О’НИ́Л ЮДЖИН ГЛАДСТОН
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О’НИ́Л (O’Neill) Юджин Гладстон (16.10.1888, Нью-Йорк – 27.11.1953, Бостон), амер. драматург. Родился в семье ирл. эмигрантов, сын драматич. актёра. Был вынужден прервать учёбу в Принстонском ун-те (1906–07); женился против воли отца, покинул дом, переменил множество профессий (матрос, разнорабочий, золотоискатель, репортёр и др.). Скитался по Юж. Америке. В 1914 посещал семинар по драматургии в Гарвардском ун-те. Первый сб. «Жажда и другие одноактные пьесы» («Thirst, and other one act plays») вышел в 1914. В 1916 группой молодых театральных новаторов «Провинстаун плейерс» была поставлена первая «морская» пьеса О’Н. «К востоку, на Кардифф» («Bound east for Cardiff», 1916), а вскоре – и все остальные его одноактные «морские» пьесы, с присущими им повышенным вниманием к неприглядным сторонам амер. действительности, беспощадным реализмом, часто переходящим в натурализм, острой экспрессивностью, отказом от штампов и устоявшихся приёмов, которыми О’Н. бросал вызов мелкотемью и развлекательности господствовавших на амер. сцене фарсов и мелодрам.
Широкую популярность снискали многоактные драмы О’Н., ставившиеся на Бродвее в 1920-е гг.: «За горизонтом» («Beyond the horizon», 1920, рус. пер. 1971), «Король Джон» («The emperor Jones», 1921, рус. пер. 1926), «Анна Кристи» («Anna Christie», 1921, рус. пер. 1925), «Косматая обезьяна» («The hairy ape», 1922, рус. пер. 1925), «Крылья даны всем детям человеческим» («All God’s сhildren got wings», 1924, в рус. пер. – «Негр», 1930), «Любовь под вязами» («Desire under the elms», 1925, рус. пер. 1927), «Великий бог Браун» («The great god Brown», 1926) и др., для которых характерны столкновение возвышенной романтич. мечты и грубой реальности, бурные душевные переживания, расовые и социальные конфликты, убедительная психологич. прорисовка персонажей. Во многом развивавшие традиции А. Стриндберга, Б. Шоу, Г. Ибсена, эти пьесы заложили основы амер. драматургии 20 в. Новаторский характер присущ пьесам «Великий бог Браун», «Лазарь смеялся» («Lazaurus laughed», 1927), 9-актной пьесе «Странная интерлюдия» («Strange interlude», 1928), где О’Н. открыто экспериментирует со сценич. пространством, широко использует маски и хор, внутренний монолог и приём потока сознания, а также, резко порывая с традициями сценич. декламации, воссоздаёт особый мир «театра творческого воображения».
Мотивы утраты нравств. ориентиров и общих ценностей, отчуждения личности от враждебного и равнодушного мира, краха и распада амер. семьи характерны для монументальной трилогии «Траур – участь Электры» («Mourning becomes Electra», 1931, рус. пер. 1975), в которой разворачивающаяся на амер. Юге история приобретает масштаб др.-греч. трагедии.
Среди наиболее значит. произведений позднего периода – аллегорич. трагедия «Продавец льда грядёт» («The iceman cometh», созд. в 1939, пост. в 1946), автобиографич. психологич. драмы «Долгое путешествие в ночь» («Long day’s journey into night», 1940, рус. пер. 1971), «Луна для пасынков судьбы» («A moon for the misbegotten», 1942, рус. пер. 1971). В сер. 1930-х – 1940-е гг. работал над эпико-драматич. циклом «Сказание о собственниках, обокравших себя самих» («A tale of possesions self-dispossesed») – почти двухвековой истории возникновения и краха одного из амер. семейных кланов; будучи неудовлетворён результатом, уничтожил б. ч. созданного текста (из 6 написанных пьес сохранились 2).
В СССР популярность О’Н. в 1920–1930-е гг. связана с успешными постановками его пьес в Камерном театре А. Я. Таирова в Москве. Некоторые пьесы О’Н. экранизированы.
Нобелевская пр. (1936).