ХЕ́НЦЕ ХАНС ВЕРНЕР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХЕ́НЦЕ (Henze) Ханс Вернер (1.7.1926, Гютерсло – 27.10.2012, Дрезден; похоронен в Марино, обл. Лацио, Италия), нем. композитор. Систематич. муз. образования не получил. В 1946–47 изучал контрапункт у В. Фортнера в Высшей школе церковной музыки Гейдельберга. В 1946–55 участвовал в Междунар. летних курсах новой музыки в Дармштадте, в 1948 там же изучал додекафонию у Р. Лейбовица. Позднее отдалился от дармштадтского круга, рассматривая его как идеологически вредный; полемизировал с Т. Адорно. С 1953 постоянно жил в Италии. В 1952–73 поддерживал тесные творч. и личные контакты с И. Бахман – либреттистом его опер «Принц Гомбургский» (по драме Г. фон Клейста, 1960, Гамбург) и «Молодой лорд» (по сказке В. Гауфа, 1965, Берлин), также сотрудничал с У. Х. Оденом и Ч. Кальманом, на либретто которых написаны оперы «Элегия для молодых влюблённых» (1961, Шветцинген) и «Бассариды» (1966, Зальцбург). Под влиянием окружения (Бахман и др.) у Х. развилось политич. сознание левого толка. Вступив в ряды Итал. компартии, Х. во 2-й пол. 1960-х гг. сблизился с «Новыми левыми» и политич. активистом Р. Дучке, вошёл в «Союз свободной нем. молодёжи» и начал активно политизировать собств. музыку. После скандальной премьеры оратории «Плот "Медузы"» (памяти Че Гевары, 1968, Берлин; одно из самых известных сочинений Х.) стал персоной нон грата для муз. истеблишмента ФРГ. Испытав разочарование в зап.-европ. обществе, в 1969–70 жил (с перерывами) на Кубе, преподавал муз. композицию в Гаване, в 1970 вернулся в Италию. В эти и последующие годы акцентировал гуманистич. посыл своей музыки, желая её средствами радикально воздействовать на политич. систему (2-й фп. концерт, 1967; Симфония № 6, 1969; опера «Мы идём к реке» на либр. Э. Бонда, 1976, Лондон).
Х. прошёл путь от додекафонных сочинений в классич. формах через родственный П. Хиндемиту и И. Ф. Стравинскому неоклассицизм (балет «Ундина», 1958, Лондон) к свободному комбинированию техник, форм, стилей и музыки прошлого, приспосабливая их всякий раз под каждое отд. сочинение и его программу. Наиболее характерны в этом отношении вокальный цикл «Беглый раб» («El Cimarrón», 1970), цикл из 9 инструментальных концертов «Реквием» (1993) и сочинения для муз. театра (всего св. 40; в т. ч. балеты и вольные «реконструкции» опер К. Монтеверди и Дж. Пуччини). Автор 10 симфоний, 5 струнных квартетов, сочинений для гитары [особенно значимы 9-частный сонатный цикл «Королевская зимняя музыка» (1976) и концерт «Ода эоловой арфе» (1986)].
Преподавал композицию в Дартмутском колледже (1967), Кёльнской высшей школе музыки (1980–91), Королевской академии музыки в Лондоне (1987) и др. вузах, давал мастер-классы в «Моцартеуме» (1962–67). Был организатором и худож. руководителем молодёжных фестивалей-школ в Монтепульчано (1976–80) и Дойчландсберге (1984–86), междунар. фестиваля нового муз. театра «Мюнхенский биеннале» (1988–90) и др.