ВИТЕ́З АНТУАН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИТЕ́З (Vitez) Антуан (20.12.1930, Париж – 30.4.1990, там же), франц. режиссёр, актёр, поэт, переводчик. В 1946–1948 изучал рус. яз. в лицее Луи-ле-Гран. В 1948 в Париже поступил одновременно в Школу вост. языков и в школу при «Театре старой голубятни». Играл в парижском Независимом театре и др. Переводил с рус. (в т. ч. пьесы А. П. Чехова, «Тихий Дон» М. А. Шолохова), греч. и др. языков. В 1960–62 был секретарём Л. Арагона, что в значит. мере повлияло на его духовное формирование. В Париже брал уроки театрального мастерства у Т. Балашовой. Сотрудничал в ж. «Bref», издаваемом Ж. Виларом, затем в ж. «Théâtre populaire», работал на радио, дублировал кинофильмы. Как режиссёр дебютировал в 1966, поставив «Электру» Софокла в г. Кан (возвращался к этой трагедии ещё дважды – в 1971 и 1986). Его привлекали редко ставившиеся во Франции рус. пьесы («Баня» В. В. Маяковского и «Дракон» Е. Л. Шварца, обе 1968; «Чайка» А. П. Чехова, 1970, 1984; «Цапля» В. П. Аксёнова, 1984), а также нем. драматургия («Домашний учитель» Я. М. Р. Ленца, 1970; «Фауст» И. В. Гёте, 1972; «Мамаша Кураж» Б. Брехта, 1973). В 1972–81 возглавлял театры «Театре де Картье» и «Ателье театраль д’Иври» (г. Иври-сюр-Сен). Приверженец идей В. Э. Мейерхольда и рус. формальной школы, В. декларировал, что «театр можно делать из всего»; рассматривая текст пьесы как материал для свободного творчества, в то же время стремился выявить её глубинный смысл. При этом всячески противился актуализации произведений прошлого, трактуя классич. текст как миф. Центром худож. исканий В. стал актёр – его голос, пластика, жест. В 1975 он поставил «Федру» Ж. Расина, считал александрийский стих своеобразным «звуковым кодом красоты». Спектакль «Катрин» (1975, по роману Л. Арагона «Базельские колокола») положил начало направлению во франц. театре, получившему назв. «театр-рассказ». Следуя идее Ф. Шиллера, В. создавал «элитарный театр для всех». Этот принцип воплощал, оказавшись на посту директора парижского театра «Шайо», которым руководил в 1981–88 («Гамлет» У. Шекспира, 1982; «Эрнани» и «Лукреция Борджиа» В. Гюго, 1985; «Атласный башмачок» П. Клоделя, 1987). В 1977 поставил «Тартюфа» Мольера в Моск. театре сатиры. Среди др. постановок: «Андромаха» Ж. Расина (1971), тетралогия по пьесам Мольера «Школа жён» – «Тартюф» – «Дон Жуан» – «Мизантроп» (1978), «Селестина» Ф. де Рохаса (1989). С 1988 возглавлял «Комеди Франсез», где в 1990 поставил свой последний спектакль – «Жизнь Галилея» Б. Брехта.
В. много времени уделял педагогике. Разработав собств. педагогич. систему, в каждом театре, которым руководил, открывал школу, считая её «лучшим в мире театром». Преподавал в театральной школе Ж. Лекока в Париже (1966–1970), в Нац. конс. драматич. искусства (1968–81).