Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́РТНЕР ФРИЦ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 389

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Варенникова
Ф. Кортнер и А. Стен в фильме «Убийца Димитрий Карамазов» Ф. Оцепа. 1932.

КО́РТНЕР (Kortner) Фриц (наст. имя и фам. Фриц На­тан Кон, Kohn) (12.5.1892, Ве­на – 22.7.1970, Мюн­хен), нем. и австр. ак­тёр и ре­жис­сёр. Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей экс­прес­сио­низ­ма в те­ат­ре и ки­но. В 1908–10 учил­ся в Ака­де­мии му­зы­ки и те­ат­раль­но­го иск-ва в Ве­не у проф. Ф. Гре­го­ри, ко­торый, бу­ду­чи ин­тен­дан­том Ман­гейм­ско­го нац. те­ат­ра, при­гла­сил К. в труп­пу. В 1910 К. де­бю­ти­ро­вал в ро­ли Мак­си­ми­лиа­на («Кет­хен из Гей­льб­рон­на» Г. фон Клей­ста) и за 5 мес сыг­рал 17 ро­лей. В 1911 М. Рейн­хардт при­гла­сил его в бер­лин­ский Не­мец­кий те­атр, по­сле че­го К. неск. лет иг­рал на разл. сце­нах Ве­ны, Дрез­де­на, Гам­бур­га, Бер­ли­на. В 1919 ис­пол­нил гл. роль скульп­то­ра Фрид­ри­ха в спек­так­ле К. Х. Мар­ти­на «Пре­вра­ще­ние» по пье­се Э. Тол­ле­ра в бер­лин­ском те­ат­ре «Три­бю­не». В том же го­ду Л. Йес­нер при­гла­сил К. в бер­лин­ский Гос. те­атр, где ак­тёр сыг­рал свои луч­шие ро­ли: Гесс­лер («Виль­гельм Телль» Ф. Шил­ле­ра), Зе­де­мунд («На­стоя­щие Зе­де­мун­ды» Э. Бар­ла­ха), за­глав­ные ро­ли в «Ри­чар­де III», «Отел­ло» и «Гам­лете» У. Шек­спи­ра. В 1923 К. ис­пол­нил роль Шей­ло­ка в спек­так­ле по «Ве­не­циан­ско­му куп­цу» Шек­спи­ра, ко­то­рым от­крыл­ся соз­дан­ный Б. Фир­те­лем бер­лин­ский экс­прес­сио­ни­ст­ский те­атр «Ди Труп­пе». Иг­ру К. от­ли­ча­ли пре­дель­ная вы­ра­зи­тель­ность жес­тов и ин­то­на­ций, точ­ность в со­вме­ще­нии пла­стич. и го­лосо­вой пар­ти­тур ро­ли, де­таль­но про­думан­ный сце­нич. ри­су­нок. С при­хо­дом к вла­сти на­цис­тов К. пе­ре­ехал в Ав­ст­рию, в 1934 – в Лон­дон, в 1937 – в Нью-Йорк, в 1941 – в Гол­ли­вуд. В 1947 вер­нул­ся в Гер­ма­нию. Ра­бо­тал в те­ат­рах «Кам­мер­шпи­ле» в Мюн­хе­не, «Хеб­бель-теа­тер» и «Шил­лер-теа­тер» в Бер­ли­не, «Дой­чес Ша­уш­пиль­ха­ус» в Гам­бур­ге, «Бур­гтеа­тр» в Ве­не. Сре­ди наи­бо­лее за­мет­ных ре­жис­сёр­ских ра­бот: «В ожи­да­нии Го­до» С. Бек­ке­та (1954), «Фа­уст» И. В. Гё­те (1958), «Ри­чард III» Шек­спи­ра (1964; все – в Мюн­хе­не), «Отец» А. Стринд­бер­га (1967, Гам­бург). По­след­ний спек­такль – «Эми­лия Га­лот­ти» Г. Э. Лес­син­га – К. по­ста­вил в 1970 в вен­ском «Теа­тер ин дер Йо­зеф­штадт».

В 1915 де­бю­ти­ро­вал в ки­но в филь­мах Г. Пи­ля. В даль­ней­шем иг­рал гл. обр. в филь­мах ре­жис­сё­ров-экс­прес­сио­ни­стов Ф. В. Мур­нау («Са­та­на»), Йес­не­ра («Чёр­ная ле­ст­ни­ца»), А. Ро­уби­со­на («Те­ни»), Р. Ви­не («Ру­ки ор­ла­ка»), Г. В. Паб­ста («Ящик Пан­до­ры»). Сре­ди др. филь­мов: «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» К. Фрё­ли­ха, «Ка­те­ри­на Ве­ли­кая» Р. Шюн­це­ля, «Дрей­фус» Р. Ос­валь­да, «Убий­ца Ди­мит­рий Ка­ра­ма­зов» Ф. Оце­па, «Не­обы­чай­ная смерть Адоль­фа Гит­ле­ра» Дж. П. Хо­га­на (1943, сце­на­рий К.), «Зов» Й. фон Ба­ки (1949, сце­нарий К.). По­ста­вил ф. «Гре­гор Ма­рольд» (1918).

Соч.: Aller Tage Abend. Münch., 1959; Letzten Endes. Münch., 1971.

Лит.: Brand M. F. Kortner in der Weimarer Re­publik. Rheinfelden, 1981; Völker K. F. Kort­ner: Schauspieler und Regisseur. B., 1993; Schütze P. F. Kortner. Reinbek, 1994.

Вернуться к началу