НОРШТЕ́ЙН ЮРИЙ БОРИСОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОРШТЕ́ЙН Юрий Борисович [р. 15.9.1941, дер. Андреевка Головинщинского р-на (ныне село Каменского р-на) Пензенской обл.], рос. режиссёр, художник анимац. кино, нар. арт. РФ (1996). В 1961 окончил курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Дебютировал новаторским ф. «25-е, первый день» (1968, совм. с А. Г. Тюриным), где прямолинейный революц. плакат совместил с традициями живописи и графики нач. 20 в. На основе старинной рус. живописи (фрески, миниатюры, иконы и др.) в технике плоских кукол создан пронизанный христианскими мотивами ф. «Сеча при Керженце» (1971, совм. с И. П. Ивановым-Вано; Гран-при Мкф в Загребе и Нью-Йорке). Худож. традиции ярмарочного лубка и иронич. совр. видение соединены в ф. «Лиса и заяц» (1973, пр. Мкф в Загребе). В элегии «Цапля и журавль» (1974, пр. Мкф в Анси, Нью-Йорке, Мельбурне и др.; пр. Мкф для детей и юношества в Тегеране) пародия на «высокие» отношения, в которых правила поведения препятствуют проявлению подлинных чувств. Широкую популярность завоевал ф. «Ёжик в тумане» (1975, Гран-при Мкф для детей и юношества в Тегеране, пр. Мкф в Лондоне, Сиднее и др.), в котором пространство сказки предстаёт в пространстве детского сна, наполненного острым чувством незащищённости и растерянности. Путь героя к другу превращается в духовный путь в поисках самого себя. В метафизич. балладе «Сказка сказок» (1979, Гран-при Мкф в Лилле и в Загребе, пр. Мкф в Оттаве) как осколки памяти всплывают образы России 20 в. Герой фильма – трогательный Волчок из детской колыбельной, воспринимающий мир как великую тайну. Прошлое и будущее, сказочное и реальное свободно соединяются на экране, создавая образ вечного бытия. Все работы 1970-х гг. созданы в содружестве с художником Ф. А. Ярбусовой (жена Н.). Как изящная лирич. стилизация на япон. мотивы снят ф. «Зимние дни» (2003). С 1981 Н. работает над полнометражным анимац. ф. «Шинель» (по Н. В. Гоголю). Ассоциативность мышления, метафоричность образов, сопоставление разл. пространственно-временных категорий в поэтически преломлённой худож. форме – составляющие уникального авторского почерка Н. В своих работах использует спец. технику многоярусной перекладки изображения, что придаёт анимац. фильмам эффект трёхмерности. В 1993 совм. с А. Ю. Хржановским, Э. В. Назаровым и Ф. С. Хитруком основал в Москве Школу-студию анимац. фильмов ШАР («Школа аниматоров-режиссёров»). В 1979–96 преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров в Москве (отделение режиссуры анимац. кино). Автор сценариев некоторых своих фильмов. Участвовал в создании более 40 анимац. фильмов. Гос. пр. СССР (1979).