Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕМЕ́ЦКАЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ О́ПЕРА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 356-357

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Немецкая государственная опера.

НЕМЕ́ЦКАЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ О́ПЕ­РА (Deutsche Staatsoper), Гос. опе­ра Ун­тер-ден-Лин­ден (Staatsoper Unter den Lin­den; по назв. ули­цы в Бер­ли­не), ста­рей­ший опер­ный те­атр Бер­ли­на. До 1918 Ко­ро­лев­ская опе­ра. Зда­ние по­строе­но в 1741–43 арх. Г. В. фон Кно­бельс­дор­фом (впо­след­ст­вии не­од­но­крат­но ре­кон­ст­руи­ро­ва­лось). Те­атр уч­ре­ж­дён Фрид­ри­хом II Ве­ли­ким, от­крыт в 1742 опе­рой «Кле­о­пат­ра и Це­зарь» К. Г. Грау­на – пер­во­го ру­ко­во­ди­те­ля те­ат­ра. До 1790 здесь шли опе­ры итал. ком­по­зи­то­ров, в спек­так­лях бы­ли за­ня­ты пре­им. итал. пев­цы. В 1790 по­став­ле­ны «Свадь­ба Фи­га­ро» и «Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та, в 1815 – «Фи­де­лио» Л. ван Бет­хо­ве­на. С сер. 19 в. вы­сту­па­ли зна­ме­ни­тые пев­цы и пе­ви­цы из раз­ных стран: В. Шрё­-дер-Дев­ри­ент, П. Ви­ар­до-Гар­сия, позд­нее А. Пат­ти, М. Ж. Д. Ар­то, П. Лук­ка и др. Зна­чит. со­бы­тие в ис­то­рии те­ат­ра – по­ста­нов­ка в 1884–88 тет­ра­ло­гии «Коль­цо ни­бе­лун­га» Р. Ваг­не­ра. В раз­ное вре­мя спек­так­ля­ми ру­ко­во­ди­ли круп­ные ди­рижё­ры и ком­по­зи­то­ры: Г. Спон­ти­ни, Дж. Мей­ер­бер, О. Ни­ко­лаи (ди­ри­жи­ро­вал пре­мье­рой сво­ей опе­ры «Винд­зор­ские ку­муш­ки» в 1849), Ф. Вейн­гарт­нер, К. Мук, Р. Штра­ус. «Зо­ло­той век» Н. г. о. свя­зан с дея­тель­но­стью ком­по­зи­то­ра и ди­ри­жё­ра М. фон Шил­линг­са (ди­рек­тор те­ат­ра в 1919–25) и ди­ри­жёра Э. Клай­бе­ра (худ. рук. в 1923–34). При ак­тив­ном уча­стии по­след­не­го в 1925 со­стоя­лась пре­мье­ра опе­ры «Воц­цек» А. Бер­га (боль­шой ус­пех по­ста­нов­ки спо­соб­ст­во­вал вхо­ж­де­нию это­го со­чи­не­ния в ре­пер­ту­ар опер­ных те­ат­ров ми­ра, в т. ч. СССР), под его ру­ко­во­дством со­стоя­лись пре­мье­ры сце­нич. со­чи­не­ний Д. Мийо и Х. Пфиц­не­ра, пер­вая в Гер­ма­нии по­ста­нов­ка опе­ры «Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва (1926). В 1939–45 худ. рук. – Г. фон Ка­ра­ян, в 1944 с ор­ке­ст­ром те­ат­ра он осу­ще­ст­вил од­ну из пер­вых сте­рео­за­пи­сей клас­сич. му­зы­ки (8-я сим­фо­ния А. Брук­не­ра). В го­ды «Третье­го рей­ха» спек­так­ля­ми ди­ри­жи­ро­вал так­же В. Фурт­венг­лер, пе­ли П. Ан­дерс, М. Ло­ренц, Х. Рос­вен­ге, В. Ур­су­ляк, М. Че­бо­та­ри. Раз­ру­шен­ный в 1945, по­сле вос­ста­нов­ле­ния (1952–1955, арх. Р. Пау­лик) те­атр от­крыл­ся по­ста­нов­кой опе­ры Ваг­не­ра «Нюрн­берг­ские мей­стер­зин­ге­ры» (1955). В 1949–90 Н. г. о. на­хо­ди­лась на тер­ри­то­рии Вост. Бер­ли­на. В этот пе­ри­од спек­так­ля­ми ди­ри­жи­ро­ва­ли Ф. Кон­вич­ный, Л. фон Ма­та­чич, О. Су­ит­нер и др. С 1992 гл. ди­ри­жёр (с 2002 по­жиз­нен­но) – Д. Ба­рен­бойм, под его ру­ко­во­дством со­стоя­лись пре­мье­ры аван­гар­ди­ст­ских опер Э. Кар­те­ра и Х. В. Хен­це. Сре­ди со­лис­тов – Т. Адам, П. Шрай­ер, А. Си­лья, Х. Цед­ник, А. То­мо­ва-Син­то­ва, Э. Гру­бе­ро­ва, М. Ко­же­на. С 1992 сце­на Н. г. о. пре­дос­тав­ля­ет­ся для по­ста­но­вок опер эпо­хи ба­рок­ко в сти­ле ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва (в т. ч. под упр. Р. Якоб­са). Ор­кестр Н. г. о. – Бер­лин­ская гос. ка­пел­ла (назв. с 1918) – вы­сту­па­ет как са­мо­сто­ят. кол­лек­тив.

Лит.: Schneider L. Geschichte der Oper und des königlichen Opernhauses in Berlin. B., 1852; 250 Jahre Opernhaus Unter den Linden / Hrsg. G. Quander. Fr./M.; B., 1992; Hosfeld R., Kehr­mann B., Wörtmann R. Friedrichs Tra­um. Die Berliner Staatsoper Unter den Linden. Metz; Hamb., 2000.

Вернуться к началу