КА́УРИСМЯ́КИ АКИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́УРИСМЯ́КИ (Kaurismäki) Аки (р. 4.4.1957, Ориматтила, Финляндия), фин. режиссёр, сценарист, актёр, продюсер. Во 2-й пол. 1970-х гг. учился на ф-те журналистики ун-та в Тампере, участвовал в работе киноклуба, редактировал киножурнал. В 1981 К. совместно с братом Микой поставил документальный ф. «Синдром озера Саимаа». В том же году братья основали кинокомпанию «Villealfa Filmproductions Oy». В 1987 К. организовал собств. кинофирму «Sputnik Oy». Выступал как актёр в поставленных братом фильмах «Лжец» и «Никчёмные». В 1983 снял свой первый игровой фильм – «Преступление и наказание». Роман Ф. М. Достоевского стал поводом для раскрытия драмы молодого маргинала, бросающего вызов охваченной потребительским бумом Финляндии, стране «экономич. чуда». Эта же тема в гротескном ключе развёрнута в фильмах «Союз Каламари» (1985) и «Гамлет идёт в бизнес» (1987, по мотивам «Гамлета» У. Шекспира), где проявилось увлечение К. жанровым кино (гангстерскими «чёрными» фильмами). Свой индивидуальный стиль К. окончательно обрёл в первой «пролетарской трилогии» – «Тени в раю» (1986), «Ариэль» (1988), «Девушка со спичечной фабрики» (1990). Сочетая режиссёрскую и продюсерскую деятельность, К. стал ведущим деятелем нового фин. кино, привлёк к нему внимание за рубежом. Вместе с тем его глубоко нац. творчество испытало воздействие рус., амер. и франц. культуры. Работая с актёрами-минималистами М. Пеллонпяа и К. Оутинен, К. создал образ совр. изгоя-алкоголика, «гордого финна со славянской душой», не чуждого романтики, способного как на низменные, так и на благородные поступки. В фильмах о «ленинградских ковбоях» («Ленинградские ковбои едут в Америку», 1989, «Ленинградские ковбои встречают Моисея», 1994) сотрудничал с пародийной фин. рок-группой «Ленинградские ковбои», имитировавшей сибирских колхозников и объехавшей с гастролями Старый и Новый Свет. В 1999 поставил ф. «Юха» в традиции и технике чёрно-белого немого кино. Вторая «пролетарская трилогия» К. посвящена Финляндии рубежа 20–21 вв. («Вдаль уплывают облака», 1996; «Человек без прошлого», 2002, пр. Мкф в Канне; «Огни городской окраины», 2006). Работает за рубежом («Я нанял убийцу», Великобритания, 1990; «Жизнь богемы», Франция, 1992, по роману А. Мюрже), интерпретируя мифы европ. культуры с позиции убеждённого провинциала. В произведениях К. ощущается ностальгия по патриархальному миру; пронизывающее их чувство одиночества в сочетании с романтич. надеждой на его преодоление позволило критике назвать К. «Бергманом эпохи постмодерна». Работает на ТВ, является одним из организаторов единственного в мире кинофестиваля за полярным кругом – «Полуночное солнце» (1986, Ювяскюля). Автор и соавтор сценариев своих фильмов.