Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

У́ТЗОН УТСОН ЙЁРН

У́ТЗОН, Ут­сон (Utzon) Йёрн (9.4.1918, Ко­пен­га­ген – 29.11.2008, Хель­син­гёр), дат. ар­хи­тек­тор. Сын ин­же­не­ра-ко­раб­ле­строи­те­ля Оге Ут­зо­на (1885–1970). Окон­чил Дат. ко­ро­лев­скую АХ в Ко­пен­га­ге­не (1942). На У. по­влия­ли твор­че­ст­во А. Аал­то, Э. Г. Ас­п­лун­да и Ф. Л. Рай­та, а так­же тра­диц. ар­хи­тек­ту­ра ис­лам­ских стран, так­же Ки­тая, Япо­нии, Ин­дии, Мек­си­ки (гл. обр. пи­ра­ми­ды на п-ове Юка­тан). Од­ной из пер­вых по­стро­ек стал собств. дом У. в Хел­ле­бе­ке близ Хель­син­гё­ра в фор­мах мо­дер­низ­ма (1952). В 1957 У. вы­иг­рал кон­курс на про­ект опер­но­го те­ат­ра в Сид­нее (1959–73; вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия; см. илл. к ст. Ав­ст­ра­лия): зда­ние при­нес­ло У. все­мир­ную сла­ву, од­на­ко в 1966 он был от­стра­нён от ра­бо­ты и ни­ко­гда не ви­дел свою по­строй­ку за­вер­шён­ной; ин­терь­е­ры те­ат­ра бы­ли вы­пол­не­ны не по про­ек­ту У. Ис­поль­зо­ва­ние плат­фор­мы-по­диу­ма и при­род­ные ал­лю­зии в фор­ме вен­чаю­щих зда­ние бе­лых «ра­ко­вин» ха­рак­тер­ны для твор­че­ст­ва У. Так­же сре­ди ра­бот У.: учи­ты­ваю­щие при­род­ный кон­текст по­сёл­ки с мо­дуль­ной пла­ни­ров­кой в Хель­син­гё­ре («Кин­го» или «Ро­мер­ху­се­не»; 1960) и во Фре­ден­сбор­ге (1963), зда­ние Нац. со­б­ра­ния в Эль-Ку­вей­те (1973–85; см. илл. к ст. Ку­вейт), цер­ковь в при­го­ро­де Ко­пен­га­ге­на Баг­свер с кри­во­ли­ней­ны­ми пе­ре­кры­тия­ми и клю­че­вой ро­лью ес­теств. ос­ве­ще­ния (1974–1976), куль­тур­ный «Центр Ут­зон» в Оль­бор­ге (2005–08). Де­ти У.: ар­хи­тек­то­ры Ян (р. 1944) и Ким (р. 1957) и ху­дож­ни­ца по ке­ра­ми­ке Лин (р. 1946) Ут­зон.

Лит.: Weston R. Utzon: Inspiration, vision, architecture. 2nd ed. Hellerup, 2008; Ander­sen M. A. J. Utzon: Drawings and buildings. N. Y., 2014.

Вернуться к началу