АЦТЕ́КИ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЦТЕ́КИ, астеки (самоназвания – науа, теночки, мешика), индейский народ в Центр. Мексике. Численность более 1 млн. чел. (2000, оценка). Говорят на астекских языках, большинство также по-испански. Верующие – католики.
История ацтеков
подразделяется обычно на четыре периода: 1) период странствий и зависимости от более могуществ. соседей, который закончился в 1325 с приходом в долину Мехико и основанием Теночтитлана; 2) период независимости и активной экспансии (1325–1428), когда А. во главе союза 3 городов-государств завоёвывают б. ч. Мексики; 3) период расцвета государства А. (1428–1521), конец которому положила исп. конкиста; 4) А. после исп. завоевания (с 1521).
Относительно достоверная история А. начинается с их ухода во 2-й пол. 12 в. с мифич. прародины на оз. Астлан – «Место цапель» (отсюда и назв. народа – ацтеки, астеки, т. е. «жители Астлана»). После долгих скитаний А. в нач. 13 в. пришли в долину Мехико, богатую природными ресурсами и плотно заселённую др. группами науа. Первоначально А. расположились на холме Чапультепек, на зап. берегу пресноводного оз. Тескоко. Однако жители соседних городов и селений не пожелали смириться с жестокими грабительскими набегами А., сопровождавшимися похищением женщин. Объединённые силы Кулуакана и Ацкапоцалько разгромили А. и изгнали их с Чапультепека. Ацтекский вождь был взят в плен и принесён в жертву богам победителей, б. ч. А. попала в зависимость от правителей г. Кулуакан, которые пытались вытеснить А. в непригодную для проживания местность. На земле Атетелко, где им сначала разрешили поселиться, А. в течение нескольких десятилетий вели полуголодную жизнь охотников и собирателей.
Другая земля, Тисапан, где оказалась часть А., находилась на юго-западе долины Мехико, хозяином которой считал себя Кулуакан. Неизвестно, пришли ли А. в Тисапан по своей воле или по воле победителей, оттеснивших их в голую, вулканич. происхождения местность и использовавших А. как наёмников-сателлитов в войнах за господство над долиной Мехико. Оказавшиеся в Тисапане, А. научились возделывать бесплодную землю и добывать строит. камень в окрестных горах. Кулуакан в частых войнах с соседями использовал храбрых и беспощадных ацтекских воинов. По одной из легенд, А. после боя отрубили у каждого убитого врага ухо и вручили Кошкоштли целый мешок с кровавыми трофеями. Владыка Кулуакана был так потрясён, что приказал немедленно изгнать А. из своих владений. Другая легенда связывает изгнание с убийством принцессы из Кулуакана, отданной в жёны ацтекскому вождю и принесённой жрецами в жертву богу весны Шипе-Тотеку.
После нового изгнания А. разрешили занять район, также считавшийся малопригодным для жизни, – ещё не заселённый болотистый остров в зап. мелководной части обширного оз. Тескоко. Здесь они несли воен. службу у новых хозяев – тепанеков из Ацкапоцалько. Ок. 1325 А. основали на острове свою столицу, г. Теночтитлан. Выбор места во многом был обусловлен сугубо практич. соображениями: обилием рыбы и птицы в озере, идеальными условиями для «гидравлического» земледелия (строительства «плавучих садов»), удобным сообщением на лодках и плотах по системе связанных друг с другом озёр и каналов. Но главное преимущество заключалось в том, что Теночтитлан был городом-убежищем, защищённым от врагов самой природой.
Поворотный момент в истории А. наступил, когда они стали наёмниками у Тесосомока, правителя (с 1369) самого могуществ. государства долины Мехико того времени – Ацкапоцалько. Это государство тепанеков вело политику захвата и подчинения соседних областей, в чём им помогали А. – наёмники и, одновременно, данники Ацкапоцалько. Упорное сопротивление (1414–18) Тесосомоку оказал лишь город-государство Тескоко, находившийся на севере долины Мехико. Когда он был повержен, А. получили право сбора дани с побеждённых и стали получать от Тескоко гораздо больше, чем сами платили Тесосомоку. Это укрепило А. в их отношениях с тепанеками; к тому же во главе Теночтитлана оказались зять Тесосомока – Уицилуитль (1391–1416) и его внук Чимальпопока (1416–26).
В 1426 Тесосомок умер, а его царство пережило своего основателя всего на два года. Преемник Маштла тут же поссорился с А. По одной из версий, он предательски заманил к себе правителя А. Чимальпопоку и приказал его убить. А. восстали, найдя союзника в лице недавнего врага – Тескоко. Войско А. возглавил их новый правитель Ицкоатль (1427–40). Союзники разгромили Ацкапоцалько. Вскоре к ним присоединился город-государство Тлакопан (Такуба).
В 1428 они образовали «тройственную лигу», которая к нач. 16 в. сумела завоевать и обложить данью почти всю территорию Мексики. Почти сорок провинций и государств платили «лиге» тяжёлую дань, сохраняя при этом известную самостоятельность во внутр. управлении. Для поддержания системы подчинения др. областей в стратегич. пунктах были установлены гарнизоны, а за своеврем. сбором дани следили спец. чиновники – кальпишке. Постепенно внутри «лиги» росла роль Теночтитлана. К моменту начала исп. конкисты (1519) правитель А. фактически диктовал свою волю партнёрам по союзу. Исп. завоевание прервало процесс дальнейшего развития державы А., так и не успевшей выработать механизм полного включения всех зависимых от Теночтитлана территорий в рамки единого государства. Их «империя» оказалась эфемерным созданием и потому в считанные годы рухнула под ударами конкистадоров Э. Кортеса, нашедших поддержку у покорённых А. народов.
Государство А. существовало за счёт интенсивного земледелия, ремесла и торговли, а также воен. добычи и регулярной дани с подчинённых областей. Двойственный характер экономики А. символизировал Главный храм их столицы: на вершине ступенчатой пирамиды стояли два святилища: Тлалока – бога воды и дождя, покровителя земледелия, и Уицилопочтли – бога войны.
По берегам пресноводных озёр долины Мехико А. создавали чинампы – искусственно сооружённые на мелководье длинные гряды (протяжённость 110 м, ширина 10 м) из ила со дна водоёмов и перегноя водных растений. Богатая органикой почва, постоянная влажность на уровне корневой системы растений и использование разных методов возделывания с.-х. культур обеспечивали высокую урожайность. Чинампы были окружены сетью каналов, облегчавших транспортировку грузов и людей. К моменту конкисты только в зоне Чалько (юг долины Мехико) было до 10 тыс. га чинамп, с которых снималось до 7 урожаев в год. Чинампы Чалько могли прокормить до 180 тыс. чел. в год. Кроме того, в Теночтитлан ежегодно привозилось в виде дани до 18 тыс. т пищевых продуктов. Этого было достаточно для того, чтобы обеспечить питанием всё население столицы А. в течение 1,5–2 лет. Покорённые народы доставляли также ювелирные изделия, яркие перья птиц, одежды и рабов.
Зрелое общество А. было сильно дифференцированным. На вершине социальной пирамиды стоял верховный правитель тлатоани – «оратор», считавшийся земным воплощением богов. Он избирался узким кругом лиц из правящего рода и располагал всей полнотой власти: был главнокомандующим, верховным судьёй и руководил гл. религ. обрядами. Тлатоани жил в пышном дворце, передвигался на носилках или в паланкине, носил особую одежду и украшения, его сопровождало множество слуг.
Правитель имел в полной собственности наследств. земли, которые обрабатывали зависимые люди – майеки. Царский род и семьи прежних тлатоани пользовались высшим престижем и принадлежали к верхушке общества, образуя слой (класс) знати – пипилтин. Они занимали все гл. гос. должности и обладали рядом привилегий, недоступных др. группам А. Знать не платила налогов и имела как собств. наследств. земли, так и земли по должности.
Основную массу населения составляли свободные общинники – масехуальтин, владевшие земельными наделами, получаемыми от соседской общины – кальпулли. В последней уже чётко выделялся верхний зажиточный слой в виде должностных лиц – кальпуллеки, освобождённых от уплаты налогов и обеспечивавшихся всем необходимым с особого участка земли, который обрабатывался совместно членами общины. К ним примыкали отличившиеся в боях общинники-воины: в награду за доблесть их освобождали от налогов и давали в пожизненное владение небольшие земельные участки. Почётом и некоторыми привилегиями пользовались также старики. Остальные общинники должны были платить налоги и нести разл. повинности в пользу государства.
Несмотря на обилие противоречивых мнений по поводу природы кальпулли, большинство учёных считает её территориальной, соседской общиной с некоторыми пережитками общины родовой. Члены кальпулли в качестве полноправных общинников владели участками земли, которые передавались в виде наделов главам крупных семей. Наделы нельзя было сдавать в аренду и продавать, право на них терялось, если земля не обрабатывалась 3 года подряд или семья переселялась в др. место. Кальпулли отвечали за уплату налогов правителю, за выполнение трудовой повинности и др. В случае войны они выставляли в общее ополчение отряд воинов со своим начальником. Кальпулли функционировали и как религ. институт: каждая община имела своего бога-покровителя и возводила небольшой храм. Дом главы кальпулли, общинное зернохранилище, склад оружия и культовых предметов, храм, школа для юношей размещались вокруг площади или двора, образуя центр обществ. и хозяйств. жизни коллектива.
В гор. общину входили торговцы. К 16 в. они приобрели значит. влияние в государстве, имея свою организацию, богов-покровителей, собств. празднества. Торговцы платили налоги товарами.
Ещё одна чётко выраженная группа в общине – ремесленники. Они платили налоги продукцией и были освобождены от др. повинностей. У ремесленников-профессионалов, живших в столице, был более высокий статус, чем у сельских земледельцев и непрофессиональных ремесленников. Ювелиры и мастера, создававшие изделия из перьев, стояли выше в обществ. иерархии, чем остальные гор. ремесленники, и были организованы в особые корпорации типа гильдий. Изготовлением мозаик из перьев и ювелирным делом занимались и знатные лица, жившие при дворе правителя Тескоко.
Слой зависимых людей составляли майеки и рабы-тлакохтины, которые не входили в городские или сельские общины-кальпулли, не имели прав на надел земли и не платили налогов, работая лишь на своих господ. Майеки трудились на землях знатных людей и выполняли ряд повинностей в их домохозяйстве. Они отдавали хозяевам также значит. часть урожая, собранного с выделенных в их пользование участков, которые им запрещалось покидать. Значит. группу в большинстве городов державы А. составляли рабы. Они находились в рабстве пожизненно и были полной собственностью владельца. Рабы использовались для тяжёлой домашней работы и в качестве носильщиков. Им полагалось лишь самое скудное довольствие. Т. о., к 16 в. общество А. разделялось на три осн. слоя (класса): знать (духовная и светская) во главе с правителем-тлатоани, свободные общинники и зависимые люди (майеки, рабы).
Каждый город или крупное селение имели своего гл. судью, назначаемого лично тлатоани. Под началом судьи находился суд из трёх человек. Существовали территориальные суды, избранные самим населением. На уровне сельской общины ответственность за соблюдение порядка нёс местный чиновник с полицейскими функциями. Взяточничество наказывалось смертью. Такая же суровая кара грозила и за ряд др. преступлений: воровство, самовольное изменение границ земельных участков, пьянство и т. д.
Опорой тлатоани была армия, которая включала в себя постоянную проф. армию, общинное ополчение и некое подобие рыцарских воен. орденов – «орден Орла» и «орден Ягуара», готовившие для государства офицерский корпус. Кроме того, все зависимые области в случае необходимости должны были направить в Теночтитлан определённое количество воинов. Войска состояли из легионов или полков, насчитывавших 8 тыс. воинов и делившихся на меньшие единицы – числом ок. 20 чел. Каждое подразделение имело своё знамя или штандарт, украшенный яркими птичьими перьями.
С детских лет А. проходили физич. и спец. подготовку. На поле боя их гл. задача состояла в том, чтобы взять как можно больше врагов в плен для принесения в жертву богам Теночтитлана.
Религия А. была достаточно сложной. Более всего почитались божества, связанные с земледелием (Тлалок – бог дождя, Кецалькоатль – бог ветра, давший людям маис, Шипе-Тотек – бог растительности, Уэуэтеотль – бог огня). Но главой пантеона стал Уицилопочтли – бог войны и бог Солнца. Именно с ним тесно связан обряд массовых человеческих жертвоприношений. Жреческая верхушка А. превратила старый миф о сотворении мира в гос.-религ. доктрину. Согласно её постулатам, А. объявлялись избранным народом, на котором лежит ответственность за поддержание космич. порядка. Для этого необходимо непрерывно обеспечивать дарами бога Солнца, поскольку с исчезновением светила прекратится жизнь на земле и все люди погибнут. Наилучшей пищей для бога Солнца были объявлены человеческие кровь и сердца. Опираясь на этот миф, А. стремились захватить новые территории и привести оттуда как можно больше пленных для принесения в жертву богам. Иногда ритуал требовал, чтобы жрец рассекал грудь и извлекал из неё сердце не у пленника, а у избранного А., приобщавшегося т. о. к сонму божеств.
К числу значит. достижений цивилизации А. относится создание системы пиктографич. письменности с элементами иероглифики (до наших дней дошли лишь немногие рукописи А. доиспанского времени). А. создали также календарь, основанный на 52-летнем цикле. В конце каждого такого цикла устраивался праздник «Нового огня», чтобы обеспечить существование жизни на земле на следующий такой же период.
А. – создатели одной из самых ярких культур доколумбовой Америки. Представление о ней складывается из работ индейских и исп. авторов времён конкисты и колониального периода, из рисуночных ацтекских кодексов и археологич. находок. Особенно важными были исследования остатков Главного храма А., находящихся в самом центре мекс. столицы.
После овладения конкистадорами Теночтитланом (13.8.1521) и гибели ацтекского государства населявшие его индейцы разделили судьбу всех покорённых испанцами народов. Земледельцы-общинники превратились либо в зависимых от испанских латифундистов крестьян, либо в бесправных рабочих на рудниках, ацтекская знать была частично уничтожена, частично превращена в низшее звено системы управления колонией Новая Испания. Храмы разрушены, а на их фундаментах возведены католические церкви и дома испанских завоевателей. Ацтекское письмо предано забвению, и, чтобы считаться грамотным, индеец должен был научиться читать и писать по-испански. Начался долгий и трудный процесс формирования мексиканской нации, в которую влились и которую обогатили сохранившимися элементами своей древней культуры и ацтеки.
Архитектура и изобразительное искусство
Расцвет искусства А., развивающего традиции предшествовавших обитателей Мексиканского нагорья – тольтеков, сапотеков и миштеков, относится к 14 – нач. 16 вв. В художественной культуре А. важная роль отводилась архитектуре. Столица А. – Теночтитлан – имела регулярный план и была прорезана каналами, стены которых были выложены изразцами и мозаикой. Город сообщался с материком дамбами, которые в ряде мест прерывались подъёмными мостами (подобные мосты также соединяли улицы и кварталы). Сохранившиеся постройки А. – 4-гранные каменные пирамиды, строго геометрические по форме храмы со стенами, расширявшимися книзу. Главный храм в Теночтитлане (окружён каменной стеной, украшенной снаружи рельефами с изображениями змей; предположит. площадь храма 1000 м 2 , выс. 30–35 м) – гигантская конструкция из пяти усечённых пирамид, поставленных друг на друга; на её вершине, представлявшей собой обширную площадку, располагались святилища ацтекских богов, а также каменные алтари со статуей Уицилопочтли (алтарь «Камень Солнца», диаметром 3,5 м, с изображениями, посвящёнными истории мира с момента его сотворения, ныне хранится в Нац. музее антропологии в Мехико). Сохранились остатки стенных росписей, каменных и дерев. рельефов, оформлявших храмы А., – статичные, плоскостные изображения божеств и торжественных процессий воинов.
В скульптуре А., наряду с монументальными статуями богов из базальта и андезита (статуя богини земли и плодородия Коатликуэ, рельеф с изображением богини Луны Койольшаухки, «Камень Тисока»), изваянными в обобщённых формах, встречаются выполненные вполне натуралистично головы воинов (голова «Воина-орла», «Голова мёртвого»), выразительные каменные или керамич. фигурки рабов, детей, животных. Зооморфными и антропоморфными скульптурами украшены храмы в Малиналько и Тенаюке в окрестностях Мехико.
Высокого мастерства достигли А. в искусстве обработки камня и металла. Из камня (обсидиана и кремня) делались орудия труда и оружие. Металл (медь, золото) шёл на изготовление украшений и ритуальных предметов. Из худож. peмёceл особенно ценилось произ-во ювелирных украшений из золота, серебра и полудрагоценных камней – нефрита, опала, аметиста. Также были распространены мастерски выполненные украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ткацкое ремесло.
Традиционная устная культура
Испанские хронисты 16–18 вв. оставили описания культовых церемоний (основанных на годовом круге из 260 дней и из 360 дней) и обществ. праздников А. (митотес), а также записи текстов песен и барабанных ритмов. Пение в сопровождении инструментов и танцы были нераздельны и обозначались общим термином «куикатль». Музыке и танцу юноши и девушки обучались в спец. школах (куикака́ли). Среди жанров: священные гимны, победные оды, песни-восхваления (сохранился текст песни в честь Тланацепана – брата Моктесумы II, прославляющей его как воина, певца, танцора и барабанщика), песни на мифологич. и историч. сюжеты, песни-поучения, песни об исцелении больных; нар. песни – колыбельные, любовные, траурные, песни-подражания птицам. Песни-танцы, связанные с культом, были строго регламентированы; от музыкантов и танцоров, олицетворявших собой божества, требовалось безупречное качество исполнения (ошибка каралась смертью). Муз. инструменты: духовые (тлапитцали) – флейты (в т. ч. многоствольные), трубы (в т. ч. раковина атекоколи); ударные, среди которых важнейшие – тепонацтли (горизонтальный щелевой барабан) и уэуэтль (вертикальный цилиндрич. барабан с кожаной мембраной; посвящён богу огня), использовавшиеся обычно одновременно. После исп. завоевания песни-танцы А. испытали влияние европ. и афр. культуры.
Культура современных ацтеков
Традиционная культура А. типична для индейцев Центр. Америки, в наибольшей степени сохранилась у тлауика в штате Морелос. Современные А. занимаются ручным и пашенным земледелием (подсечно-огневым, в долинах рек – поливным, на озёрах долины Мехико – на чинампах). Среди женщин развито домашнее узорное ткачество на вертикальных ручных станках (особенно в штате Пуэбла), среди мужчин – на станках европ. типа; произ-во расписной керамики, глиняной скульптуры (штаты Пуэбла, Мехико, Идальго), плетение (корзины, циновки, сумки из разноцветной соломы, волокон агавы, пальмовых листьев). Сохраняются культы духов-хранителей, вера в оборотней-науалей, магию, личную жизненную силу, определяющую судьбу человека (тональ), очистительные ритуалы (лимпии), жертвоприношения умершим, приуроченные к дню Всех Святых (цветы, свечи, пирожки-тамаль из кукурузной муки, завёрнутые в кукурузные или банановые листья) и др. Каждая деревня имеет своих проф. знахарей-предсказателей (тламатикиме – знающие). Распространены былички, шуточные рассказы, этиологич. легенды, шуточные песни, религ. гимны, заклинания. Сохраняются доиспанские муз. инструменты, распространены также струнные.
С 1980-х гг. усиливается сезонная и постоянная миграция А. в др. районы Мексики, особенно в города (Мехико, Монтеррей, Тампико, Поса-Рика, Матаморос и др.), а также в приграничные штаты США. Мигранты работают по найму в с. х-ве, строительстве, сфере обслуживания и др. Сформировалась интеллигенция. Играют ведущую роль в организациях: Орг-ция профессиональных служащих аборигенов науа, Орг-ция народов Центрального нагорья, «Объединённые комунерос Мильпа-Альты», Региональная орг-ция западного побережья, Союз поселений Морелоса.