Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДО́ДИН ЛЕВ АБРАМОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 182-183

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. М. Степанова
Л. А. Додин. Сцена из спектакля«Пьеса без названия» по А. П. Чехову.

ДО́ДИН Лев Аб­ра­мо­вич (р. 14.5.1944, г. Ста­линск, ны­не Но­во­куз­нецк Ке­ме­ров­ской обл.), рос. ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. РФ (1993). В 1966 окон­чил ЛГИТ­МиК (курс Б. В. Зо­на). В 1967–1975 ре­жис­сёр ле­нингр. ТЮЗа, где ста­вил спек­так­ли совм. с З. Я. Ко­ро­год­ским («Хо­зя­ин» по рас­ска­зам М. Горь­ко­го «Хо­зя­ин» и «Ко­но­ва­лов», 1968; «Ги­бель эс­кад­ры» А. Е. Кор­ней­чу­ка, 1970, и др.) и са­мо­стоя­тель­но («Свои лю­ди – со­чтём­ся!» А. Н. Ост­ров­ско­го, 1973). С 1975 в ле­нингр. Ма­лом дра­ма­тич. те­ат­ре (с 1983 худ. рук., с 2002 ди­рек­тор). Три­ло­гия по про­из­ве­де­ни­ям Ф. А. Аб­ра­мо­ва [«Дом» (1980) и «Бра­тья и сё­ст­ры» (1985, 2 час­ти), Гос. пр. СССР, 1986] вы­дви­ну­ла Д. в чис­ло ве­ду­щих отеч. ре­жис­сё­ров. Сре­ди др. по­ста­но­вок: «Жи­ви и пом­ни» по В. Г. Рас­пу­ти­ну (1979), «По­ве­ли­тель мух» по У. Гол­дин­гу (1986), «Звёз­ды на ут­рен­нем не­бе» А. М. Га­ли­на (1988), «Gau­dea­mus» по мо­ти­вам по­вес­ти С. Е. Ка­ле­ди­на «Строй­бат» (1990, Гос. пр. РФ, 1992), «Бе­сы» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (1991), «Кла­ус­т­ро­фо­бия» по мо­ти­вам совр. рус. про­зы (1994), «Пье­са без на­зва­ния» по А. П. Че­хо­ву (1997), «Че­вен­гур» по А. П. Пла­то­но­ву (1999), «Чай­ка» Че­хо­ва (2001), «Мо­с­ков­ский хор» Л. С. Пет­ру­шев­ской (2002, худ. рук. по­ста­нов­ки; Гос. пр. РФ, 2003), «Ко­роль Лир» У. Шек­спи­ра (2006). Д. унас­ле­до­вал от К. С. Ста­ни­слав­ско­го тра­ди­цию те­ат­ра-до­ма, идею ху­дож. раз­ви­тия соб­ст­вен­но те­ат­ра и те­ат­ра-шко­лы как еди­но­го це­ло­го. Прав­ды сце­нич. су­ще­ст­во­ва­ния ак­тё­ра, глу­бо­ко­го про­ник­но­ве­ния во внутр. мир ге­ро­ев и по­сти­же­ния ав­тор­ской кар­ти­ны ми­ра Д. до­би­ва­ет­ся в про­цес­се дли­тель­ных ре­пе­ти­ций, че­му спо­соб­ст­ву­ют и ис­сле­до­ват. по­езд­ки труп­пы (напр., на ро­ди­ну Аб­ра­мо­ва во вре­мя ра­бо­ты над три­ло­ги­ей по его про­из­ве­де­ни­ям). Пе­ре­ра­ба­ты­вая дра­ма­тур­гич. и лит. ма­те­ри­ал, ис­поль­зуя инс­це­ни­ров­ки, но­вые пе­ре­во­ды и т. п., ре­жис­сёр соз­да­ёт но­вый сце­нич. текст, про­ник­ну­тый тра­гич. ми­ро­ощу­ще­ни­ем; гл. ге­рой его спек­так­лей – стра­даю­щий че­ло­век, ко­то­рый бес­си­лен пе­ред бы­ти­ем.

Те­ат­ру Д. при­сущи де­ко­ра­тив­ный ми­ни­ма­лизм, ме­та­фо­рич. об­раз­ность, чёт­кость ли­ний, гра­фич­ность. В сце­но­гра­фии пре­об­ла­да­ют при­род­ные ма­те­риа­лы (во­да, пе­сок, де­ре­во, се­но и т. п.). Зву­ко­вая и цве­то­вая пар­ти­ту­ры пре­дель­но ла­ко­нич­ны.

Сре­ди по­ста­но­вок в др. те­ат­рах: «Ро­за Бернд» Г. Га­упт­ма­на (1975), «Не­до­росль» Д. И. Фон­ви­зи­на (1977) – обе в Ле­нингр. об­ла­ст­ном те­ат­ре дра­мы и ко­ме­дии, «Крот­кая» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (1981, БДТ; 1985, МХАТ), «Гос­по­да Го­лов­лё­вы» по М. Е. Сал­ты­ко­ву-­Щед­ри­ну (1984, МХАТ). Ра­бо­та­ет за ру­бе­жом (по­ста­вил опе­ру «Элек­тра» Р. Штрау­са, 1995, Зальц­бург­ский фес­ти­валь, и др.). С 1970 пре­по­да­ёт в ЛГИТ­Ми­Ке (с 1993 СПбГА­ТИ), с 1989 зав. ка­фед­рой ре­жис­су­ры, с 1991 проф. Про­во­дит мас­тер-клас­сы в те­ат­раль­ных шко­лах Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Япо­нии, США.

Соч.: Ре­пе­ти­ции пье­сы без на­зва­ния. СПб., 2004; Journey without end. L., 2005.

Лит.: Га­лен­де­ев В. Н. Ме­тод и шко­ла Л. До­ди­на. СПб., 2004; Shevtsova M. Dodin and the Maly Drama theatre: process to perfor­mance. L., 2004.

Вернуться к началу