Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИТРУ́К ФЁДОР САВЕЛЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 91

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Фото В. Малышева / РИА Новости

ХИТРУ́К Фё­дор Са­вель­е­вич [18.4(1.5).1917, Тверь – 3.12.2012, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1968), нар. арт. СССР (1987). Уча­ст­ник Вел. Отеч. вой­ны. В 1936 в Мо­ск­ве окон­чил ху­дож. тех­ни­кум, в 1938 – Ин-т по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции ху­дож­ни­ков-гра­фи­ков (мас­тер­ская Н. Н. Вы­ше­слав­це­ва), в 1943 – Ин-т иностр. язы­ков. В 1937–41 и в 1948–83 на ки­но­сту­дии «Со­юз­мульт­фильм» (в 1956–81 пре­по­да­вал на кур­сах ху­дож­ни­ков-муль­ти­пли­ка­то­ров). Ро­до­на­чаль­ник прит­че­во­го жан­ра в сов. ани­ма­ци­он­ном ки­но. Ре­жис­сёр­ский де­бют «Ис­то­рия од­но­го пре­сту­п­ле­ния» (1962) – транс­фор­ма­ция рек­лам­но­го пла­ка­та в са­ти­рич. рас­сказ при тон­кой раз­ра­бот­ке со­ци­аль­но­го фо­на. В 1964 в клас­сич. тра­ди­ци­ях по­ста­вил ф. «Топ­тыж­ка» (пр. Мкф в Ве­не­ции), в 1965 – ли­рич. сказ­ку «Ка­ни­ку­лы Бо­ни­фа­ция», в 1966 – ост­рог­ро­те­ско­вый ф. «Че­ло­век в рам­ке». В жан­ре экс­цен­трич. ко­ме­дии вы­пус­тил кар­ти­ну «Фильм, фильм, фильм» (1968, пр. Мкф в Нью-Йор­ке). По­пу­ляр­ную три­ло­гию «Вин­ни-Пух» (1969), «Вин­ни-Пух идёт в гос­ти» (1971) и «Вин­ни-Пух и день за­бот» (1972, совм. с Г. М. Со­коль­ским) от­ли­ча­ет но­ва­тор­ская фор­ма по­ве­ст­во­ва­ния с внутр. под­тек­стом, на­сы­щен­ным тон­ки­ми и за­бав­ны­ми де­та­ля­ми. Глу­бо­ким дра­ма­тиз­мом, серь­ёз­ной про­бле­ма­ти­кой от­ме­че­ны лен­ты «Ост­ров» (1973, Гран-при Мкф в Кан­не), «Да­рю те­бе звез­ду» (1974, пр. Мкф в Кан­не), «Икар и муд­ре­цы» (1976), «Лев и бык» (1983). В на­уч­но-по­пу­ляр­ном жан­ре по­ста­вил филь­мы «Юно­ша Фрид­рих Эн­гельс» (совм. с кол­лек­ти­вом ав­то­ров, 1970; пр. Мкф в Обер­хау­зе­не; Нац. пр. ГДР, 1971) и «Олим­пио­ни­ки» (1982). Ис­поль­зуя тех­ни­ку кол­ла­жа, со­здал иро­нич­ные ри­со­ван­ные «вкла­ды­ши» в иг­ро­вые филь­мы «Зиг­заг уда­чи» (1968), «Лю­бить че­ло­ве­ка» (1973), «Бег­ст­во мис­те­ра Мак-Кин­ли» (1975), до­ку­мен­таль­ный ф. «О, спорт, ты – мир!» (1981; Гос. пр. СССР, 1982). В 1980–88 пре­зи­дент Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­ции ани­мац. ки­но (ASIFA). В 1983–92 худ. рук. сту­дии «Мульт­те­ле­фильм». В 1993 совм. с Э. В. На­за­ро­вым, Ю. Б. Нор­штей­ном, А. Ю. Хржа­нов­ским ос­но­вал в Мо­ск­ве Шко­лу-сту­дию ШАР («Шко­ла ани­ма­то­ров-ре­жис­сё­ров»). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их и др. филь­мов. Пр. «За до­сти­же­ния в про­фес­сии» Мкф в Ан­си (2006). В 1980–2003 пре­по­да­вал на Выс­ших кур­сах сце­на­ри­стов и ре­жис­сё­ров. Гос. пр. СССР (1976).

Соч.: Раз­го­вор о про­фес­сии // Муд­рость вы­мыс­ла. Мас­те­ра муль­ти­п­ли­ка­ции о се­бе и сво­ем ис­кус­ст­ве / Сост. С. Асе­нин. М., 1983; [В кн.:] Со­тво­ре­ние филь­ма, или Не­сколь­ко ин­тер­вью по слу­жеб­ным во­про­сам. М., 1990; Вос­по­ми­на­ния // Ки­но­вед­че­ские за­пис­ки. 2005. № 73; Про­фес­сия – ани­ма­тор. М., 2007. Т. 1–2.

Вернуться к началу