Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИТЕ́З АНТУАН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 398-399

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева

ВИТЕ́З (Vitez) Ан­ту­ан (20.12.1930, Па­риж – 30.4.1990, там же), франц. ре­жис­сёр, ак­тёр, по­эт, пе­ре­во­дчик. В 1946–1948 изу­чал рус. яз. в ли­цее Луи-ле-Гран. В 1948 в Па­ри­же по­сту­пил од­но­вре­мен­но в Шко­лу вост. язы­ков и в шко­лу при «Те­ат­ре ста­рой го­лу­бят­ни». Иг­рал в па­риж­ском Не­за­ви­си­мом те­ат­ре и др. Пе­ре­во­дил с рус. (в т. ч. пье­сы А. П. Че­хова, «Ти­хий Дон» М. А. Шо­ло­хо­ва), греч. и др. язы­ков. В 1960–62 был сек­ре­та­рём Л. Ара­го­на, что в зна­чит. ме­ре по­влия­ло на его ду­хов­ное фор­ми­ро­ва­ние. В Па­ри­же брал уро­ки те­ат­раль­но­го мас­тер­ст­ва у Т. Ба­ла­шо­вой. Со­труд­ни­чал в ж. «Bref», из­да­вае­мом Ж. Ви­ла­ром, за­тем в ж. «Théâtre populaire», ра­бо­тал на ра­дио, дуб­ли­ро­вал ки­но­филь­мы. Как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал в 1966, по­ста­вив «Элек­тру» Со­фок­ла в г. Кан (воз­вра­щал­ся к этой тра­ге­дии ещё два­ж­ды – в 1971 и 1986). Его при­вле­ка­ли ред­ко ста­вив­шие­ся во Фран­ции рус. пье­сы («Ба­ня» В. В. Мая­ков­ско­го и «Дра­кон» Е. Л. Швар­ца, обе 1968; «Чай­ка» А. П. Че­хо­ва, 1970, 1984; «Ца­п­ля» В. П. Ак­сё­но­ва, 1984), а так­же нем. дра­ма­тур­гия («До­маш­ний учи­тель» Я. М. Р. Лен­ца, 1970; «Фа­уст» И. В. Гё­те, 1972; «Ма­ма­ша Ку­раж» Б. Брех­та, 1973). В 1972–81 воз­глав­лял те­ат­ры «Те­ат­ре де Кар­тье» и «Ате­лье те­ат­раль д’Иври» (г. Ив­ри-сюр-Сен). При­вер­же­нец идей В. Э. Мей­ер­холь­да и рус. фор­маль­ной шко­лы, В. дек­ла­ри­ро­вал, что «те­атр мож­но де­лать из все­го»; рас­смат­ри­вая текст пье­сы как ма­те­ри­ал для сво­бод­но­го твор­че­ст­ва, в то же вре­мя стре­мил­ся вы­явить её глу­бин­ный смысл. При этом вся­че­ски про­ти­вил­ся ак­туа­ли­за­ции про­из­ве­де­ний про­шло­го, трак­туя клас­сич. текст как миф. Цен­тром ху­дож. ис­ка­ний В. стал ак­тёр – его го­лос, пла­сти­ка, жест. В 1975 он по­ста­вил «Фед­ру» Ж. Ра­си­на, счи­тал алек­сан­д­рий­ский стих свое­об­раз­ным «зву­ко­вым ко­дом кра­со­ты». Спек­такль «Кат­рин» (1975, по ро­ма­ну Л. Ара­го­на «Ба­зель­ские ко­ло­ко­ла») по­ло­жил на­ча­ло на­прав­ле­нию во франц. те­ат­ре, по­лу­чив­ше­му назв. «те­атр-рас­сказ». Сле­дуя идее Ф. Шил­ле­ра, В. соз­да­вал «эли­тар­ный те­атр для всех». Этот прин­цип во­пло­щал, ока­зав­шись на по­сту ди­рек­то­ра па­риж­ско­го теат­ра «Шайо», ко­то­рым ру­ко­во­дил в 1981–88 («Гам­лет» У. Шек­спи­ра, 1982; «Эр­на­ни» и «Лук­ре­ция Борд­жиа» В. Гю­го, 1985; «Ат­лас­ный баш­ма­чок» П. Кло­де­ля, 1987). В 1977 по­ста­вил «Тар­тю­фа» Моль­е­ра в Моск. те­ат­ре са­ти­ры. Сре­ди др. по­ста­но­вок: «Ан­дро­ма­ха» Ж. Ра­си­на (1971), тет­ра­ло­гия по пье­сам Моль­е­ра «Шко­ла жён» – «Тар­тюф» – «Дон Жу­ан» – «Ми­зан­троп» (1978), «Се­ле­сти­на» Ф. де Ро­ха­са (1989). С 1988 воз­глав­лял «Ко­ме­ди Фран­сез», где в 1990 по­ста­вил свой по­след­ний спек­такль – «Жизнь Га­ли­лея» Б. Брех­та.

В. мно­го вре­ме­ни уде­лял пе­да­го­ги­ке. Раз­ра­бо­тав собств. пе­да­го­гич. сис­те­му, в ка­ж­дом те­ат­ре, ко­то­рым ру­ко­во­дил, от­кры­вал шко­лу, счи­тая её «луч­шим в ми­ре те­ат­ром». Пре­по­да­вал в те­ат­раль­ной шко­ле Ж. Ле­ко­ка в Па­ри­же (1966–1970), в Нац. конс. дра­ма­тич. ис­кус­ст­ва (1968–81).

Соч.: De Chaillot à Chaillot. P., 1981 (en coop. avec E. Copfermann); Écrits sur le théâtre. P., 1994–1998. Vol. 1–5; Poèmes. P., 1997.

Лит.: Léonardini J.-P. Profils perdus d’A. Vi­tez. P., 1990; Ubersfeld A. A. Vitez: metteur en scène et poète. P., 1994.

Вернуться к началу