Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮМЬЕ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 260

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Кадр из фильма «Политый поливальщик». Режиссёр Л. Люмьер. 1895.

ЛЮМЬЕ́Р (Lumière) Луи (5.10.1864, Бе­зан­сон – 6.6.1948, Бан­доль), изо­бре­та­тель ки­не­ма­то­гра­фа, ос­но­во­по­лож­ник франц. ки­но­про­из­вод­ст­ва и ки­но­ре­жис­су­ры. В Лио­не окон­чил тех­нич. шко­лу и ра­бо­тал на фаб­ри­ке фо­то­пла­стин, при­над­ле­жав­шей его от­цу. Изо­брёл пла­сти­ны, по­кры­тые со­еди­не­ни­ем бро­ма с же­ла­ти­ном, что спо­соб­ст­во­ва­ло про­цве­та­нию се­мей­но­го де­ла. По­зна­ко­мив­шись с «ки­не­то­ско­пом» Т. А. Эди­со­на, Л. за­ин­те­ре­со­вал­ся про­бле­мой све­то­вой про­ек­ции «дви­жу­щих­ся фо­то­гра­фий» и вме­сте с бра­том Огю­стом Люмь­е­ром (19.10.1862, Бе­зан­сон – 10.4.1954, Ли­он) ра­бо­тал над изо­бре­те­ни­ем собств. про­ек­то­ра. В 1894 скон­ст­руи­ро­ва­на пер­вая ки­но­ка­ме­ра, а за­тем – ап­па­рат, спо­соб­ный сни­мать, раз­мно­жать ко­пии и де­мон­ст­ри­ро­вать сня­тое. Он был за­па­тен­то­ван в 1895 и по­лу­чил назв. «си­не­ма­то­граф». Пер­вый пуб­лич­ный плат­ный се­анс со­сто­ял­ся в Па­ри­же в под­ва­ле «Гран ка­фе» на буль­ва­ре Ка­пу­ци­нок 28.12.1895. Л. ор­га­ни­зо­вал се­рий­ный вы­пуск ап­па­ра­тов, про­из-во ки­но­плён­ки и съём­ку филь­мов. Пер­вая «про­грам­ма Люмь­е­ра» вклю­ча­ла сце­ны, сня­тые с на­ту­ры: «Вы­ход ра­бо­чих с за­во­да Люмь­ер», «При­бы­тие по­ез­да на во­кзал Ла Сьо­та», «Раз­ру­ше­ние сте­ны» и т. п., а так­же ко­мич. сцен­ку «По­ли­тый по­ли­валь­щик». В по­сле­дую­щие го­ды Л. ра­зо­слал по все­му ми­ру сво­их опе­ра­то­ров – «охот­ни­ков за кад­ра­ми». Вы­пус­тил ок. 1,5 тыс. филь­мов про­дол­жи­тель­но­стью 1–2 мин: в осн. ре­пор­та­жи, ви­до­вые филь­мы, иг­ро­вые сцен­ки с про­стым дей­ст­ви­ем, ино­гда на лит. сю­жет («Фа­уст и Ме­фи­сто­фель», «Си­няя бо­ро­да») или на «ис­то­рич. сю­жет» («На­по­ле­он и ча­со­вой», «Смерть Ма­ра­та» и т. п.). Не вы­дер­жав кон­ку­рен­ции с др. фир­ма­ми, Л. в 1898 пре­кра­тил мас­со­вый вы­пуск филь­мов и про­дол­жал за­ни­мать­ся толь­ко пром. про­из-вом ки­но­ап­па­ра­тов, ки­но- и фо­то­плён­ки. В 1900 во вре­мя Все­мир­ной вы­став­ки в Па­ри­же де­мон­ст­ри­ро­вал свои филь­мы на боль­шом (20 м) эк­ра­не, ис­поль­зуя 75-мил­ли­мет­ро­вую плён­ку. Экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал так­же в об­лас­ти цвет­но­го кино, сте­рео­ки­но и т. п. Во Фран­ции с 1996 еже­год­но при­су­ж­да­ет­ся пр. име­ни Люмь­е­ра за луч­ший фран­цуз­ский или фран­коя­зыч­ный фильм.

Лит.: Гол­дов­ский Е. М. Л. Люмь­ер. М., 1935; Kubnick H. Les frères Lumière. P., 1938; L. Lu­mière / Éd. G. Sadoul. P., 1964; Rittaud-Hu­tinet J. A. et L. Lumière: les 1000 pre­miers films. P., 1990; 100 années Lumière: rétro­spec­tive de l’œuvre documentaire des grands ci­né­astes francąis, de L. Lumière jusqu’à nos jours. 2  ́ed. P., 1991; Borgé G., Borgé M. Les Lumière: Antoine, Auguste, Louis et les autres: l’inven­tion du cinéma, les autochromes. Lyon, 2004.

Вернуться к началу