Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́НЕКЕ МИХАЭЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 743

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Плахов

ХА́НЕКЕ (Haneke) Ми­ха­эль (р. 23.3.1942, Мюн­хен), австр. ре­жис­сёр. Из ак­тёр­ской се­мьи. В 1960-х гг. учил­ся в Вен­ском ун-те. Как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал в 1989 ф. «Седь­мой кон­ти­нент» (пр. Мкф в Ло­кар­но), от­крыв сво­е­го ро­да тет­ра­ло­гию об ох­ва­тив­шем мир бы­то­вом на­си­лии, ко­то­рую про­дол­жи­ли лен­ты «Ви­део Бен­ни» (1992), «71 фраг­мент хро­но­ло­гии слу­чай­ностей» (1994) и «За­бав­ные иг­ры» (1997). При­бе­гая к шо­ко­вым эф­фек­там, от­вер­гая жанр кри­ми­наль­но­го трил­ле­ра и па­ро­дии на не­го эпо­хи постмо­дер­низ­ма, Х. пред­ла­га­ет жё­ст­кий со­цио­ло­гич. ана­лиз со­стоя­ния совр. ци­ви­ли­за­ции. Кар­ти­на «Пиа­ни­ст­ка» (2001, гл. пр. Мкф в Кан­не) ин­тер­пре­ти­ру­ет од­ноим. фе­ми­ни­ст­ский ро­ман Э. Ели­нек с по­зи­ций пси­хо­ана­ли­за. В 2003 по­ста­вил ан­ти­уто­пию о кол­лап­се ци­ви­ли­за­ции «Вре­мя вол­ков», в 2005 – ф. «Скры­тое» (пр. Мкф в Кан­не) о не­чис­той со­вес­ти и боль­ном под­соз­на­нии бла­го­по­луч­ных бур­жуа. В ф. «Бе­лая лен­та» (2009, гл. пр. Мкф в Кан­не) ис­сле­ду­ют­ся со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. и ре­лиг. ис­то­ки на­циз­ма. Кар­ти­на «Лю­бовь» (2012, гл. пр. Мкф в Кан­не, пр. «Ос­кар») по­ве­ст­ву­ет о борь­бе по­жи­лых суп­ру­гов со ста­рос­тью и смер­тью. Ра­бо­ты Ч. от­ме­че­ны вы­со­кой кон­цен­тра­ци­ей ква­зи­до­ку­мен­таль­но­го реа­лиз­ма, обо­ра­чи­ваю­ще­го­ся фан­тас­ма­го­ри­ей и кош­ма­ром.

Лит.: Пла­хов А. С. Ре­жис­се­ры на­стоя­ще­го. СПб., 2008. Т. 2: Ра­ди­ка­лы и ми­ни­ма­ли­сты; Wheatley C. M. Haneke’s cinema: The ethic of the image. N. Y.; L., 2009; M. Haneke // Mo­dern Austrian Literature. 2010. Vol. 43. № 2; Fascinatingly disturbing: Interdisciplinary perspectives on M. Haneke’s cinema / Ed. A. D. Ornella, S. Knauss. Eugene, 2010.

Вернуться к началу