Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТИЛИЗА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 248

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Песочинский (театр)
Фото Д.В. Соловьёва Стилизация. Библиотека Николая II (в стиле неоготики) в Зимнем дворце в С.-Петербурге. 1894–95. Архитектор А.Ф. Красовский.

СТИЛИЗА́ЦИЯ, ху­дож. при­ём: под­чёрк­ну­тая ими­та­ция ха­рак­тер­ных осо­бен­но­стей то­го или ино­го сти­ля (кон­крет­но­го ав­то­ра, жан­ра, на­прав­ле­ния и др.), как пра­ви­ло свя­зан­ная с его пе­ре­ос­мыс­ле­ни­ем; од­на из форм ин­тер­тек­сту­аль­но­сти. Об­на­ру­жи­ва­ет бли­зость к под­ра­жа­нию и па­ро­дии. Объ­ек­том С. ча­ще все­го ста­но­вят­ся уда­лён­ные во вре­ме­ни или про­стран­ст­ве обоб­щён­но вос­при­ни­мае­мые сти­ли эпо­хи или нац. куль­ту­ры.

Литература

В ли­те­ра­ту­ре тер­мин «С.» обыч­но ис­поль­зу­ет­ся при­ме­ни­тель­но к ав­тор­ской ре­чи, ори­ен­ти­ро­ван­ной на вос­про­из­ве­де­ние лит. норм, в от­ли­чие от ска­за, вос­про­из­во­дя­ще­го вне­ли­те­ра­тур­ные ре­че­вые фор­мы, хо­тя их и объ­е­ди­ня­ет об­щий прин­цип – ори­ен­та­ция на «чу­жую речь» как «вы­ра­же­ние осо­бой точ­ки зре­ния» (М. М. Бах­тин). С. ут­вер­жда­ет­ся с кон. 18 в. и свя­за­на со ста­нов­ле­ни­ем ис­то­риз­ма в пред­ро­ман­тич. и ро­ман­тич. эс­те­ти­ке. Осо­бен­но ха­рак­тер­ной ста­ла фольк­лор­ная С. (об­ра­бот­ки кельт. пре­да­ний Дж. Мак­фер­со­на, «Пес­ни за­пад­ных сла­вян» А. С. Пуш­ки­на, пес­ня «Ах, тош­но мне…» К. Ф. Ры­лее­ва, «Пес­ня про ца­ря Ива­на Ва­силь­е­ви­ча…» М. Ю. Лер­мон­то­ва); по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние С. ху­дож.-ре­че­вых осо­бен­но­стей «чу­жих» куль­тур («Под­ра­жа­ния древ­ним» К. Н. Ба­тюш­ко­ва, «Под­ра­жа­ния Ко­ра­ну» А. С. Пуш­ки­на), а так­же ин­ди­ви­ду­аль­ных творч. сти­лей («Под­ра­жа­ние Ла­фа­ру» Е. А. Бо­ра­тын­ско­го, «Под­ра­жа­ние Бе­ран­же» А. А. Дель­ви­га, «Под­ра­жа­ние Бай­ро­ну» М. Ю. Лер­мон­то­ва). С. ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в лит-ре по­стмо­дер­низ­ма, где ста­но­вит­ся од­ним из спо­со­бов иг­ры с чи­та­те­лем.

Музыка

В му­зы­ке объ­ек­том С. мо­гут вы­сту­пать ком­по­зи­тор­ский, нац. или ис­то­рич. стиль (фп. пье­са «В под­ра­жа­ние Аль­бе­ни­су» Р. К. Щед­ри­на, «Ис­пан­ская сим­фо­ния» и «Рус­ский кон­церт» Э. Ла­ло, «Клас­си­че­ская сим­фо­ния» С. С. Про­кофь­е­ва), жанр – в ча­ст­но­сти, сюи­та («Из вре­мён Холь­бер­га» Э. Гри­га) или кон­церт (про­из­ве­де­ния А. Г. Шнит­ке в жан­ре кон­чер­то грос­со), отд. эле­мен­ты к.-л. ин­ди­ви­ду­аль­но­го сти­ля («дья­воль­ское пиц­ци­ка­то» в 19-й ва­риа­ции «Рап­со­дии на те­му Па­га­ни­ни» С. В. Рах­ма­ни­но­ва). С. встре­ча­ет­ся в 19 в. (пье­сы «Шо­пен», «Па­га­ни­ни» и др. в фп. цик­ле «Кар­на­вал» Р. Шу­ма­на, пас­то­раль «Ис­крен­ность пас­туш­ки» из «Пи­ко­вой да­мы» П. И. Чай­ков­ско­го), но осо­бен­но рас­про­стра­не­на в 20 в. (ча­ще в рам­ках не­оклас­си­циз­ма, нео­ро­ман­тиз­ма, нео­фольк­ло­риз­ма). Не­ред­ко С. со­пут­ст­ву­ют по­ли­сти­ли­сти­ка и кол­лаж.

Театр

В те­ат­ре С. на­це­ле­на на пре­одо­ле­ние про­за­ич. ти­па мыш­ле­ния по­эти­че­ским, ана­ли­ти­че­ско­го – син­те­ти­че­ским, жиз­не­по­до­бия – ус­лов­но­стью, ил­лю­ст­ра­тив­но­сти – об­раз­но­стью, ис­то­риз­ма – ми­фо­ло­ги­ей, ли­те­ра­тур­но­сти – те­ат­раль­но­стью, ас­ке­тиз­ма – кра­соч­но­стью. Оп­ре­де­ли­ла су­ще­ст­во те­ат­раль­ной куль­ту­ры эпо­хи мо­дер­на. Сыг­ра­ла зна­чит. роль в фор­ми­ро­ва­нии ре­жис­сёр­ско­го те­ат­ра, т. к. пред­по­ла­га­ла строй­ную сти­ли­стич. сис­тем­ность спек­так­ля, свя­зы­ваю­щую ху­дож. про­стран­ст­во, пар­ти­ту­ру дви­же­ния, ми­зан­сце­нич. ри­су­нок и прин­ци­пы ак­тёр­ской иг­ры; пар­ти­ту­ра спек­так­ля строи­лась как син­тез спе­ци­фи­че­ски те­ат­раль­ных приё­мов. В Ев­ро­пе прин­цип на­шёл яр­кое от­ра­же­ние в твор­че­ст­ве ре­жис­сё­ров: У. По­ула (Ве­ли­ко­бри­та­ния), О. М. Лю­нье-По, М. Рейн­хард­та. В Рос­сии раз­ви­тию сце­нич. С. спо­соб­ст­во­вал при­ход в те­атр ху­дож­ни­ков «Ми­ра ис­кус­ст­ва». В 1900–10-х гг. В. Э. Мей­ер­хольд раз­ра­ба­ты­вал С. как осоз­нан­ный ме­тод (пред­по­ла­гал, в ча­ст­но­сти, пло­ско­ст­ный прин­цип оформ­ле­ния спек­так­ля, ци­ти­ро­ва­ние иск-ва про­шло­го, в т. ч. жи­во­пи­си и скульп­ту­ры; ук­руп­нён­ность му­зы­каль­но-пла­стич. ак­тёр­ских приё­мов, пре­об­ла­да­ние рит­мич. и ме­ло­дич. ас­пек­тов ре­чи над се­ман­ти­че­ски­ми, де­ко­ра­тив­ность, зре­лищ­ность всех ком­по­нен­тов спек­так­ля и т. п.). С. со­че­та­лась с прин­ци­па­ми жиз­нен­ной де­та­ли­за­ции пси­хо­ло­гич. те­ат­ра в спек­так­лях МХТ («Ан­ти­го­на» Со­фок­ла, 1899; «Бо­рис Го­ду­нов» А. С. Пуш­ки­на, 1907; «Ме­сяц в де­рев­не» И. С. Тур­ге­не­ва, 1909; «Брак по­не­во­ле» и «Мни­мый боль­ной» Моль­е­ра, 1913). Прин­цип С. ис­поль­зо­ва­ли Ф. Ф. Ко­мис­сар­жев­ский и Н. Н. Ев­реи­нов.

Пластическое искусство

В пла­сти­че­ских ис­кус­ст­вах: 1) ими­та­ция об­раз­ной сис­те­мы и фор­маль­ных осо­бен­но­стей од­но­го из сти­лей про­шло­го, ис­поль­зо­ван­ных в но­вом ху­дож. кон­тек­сте (напр., мно­го­числ. ис­то­ри­че­ские сти­ли 19 – нач. 20 вв.; см. так­же Ис­то­ризм и Эк­лек­тизм).

2) Де­ко­ра­тив­ное обоб­ще­ние изо­бра­жае­мых фи­гур и пред­ме­тов с по­мо­щью ус­лов­ных приё­мов, уп­ро­ще­ния ри­сун­ка и фор­мы, цве­та и объ­ё­ма; не­об­хо­ди­мый ме­тод в тех ви­дах иск-ва, где тре­бу­ет­ся де­ко­ра­тив­ная рит­мич. ор­га­ни­за­ция це­ло­го. Иг­ра­ет важ­ную роль в ор­на­мен­те, где фи­гу­ры и пред­ме­ты пре­вра­ще­ны в мо­ти­вы узо­ра.

Лит.: Тро­иц­кий В. Ю. Сти­ли­за­ция // Сло­во и об­раз. М., 1964; Бах­тин М. М. Про­бле­мы по­эти­ки Дос­то­ев­ско­го // Бах­тин М. М. Собр. соч. М., 2002. Т. 6.

Вернуться к началу