ДО́ДИН ЛЕВ АБРАМОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДО́ДИН Лев Абрамович (р. 14.5.1944, г. Сталинск, ныне Новокузнецк Кемеровской обл.), рос. режиссёр, педагог, нар. арт. РФ (1993). В 1966 окончил ЛГИТМиК (курс Б. В. Зона). В 1967–1975 режиссёр ленингр. ТЮЗа, где ставил спектакли совм. с З. Я. Корогодским («Хозяин» по рассказам М. Горького «Хозяин» и «Коновалов», 1968; «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, 1970, и др.) и самостоятельно («Свои люди – сочтёмся!» А. Н. Островского, 1973). С 1975 в ленингр. Малом драматич. театре (с 1983 худ. рук., с 2002 директор). Трилогия по произведениям Ф. А. Абрамова [«Дом» (1980) и «Братья и сёстры» (1985, 2 части), Гос. пр. СССР, 1986] выдвинула Д. в число ведущих отеч. режиссёров. Среди др. постановок: «Живи и помни» по В. Г. Распутину (1979), «Повелитель мух» по У. Голдингу (1986), «Звёзды на утреннем небе» А. М. Галина (1988), «Gaudeamus» по мотивам повести С. Е. Каледина «Стройбат» (1990, Гос. пр. РФ, 1992), «Бесы» по Ф. М. Достоевскому (1991), «Клаустрофобия» по мотивам совр. рус. прозы (1994), «Пьеса без названия» по А. П. Чехову (1997), «Чевенгур» по А. П. Платонову (1999), «Чайка» Чехова (2001), «Московский хор» Л. С. Петрушевской (2002, худ. рук. постановки; Гос. пр. РФ, 2003), «Король Лир» У. Шекспира (2006). Д. унаследовал от К. С. Станиславского традицию театра-дома, идею худож. развития собственно театра и театра-школы как единого целого. Правды сценич. существования актёра, глубокого проникновения во внутр. мир героев и постижения авторской картины мира Д. добивается в процессе длительных репетиций, чему способствуют и исследоват. поездки труппы (напр., на родину Абрамова во время работы над трилогией по его произведениям). Перерабатывая драматургич. и лит. материал, используя инсценировки, новые переводы и т. п., режиссёр создаёт новый сценич. текст, проникнутый трагич. мироощущением; гл. герой его спектаклей – страдающий человек, который бессилен перед бытием.
Театру Д. присущи декоративный минимализм, метафорич. образность, чёткость линий, графичность. В сценографии преобладают природные материалы (вода, песок, дерево, сено и т. п.). Звуковая и цветовая партитуры предельно лаконичны.
Среди постановок в др. театрах: «Роза Бернд» Г. Гауптмана (1975), «Недоросль» Д. И. Фонвизина (1977) – обе в Ленингр. областном театре драмы и комедии, «Кроткая» по Ф. М. Достоевскому (1981, БДТ; 1985, МХАТ), «Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину (1984, МХАТ). Работает за рубежом (поставил оперу «Электра» Р. Штрауса, 1995, Зальцбургский фестиваль, и др.). С 1970 преподаёт в ЛГИТМиКе (с 1993 СПбГАТИ), с 1989 зав. кафедрой режиссуры, с 1991 проф. Проводит мастер-классы в театральных школах Великобритании, Франции, Японии, США.