Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕ́НЦЕ ХАНС ВЕРНЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 29-30

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

ХЕ́НЦЕ (Henze) Ханс Вер­нер (1.7.1926, Гю­терс­ло – 27.10.2012, Дрез­ден; по­хо­ро­нен в Ма­ри­но, обл. Ла­цио, Ита­лия), нем. ком­по­зи­тор. Сис­те­ма­тич. муз. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. В 1946–47 изу­чал кон­тра­пункт у В. Форт­не­ра в Выс­шей шко­ле цер­ков­ной музы­ки Гей­дель­бер­га. В 1946–55 уча­ст­во­вал в Ме­ж­ду­нар. лет­них кур­сах но­вой му­зы­ки в Дарм­штад­те, в 1948 там же изу­чал до­де­ка­фо­нию у Р. Лей­бо­ви­ца. Позд­нее от­да­лил­ся от дарм­штадт­ско­го кру­га, рас­смат­ри­вая его как идео­ло­ги­че­ски вред­ный; по­ле­ми­зи­ро­вал с Т. Адор­но. С 1953 по­сто­ян­но жил в Ита­лии. В 1952–73 под­дер­жи­вал тес­ные творч. и лич­ные кон­так­ты с И. Бах­ман – либ­рет­ти­стом его опер «Принц Гом­бург­ский» (по дра­ме Г. фон Клей­ста, 1960, Гам­бург) и «Мо­ло­дой лорд» (по сказ­ке В. Гау­фа, 1965, Бер­лин), так­же со­труд­ни­чал с У. Х. Оде­ном и Ч. Каль­ма­ном, на либ­рет­то ко­то­рых на­пи­са­ны опе­ры «Эле­гия для мо­ло­дых влюб­лён­ных» (1961, Швет­цин­ген) и «Бас­са­ри­ды» (1966, Зальц­бург). Под влия­ни­ем ок­ру­же­ния (Бах­ман и др.) у Х. раз­ви­лось по­ли­тич. соз­на­ние ле­во­го тол­ка. Всту­пив в ря­ды Итал. ком­пар­тии, Х. во 2-й пол. 1960-х гг. сбли­зил­ся с «Но­вы­ми ле­вы­ми» и по­ли­тич. ак­ти­ви­стом Р. Дуч­ке, во­шёл в «Со­юз сво­бод­ной нем. мо­ло­дё­жи» и на­чал ак­тив­но по­ли­ти­зи­ро­вать собств. му­зы­ку. По­сле скан­даль­ной пре­мье­ры ора­то­рии «Плот "Ме­ду­зы"» (па­мя­ти Че Ге­ва­ры, 1968, Бер­лин; од­но из са­мых из­вест­ных со­чи­не­ний Х.) стал пер­со­ной нон гра­та для муз. ис­теб­лиш­мен­та ФРГ. Ис­пы­тав раз­оча­ро­ва­ние в зап.-ев­роп. об­ще­ст­ве, в 1969–70 жил (с пе­ре­ры­ва­ми) на Ку­бе, пре­по­да­вал муз. ком­по­зи­цию в Га­ва­не, в 1970 вер­нул­ся в Ита­лию. В эти и по­сле­дую­щие го­ды ак­цен­ти­ро­вал гу­ма­ни­стич. по­сыл сво­ей му­зы­ки, же­лая её сред­ст­ва­ми ра­ди­каль­но воз­дей­ст­во­вать на по­ли­тич. сис­те­му (2-й фп. кон­церт, 1967; Сим­фо­ния № 6, 1969; опе­ра «Мы идём к ре­ке» на либр. Э. Бон­да, 1976, Лон­дон).

Х. про­шёл путь от до­де­ка­фон­ных со­чи­не­ний в клас­сич. фор­мах че­рез род­ст­вен­ный П. Хин­де­ми­ту и И. Ф. Стра­вин­ско­му не­оклас­си­цизм (ба­лет «Ун­ди­на», 1958, Лон­дон) к сво­бод­но­му ком­би­ни­ро­ва­нию тех­ник, форм, сти­лей и му­зы­ки про­шло­го, при­спо­саб­ли­вая их вся­кий раз под ка­ж­дое отд. со­чи­не­ние и его про­грам­му. Наи­бо­лее ха­рак­тер­ны в этом от­но­ше­нии во­каль­ный цикл «Бег­лый раб» («El Cimarrón», 1970), цикл из 9 ин­ст­ру­мен­таль­ных кон­цер­тов «Ре­к­ви­ем» (1993) и со­чи­не­ния для муз. те­ат­ра (все­го св. 40; в т. ч. ба­ле­ты и воль­ные «ре­кон­ст­рук­ции» опер К. Мон­те­вер­ди и Дж. Пуч­чи­ни). Ав­тор 10 сим­фо­ний, 5 струн­ных квар­те­тов, со­чи­не­ний для ги­та­ры [осо­бен­но зна­чи­мы 9-ча­ст­ный со­нат­ный цикл «Ко­ро­лев­ская зим­няя му­зы­ка» (1976) и кон­церт «Ода эо­ло­вой ар­фе» (1986)].

Пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Дар­тмут­ском кол­лед­же (1967), Кёльн­ской выс­шей шко­ле му­зы­ки (1980–91), Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки в Лон­до­не (1987) и др. ву­зах, да­вал мас­тер-клас­сы в «Мо­цар­те­уме» (1962–67). Был ор­га­ни­за­то­ром и ху­дож. ру­ко­во­ди­те­лем мо­ло­дёж­ных фес­ти­ва­лей-школ в Мон­те­пуль­ча­но (1976–80) и Дойч­ландс­бер­ге (1984–86), ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ля но­во­го муз. те­ат­ра «Мюн­хен­ский би­ен­на­ле» (1988–90) и др.

Соч.: Musik und Politik: Schriften und Ge­spräche 1955–1984. Münch., 1984; Reiselieder mit böhmischen Quinten. Fr./M., 1996; Ba­ch­mann I., Henze H. W. Briefe einer Freund­schaft. Münch., 2004.

Лит.: Rosteck J. H. W. Henze: Rosen und Re­volutionen. B., 2009.

Вернуться к началу