в Венеции), «Угэцу моногатари» (по сб. рассказов «Луна в тумане» Акинари Уэда, др. назв. «Сказки туманной луны после дождя», 1953, пр. Мкф в Венеции), «Управляющий Сансё» (по Огай Мори, пр. Мкф в Венеции) и «Повесть Тикамацу» (оба 1954), «Ёкихи» («Ян-Гуй-фэй») и «Новая повесть о Гэндзи» («Синхэйкэ моногатари») – оба 1955. Последний ф. «Район красных фонарей» (1956) – иронич. вариация на тему любви. В 1975 вышел документальный ф. «Жизнь одного кинорежиссёра… Кэндзи Мидзогути» (реж. Кането Синдо).