ДЕ СИ́КА
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕ СИ́КА (De Sica) Витторио (7.7.1901, Сора, близ г. Фрозиноне – 13.11.1974, Париж), итал. режиссёр, актёр. Как киноактёр дебютировал в 1918 в ф. «Процесс Клемансо». Будучи студентом Высшего коммерч. ин-та в Милане, в 1923 поступил в театральную труппу Т. Павловой, с 1925 «герой-любовник» в труппе И. Альмиранте. В этом же амплуа выступал в фильмах «Компания сумасшедших», «Старая синьора», «Что за подлецы эти мужчины!» и др. Завоевал популярность и как исполнитель песен из кинофильмов. Режиссёрский кинодебют – «Алые розы» (1940). Поставил лирич. комедии «Маддалена, ноль за поведение» (1940), «Тереза-Пятница» (1941), «Гарибальдиец в монастыре» (1942). Фильм «Дети смотрят на нас» (1943) положил начало многолетнему сотрудничеству с Ч. Дзаваттини и вошёл в историю итал. кино как провозвестник неореализма. Мировую славу Де С. принёс ф. «Шуша» (1946), снятый в документальной стилистике и рассказывающий о послевоенной детской беспризорности. В сокровищницу мирового киноискусства вошли неореалистич. фильмы, поднимавшие острые социальные темы: «Похитители велосипедов» (1948, пр. «Оскар» и мн. др.), «Чудо в Милане» (1950, гл. пр. Мкф в Канне), «Умберто Д.» (1951), «Крыша» (1956). В 1960 экранизировал роман А. Моравиа «Чочара», в 1961 создал сатирич. сказку «Страшный суд», в 1962 – антивоенный ф. «Затворники Альтоны» (по Ж. П. Сартру). Творчеству Де С. одинаково присущи психологич. глубина, высокий драматизм и гротеск, лёгкая, изящная комедийность. Его работы отличают тонкий худож. вкус и такт, безупречность актёрских ансамблей. Среди наиболее значит. фильмов 1960–70-х гг.: «Вчера, сегодня, завтра» (1963, пр. «Оскар»), «Брак по-итальянски» (1964), «Подсолнухи» (1969, совм. с СССР), «Сад Финци-Контини» (1970, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине, пр. «Оскар»), «Поездка» (1974).
В 1940–50-х гг. Де С. снялся более чем в 150 фильмах, воплощая образы стареющих ловеласов или фатоватых плутов («Хлеб, любовь и фантазия», «Вилла Боргезе», «Двоеженец», «Золото Неаполя» и др.). В фильме Р. Росселлини «Генерал Делла Ровере» (1959) актёр показал сложный процесс духовного перерождения беспринципного пройдохи Бертоне, ставшего героем Движения Сопротивления. Игру Де С. отличали достоверность, меткие социальные и психологич. характеристики, природный артистизм.