ПЁЛЬЦИГ ХАНС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЁЛЬЦИГ (Poelzig) Ханс (30.4.1869, Берлин – 14.6.1936, там же), нем. архитектор, педагог, сценограф. В 1893 окончил технич. уч-ще Шарлоттенбург в Берлине, где учился у представителей неоготики К. Шефера и Х. Хартунга. Среди первых крупных построек – конторское здание (1911) в Бреслау (ныне Преслав) в духе чикагской школы и рационального модерна. Известность получил благодаря монументальным индустриальным сооружениям «фантастических» форм: водонапорной башне в комплексе пром. выставки в Позене (1911; ныне Познань) и химич. фабрике в Лубане (1911–12; ныне Любонь; обе не сохр.), а также конкурсному проекту оперного театра в Берлине (1912). С 1908 чл. «Немецкого Веркбунда» (пред. в 1919–22), в 1916 разработал для конкурса Веркбунда проект «Дома дружбы» в Стамбуле. В 1916–20 гл. архитектор Дрездена. Ключевая постройка П. и всего архит. экспрессионизма – Большой театр в Берлине со сталактитообразным оформлением перекрытий зрительного зала (1919; перестроен для реж. М. Рейнхардта из цирка Шумана; снесён в 1988). В 1920-е гг. П. – член берлинских авангардных объединений Ноябрьская группа и «Der Ring», хотя единственной его постройкой в русле современного движения стал односемейный дом в «образцовом» пос. Вайсенхоф в Штутгарте (1927; посёлок сооружён для выставки Веркбунда). В русле экспрессионизма решены интерьеры зрительных залов берлинских кинотеатров «Вавилон» (1924–25) и «Капитоль» (1925; оба не сохр.), в то время как «Дом радио» в Берлине (1928–31) и адм. здание компании «I. G. Farben» во Франкфурте-на-Майне (ныне корпус Гор. ун-та; 1928–31) – масштабные композиции из простых объёмов в духе рационализма. Создавал декорации в русле экспрессионизма для кинофильмов («Голем, как он пришёл в мир», 1920, режиссёры П. Вегенер, К. Бёзе; «Живые Будды», реж. Вегенер, 1923, и др.), театральных постановок в Берлине («Король Лир» У. Шекспира в Большом театре, 1923, реж. Б. Райх; «Дон Жуан» В. А. Моцарта в Гос. оперном театре Унтер-ден-Линден, 1923, реж. Л. Хёрт, и др.). Также работал как живописец.
В 1900–16 преподавал в ремесленном и худож. уч-ще в Бреслау (с 1913 академия; с 1903 директор; созданная им система учебных мастерских предвосхитила устройство Баухауза), в 1916–20 в дрезденской АХ (проф.); в Берлине руководил мастерской в АХ (с 1920) и кафедрой в технич. уч-ще Шарлоттенбург (с 1924). Жена П. (с 1924) – скульптор и архитектор Марлен Мёшке-Пёльциг (Moeschke-Poelzig) (1894–1985), соавтор многих его работ. Один из сыновей – арх. Петер Пёльциг (1906–81).