ВЕ́ГЕНЕР ПАУЛЬ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕ́ГЕНЕР (Wegener) Пауль (11.12.1874, Бишдорф – 13.9.1948, Берлин), нем. актёр, режиссёр. Получил филос. и искусствоведч. образование во Фрайбургском и Лейпцигском ун-тах. Дебютировал в 1895 в Гор. театре в Ростоке. Затем играл в разл. театрах Германии. С 1906 – в «Немецком театре» М. Рейнхардта, где работал до конца жизни с перерывами на время гастролей по Европе и Америке и службы в берлинском «Шиллер-театер» (1938–43). Игру В. характеризовали склонность к импровизации, темпераментность при скупой сдержанности жеста. Создавал образы загадочных, трагич. героев: Франц Моор («Разбойники» Ф. Шиллера), Мефистофель («Фауст» И. В. Гёте), Ричард III, Отелло, Макбет (одноим. пьесы У. Шекспира), Актёр («На дне» М. Горького) и др. В кино с 1913 (гл. роль в фильме "Пражский студент"). Выступал против пошлости коммерч. кино, за поиски новых форм выразительности: в своих фантастич. фильмах использовал приёмы мультипликации, всевозможные кинотрюки и т. п. Снялся в гл. ролях в поставленных им двух версиях легенды о Големе – «Голем и как он пришёл в мир» (1914, совм. с Х. Галееном) и «Голем, как он пришёл в мир» (1920, совм. с К. Бёзе), а также в своих фильмах «Конец Герцога Ферранте» (1922), «Живые Будды» (1923). Эти и др. работы В. («Свадьба Рюбецаля», 1916; «Крысолов», 1918) оказали заметное влияние на неоромантич. течение в нем. кино нач. 1920-х гг. В 1931 опубликовал пацифистскую кн. «Фландрский дневник. 1914». Однако в 1940-е гг. снимался в нем. пропагандистских фильмах «Великий король» и «Дизель» (оба 1942), «Кольберг» (1945). Как режиссёр в эти годы обратился к развлекательному кинематографу. После окончания 2-й мировой войны был президентом «Палаты деятелей искусств».