СТИЛИЗА́ЦИЯ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТИЛИЗА́ЦИЯ, худож. приём: подчёркнутая имитация характерных особенностей того или иного стиля (конкретного автора, жанра, направления и др.), как правило связанная с его переосмыслением; одна из форм интертекстуальности. Обнаруживает близость к подражанию и пародии. Объектом С. чаще всего становятся удалённые во времени или пространстве обобщённо воспринимаемые стили эпохи или нац. культуры.
Литература
В литературе термин «С.» обычно используется применительно к авторской речи, ориентированной на воспроизведение лит. норм, в отличие от сказа, воспроизводящего внелитературные речевые формы, хотя их и объединяет общий принцип – ориентация на «чужую речь» как «выражение особой точки зрения» (М. М. Бахтин). С. утверждается с кон. 18 в. и связана со становлением историзма в предромантич. и романтич. эстетике. Особенно характерной стала фольклорная С. (обработки кельт. преданий Дж. Макферсона, «Песни западных славян» А. С. Пушкина, песня «Ах, тошно мне…» К. Ф. Рылеева, «Песня про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова); получили распространение С. худож.-речевых особенностей «чужих» культур («Подражания древним» К. Н. Батюшкова, «Подражания Корану» А. С. Пушкина), а также индивидуальных творч. стилей («Подражание Лафару» Е. А. Боратынского, «Подражание Беранже» А. А. Дельвига, «Подражание Байрону» М. Ю. Лермонтова). С. широко используется в лит-ре постмодернизма, где становится одним из способов игры с читателем.
Музыка
В музыке объектом С. могут выступать композиторский, нац. или историч. стиль (фп. пьеса «В подражание Альбенису» Р. К. Щедрина, «Испанская симфония» и «Русский концерт» Э. Лало, «Классическая симфония» С. С. Прокофьева), жанр – в частности, сюита («Из времён Хольберга» Э. Грига) или концерт (произведения А. Г. Шнитке в жанре кончерто гроссо), отд. элементы к.-л. индивидуального стиля («дьявольское пиццикато» в 19-й вариации «Рапсодии на тему Паганини» С. В. Рахманинова). С. встречается в 19 в. (пьесы «Шопен», «Паганини» и др. в фп. цикле «Карнавал» Р. Шумана, пастораль «Искренность пастушки» из «Пиковой дамы» П. И. Чайковского), но особенно распространена в 20 в. (чаще в рамках неоклассицизма, неоромантизма, неофольклоризма). Нередко С. сопутствуют полистилистика и коллаж.
Театр
В театре С. нацелена на преодоление прозаич. типа мышления поэтическим, аналитического – синтетическим, жизнеподобия – условностью, иллюстративности – образностью, историзма – мифологией, литературности – театральностью, аскетизма – красочностью. Определила существо театральной культуры эпохи модерна. Сыграла значит. роль в формировании режиссёрского театра, т. к. предполагала стройную стилистич. системность спектакля, связывающую худож. пространство, партитуру движения, мизансценич. рисунок и принципы актёрской игры; партитура спектакля строилась как синтез специфически театральных приёмов. В Европе принцип нашёл яркое отражение в творчестве режиссёров: У. Поула (Великобритания), О. М. Люнье-По, М. Рейнхардта. В России развитию сценич. С. способствовал приход в театр художников «Мира искусства». В 1900–10-х гг. В. Э. Мейерхольд разрабатывал С. как осознанный метод (предполагал, в частности, плоскостный принцип оформления спектакля, цитирование иск-ва прошлого, в т. ч. живописи и скульптуры; укрупнённость музыкально-пластич. актёрских приёмов, преобладание ритмич. и мелодич. аспектов речи над семантическими, декоративность, зрелищность всех компонентов спектакля и т. п.). С. сочеталась с принципами жизненной детализации психологич. театра в спектаклях МХТ («Антигона» Софокла, 1899; «Борис Годунов» А. С. Пушкина, 1907; «Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Брак поневоле» и «Мнимый больной» Мольера, 1913). Принцип С. использовали Ф. Ф. Комиссаржевский и Н. Н. Евреинов.
Пластическое искусство
В пластических искусствах: 1) имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом худож. контексте (напр., многочисл. исторические стили 19 – нач. 20 вв.; см. также Историзм и Эклектизм).
2) Декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов, упрощения рисунка и формы, цвета и объёма; необходимый метод в тех видах иск-ва, где требуется декоративная ритмич. организация целого. Играет важную роль в орнаменте, где фигуры и предметы превращены в мотивы узора.