Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЁЛЬЦИГ ХАНС

Х. Пёльциг. Большой театр в Берлине. Интерьер зрительного зала. 1919.

ПЁЛЬЦИГ (Poelzig) Ханс (30.4.1869, Бер­лин – 14.6.1936, там же), нем. ар­хи­тек­тор, пе­да­гог, сце­но­граф. В 1893 окон­чил тех­нич. уч-ще Шар­лот­тен­бург в Бер­ли­не, где учил­ся у пред­ста­ви­те­лей нео­го­ти­ки К. Ше­фе­ра и Х. Хар­тун­га. Сре­ди пер­вых круп­ных по­стро­ек – кон­тор­ское зда­ние (1911) в Брес­лау (ны­не Пре­слав) в ду­хе чи­каг­ской шко­лы и ра­цио­наль­но­го мо­дер­на. Из­вест­ность по­лу­чил бла­го­да­ря мо­ну­мен­таль­ным ин­ду­ст­ри­аль­ным со­ору­же­ни­ям «фан­та­сти­че­ских» форм: во­до­на­пор­ной баш­не в ком­плек­се пром. вы­став­ки в По­зе­не (1911; ны­не По­знань) и хи­мич. фабрике в Лу­ба­не (1911–12; ны­не Лю­бонь; обе не сохр.), а так­же кон­курс­но­му про­ек­ту опер­но­го те­ат­ра в Бер­ли­не (1912). С 1908 чл. «Не­мец­ко­го Верк­бун­да» (пред. в 1919–22), в 1916 раз­рабо­тал для кон­кур­са Вер­кбун­да про­ект «До­ма друж­бы» в Стам­бу­ле. В 1916–20 гл. ар­хи­тек­тор Дрез­де­на. Клю­че­вая по­строй­ка П. и все­го ар­хит. экс­прес­сио­низ­ма – Боль­шой те­атр в Бер­ли­не со ста­лак­ти­то­об­раз­ным оформ­ле­ни­ем пе­ре­кры­тий зри­тель­но­го за­ла (1919; пе­ре­стро­ен для реж. М. Рейн­хард­та из цир­ка Шу­ма­на; сне­сён в 1988). В 1920-е гг. П. – член бер­лин­ских аван­гард­ных объ­е­ди­не­ний Но­ябрь­ская груп­па и «Der Ring», хо­тя един­ст­вен­ной его по­строй­кой в рус­ле со­вре­мен­но­го дви­же­ния стал од­но­се­мей­ный дом в «об­раз­цо­вом» пос. Вай­сен­хоф в Штут­гар­те (1927; по­сё­лок со­ору­жён для вы­став­ки Вер­кбун­да). В рус­ле экс­прес­сио­низ­ма ре­ше­ны ин­терь­е­ры зри­тель­ных за­лов бер­лин­ских ки­но­те­ат­ров «Ва­ви­лон» (1924–25) и «Ка­пи­толь» (1925; оба не сохр.), в то вре­мя как «Дом ра­дио» в Бер­ли­не (1928–31) и адм. зда­ние ком­па­нии «I. G. Farben» во Франк­фур­те-на-Май­не (ны­не кор­пус Гор. ун-та; 1928–31) – мас­штаб­ные ком­по­зи­ции из про­стых объ­ё­мов в ду­хе ра­цио­на­лиз­ма. Соз­да­вал де­ко­ра­ции в рус­ле экс­прес­сио­низ­ма для ки­но­филь­мов («Го­лем, как он при­шёл в мир», 1920, ре­жис­сё­ры П. Ве­ге­нер, К. Бё­зе; «Жи­вые Буд­ды», реж. Ве­ге­нер, 1923, и др.), те­ат­раль­ных по­ста­но­вок в Бер­ли­не («Ко­роль Лир» У. Шек­спи­ра в Боль­шом те­ат­ре, 1923, реж. Б. Райх; «Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та в Гос. опер­ном те­ат­ре Ун­тер-ден-Лин­ден, 1923, реж. Л. Хёрт, и др.). Так­же ра­бо­тал как жи­во­пи­сец.

В 1900–16 пре­по­да­вал в ре­мес­лен­ном и ху­дож. уч-ще в Брес­лау (с 1913 ака­де­мия; с 1903 ди­рек­тор; соз­дан­ная им сис­те­ма учеб­ных мас­тер­ских пред­вос­хи­ти­ла уст­рой­ст­во Бау­хау­за), в 1916–20 в дрез­ден­ской АХ (проф.); в Бер­ли­не ру­ко­водил мас­тер­ской в АХ (с 1920) и ка­фед­рой в тех­нич. уч-ще Шар­лот­тен­бург (с 1924). Же­на П. (с 1924) – скульп­тор и ар­хи­тек­тор Мар­лен Мёш­ке-Пёль­циг (Moeschke-Poelzig) (1894–1985), со­ав­тор мно­гих его ра­бот. Один из сы­но­вей – арх. Пе­тер Пёль­циг (1906–81).

Соч.: Gesammelte Schriften und Werke. B., 1970.

Лит.: Der dramatische Raum. H. Poelzig: Ma­lerei, Theater, Film. Krefeld, 1986; Posener J. H. Poelzig: reflections on his life and work. N. Y.; Camb., 1992; H. Poelzig: Bauten für den Film. Fr./M., 1997; H. Poelzig in Breslau: Ar­chitektur und Kunst 1900–1916. Delmen­horst, 2000; Schirren M. Poelzig H. // Neue Deutsche Biographie. B., 2001. Bd 20; Hambrock H. Hans und Marlene Poelzig: Bauen im Geist des Barock: Architekturphantasien, Theaterprojekte und moderner Festbau. 1916–1926. Delmen­horst, 2005; H. Poelzig: 1869 bis 1936: Architekt, Lehrer, Künstler. [Kat.]. Münch., 2007.

Вернуться к началу