Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СПОНТИ́НИ ГАСПAPE

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 88

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СПОНТИ́НИ (Spontini) Гаспape (14.11.1774, Май­о­ла­ти, ны­не Май­о­ла­ти-Спон­ти­ни, пров. Ан­ко­на – 24.1.1851, там же), итал. ком­по­зи­тор, чл. Прус­ской (1833) и Па­риж­ской (1839) ака­де­мий ис­кусств. Учил­ся в конс. «Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Пье­та-деи-Тур­кини» в Не­апо­ле у Н. Са­ла и Дж. Трит­то. В 1798–99 в Па­лер­мо, ру­ко­во­дил ка­пел­лой не­апо­ли­тан­ско­го дво­ра. С 1803 в Па­ри­же, с 1805 «до­маш­ний ком­по­зи­тор им­пе­рат­ри­цы», с 1810 ди­рек­тор «Те­ат­ра им­пе­рат­ри­цы», за­тем при­двор­ный ком­по­зи­тор Лю­до­ви­ка XVIII. В опе­рах «Вес­тал­ка» (либр. В. Ж. Эть­ен­на де Жуи, 1807, Па­риж­ская опе­ра), «Фер­нан Кор­тес, или За­вое­ва­ние Мек­си­ки» (либ­рет­тист тот же, 1809, там же; 3-я ред. 1824, Бер­лин), «Олим­пия» (по Воль­те­ру, 1819, там же; 2-я ред. 1821, Бер­лин) на­шли вы­ра­же­ние тен­ден­ции сти­ля ам­пир. «Beсталка», про­ло­жив­шая путь франц. боль­шой опе­ре 19 в. (в 1-м и 3-м ак­тах при­сут­ст­ву­ет ба­лет), и «Фер­нан Кор­тес» вы­со­ко це­ни­лись Г. Бер­лио­зом. С 1820 при­двор­ный ком­по­зи­тор и муз. рук. ка­пел­лы в Бер­ли­не. Со­труд­ни­чал с Э. Т. А. Гоф­ма­ном (пе­ре­вёл либр. «Олим­пии» на нем. яз.), пе­ре­пи­сы­вал­ся с И. В. Гё­те. В 1842 уе­хал в Па­риж, ос­та­ток жиз­ни про­вёл на ро­ди­не. Ав­тор кан­тат, месс и др. во­каль­ных со­чи­не­ний.

Лит.: Ghislanzoni A. G. Spontini: studio stori­co-critico. Roma, 1951; Sсhlitzer F. Circos­tanze della vita di G. Spontini. Siena, 1958; Fleisch­man T. Napoléon et la musique. Brussel, 1965; Fragapane P. Spontini. Bologna, 1983; Се­ров А. Н. Ста­тьи о му­зы­ке. М., 1984. Вып. 1; Atti del terzo Congresso Internationale di studi spontiniani. Maiolati Spontini, 1985.

Вернуться к началу