ТАРАНТИ́НО КВЕНТИН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАРАНТИ́НО (Tarantino) Квентин (Квентин Джером) (р. 27.3.1963, Ноксвилл, штат Теннесси), амер. режиссёр, сценарист. Работал билетёром в порнокинотеатре и пункте видеопроката, по вечерам посещал актёрские курсы. Начал писать сценарии и выступать в телешоу. Первый полнометражный ф. «Бешеные псы» (1992, сценарий Т.), ставший вехой в развитии независимого кино США, вызвал отторжение у мн. зрителей сценами показной жестокости. В дебюте проявились и др. характерные черты драматургии и стиля Т.: чёрный юмор, обилие разг. сцен на не относящиеся к действию темы, эстетизация ненормативной лексики. Высшей точки эта тенденция достигла в ф. «Криминальное чтиво» (1994, пр. Мкф в Канне, пр. «Оскар» за сценарий), снятом в жанре «неонуар» и получившем культовую известность. Сюжет представляет собой попурри по мотивам фильмов категории «Б» и др. артефактов поп-культуры. Открытием Т. стало радикальное нарушение хронологии повествования, которое проявляло его скрытый абсурдизм. Яркий представитель постмодернизма, окончательно стёр грань между интеллектуальным и жанровым кинематографом. Фильмы Т. эксплуатируют энергию «низких» жанров, от «спагетти-вестернов» до самурайского кино. Наиболее значителен в этом ряду криминальный боевик «Убить Билла» (2003–04) по сценарию, разработанному Т. вместе с актрисой У. Турман. В картине отразилось увлечение Т. кит. жанром «уся» (фантастика, приключения, вост. единоборства) и итал. «джалло» (фильм ужасов в сочетании с эротикой). Среди др. фильмов: «Джеки Браун» (1997), «Доказательство смерти» (2007). По сценариям Т. сняты фильмы «Настоящая любовь» Т. Скотта (1993), «Прирождённые убийцы» О. Стоуна (1994), «От заката до рассвета» Р. Родригеса (1996) и др. На рубеже 20–21 вв. завоевавшего мировую популярность Т. критиковали за цинизм и нарушение канонов политкорректности: в частности мн. фразы из его фильмов воспринимались как расистские. В более поздних фильмах Т. стремился исправить репутацию. В «Бесславных ублюдках» (2009) предложил альтернативную версию 2-й мировой войны, где ключевую роль мстителей и победителей отвёл евреям. В посвящённом эпохе рабства ф. «Джанго освобождённый» (2012, пр. «Оскар» за сценарий) героизировал чернокожих персонажей, хотя и сохранил присущую его манере тотальную пародийность. В 2015 выпустил ф. «Омерзительная восьмёрка». Выступает также как продюсер и актёр.