ПО́ССАРТ ЭРНСТ ГЕНРИХ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПО́ССАРТ (Possart) Эрнст Генрих (с 1897 Эрнст Генрих Риттер фон Поссарт) (11.5.1841, Берлин – 8.4.1921, там же), нем. актёр, театральный деятель. Родился в семье торговца. Начинал как продавец книг, затем учился у придворного актёра В. Кайзера. В 1861 дебютировал в «Урания-театер» в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) в роли Зигфрида фон Мёрнера («Принц Фридрих Гомбургский» Г. фон Клейста). Работал в Берне и Гамбурге. В 1864 сыграл переломную для своей карьеры роль Франца Моора («Разбойники» Ф. Шиллера) в Мюнхенском придворном театре, став ведущим актёром труппы (с 1878 директор по актёрам). Много гастролировал по Европе и Америке (в т. ч. постоянно с 1891 по 1900 в России). Как музыкально одарённый актёр, П. придавал особое значение мелодике и тону голоса. Его игру отличал продуманный до мелочей рисунок роли, безукоризненно соблюдавшийся им каждый спектакль из года в год. П. сравнивали с внимательным и дотошным зодчим, однако ему удавалось создавать на удивление правдивые и жизненные образы. Лучшие роли – характерные (Шейлок, Яго, Ричард III – «Венецианский купец», «Отелло», «Ричард III» У. Шекспира; Мефистофель – «Фауст» И. В. Гёте). Некоторые из них он расцвечивал новыми красками. Так, Мефистофель был многообразен в своей иронии. Среди др. ролей: Гамлет, король Лир («Гамлет», «Король Лир» Шекспира), Натан («Натан Мудрый» Г. Э. Лессинга), Наполеон («Мадам Сан-Жен» В. Сарду), Берендт («Банкротство» Б. Бьёрнсона). П. имел успех и в популярных мелодрамах: «Манфред» Р. Шумана, «Королевские дети» Э. Хумпердинка, «Ведьмина песнь» М. фон Шиллингса и др. С 1888 руководитель «Лессингтеатер» в Берлине; продолжал в то же время активно играть в Мюнхене, куда в 1893 вернулся в качестве интенданта придворного театра. Будучи консерватором в иск-ве и заботясь о прибыли вверенных ему сцен, П. активно противодействовал работе нового мюнхенского «Дойчес театер», на некоторый период добившись даже личного права вето на его постановки. В 1900–01 в Мюнхене усилиями П. построен и открыт «Принцрегентентеатер» (арх. М. Литман), в котором сразу же начал проводиться вагнеровский фестиваль, конкурировавший с Байрёйтским фестивалем. Выступал также как оперный режиссёр («Дон Жуан» В. А. Моцарта, мюнхенский «Резиденцтеатер», 1896, и др.). В качестве дирижёров привлекал Г. Леви и Р. Штрауса. В 1905 П. вышел в отставку. В 1919 после смерти жены вернулся в Берлин.