МИШТЕ́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИШТЕ́КИ (исп. Mixtecos; от Mиштлан, Мистлан – на яз. науа «страна облаков»; самоназвание нюу сави – «народ дождя»), индейский народ группы ото-манге в Юж. Мексике (запад штата Оахака, восток штата Герреро и юг штата Пуэбла). Численность 557 тыс. чел. (2000, перепись; по оценке – ок. 500 тыс. чел., 2010). 78,5% говорят на языках миштекской группы амусго-миштекской ветви отомангейских языков; св. 80% владеют исп. яз. М. – католики. Ок. 100 тыс. М. живут в США – в Сан-Диего (Калифорния), Тусоне (Аризона) и др.
Область расселения М. – Миштека (Нюу Цавуи) – делится на три культурно-географич. зоны: Альта (Муху Саби – «Земля облаков») – горные области (выс. св. 1300 м) на востоке Юж. Сьерры-Мадре, на западе Оахаки и на северо-востоке Герреро; Баха (Нюнинье – «Жаркая земля») – в горах и долинах бассейна р. Бальсас (800–1800 м) на северо-западе Оахаки и юго-западе Пуэблы; Коста, или Коста-Чика (Нюньдаа – «Земля») – в юж. предгорьях и на тихоокеанском побережье.
Ранее М. связывались с мигрантами из долины Мехико 2–1-го тыс. до н. э.; ныне они признаются автохтонным населением региона. Миштека заселена охотниками не позднее 6-го тыс. до н. э.; земледельч. поселения (древнейшие – Юкуита и Монте-Негро в Альте) возникли здесь в 1-й пол. 2-го тыс. Ко 2–1 вв. до н. э. в ответ на экспансию сапотекского гос-ва Монте-Альбан у М. возникли города-государства Юкуньяцавуи (Уамелульпан) в Альте, Серро-де-лас-Минас и Сан-Хуан-Рая в Бахе и др., в классич. эпоху (1–8 вв. н. э.) – Серро-Хасмин в долине Януитлан, Этлатонго, Серро-де-ла-Вирхен, Эль-Тамбор в долине Тлахьяко, Тиша (Тиса), Юкуниндее в долине Тепосколула, Серро-Ната, Рио-Поблана в долине Койштлауака и др.; сложилась письменность (см. Миштекское письмо). В 3–8 вв. н. э. влияние Монте-Альбана и Теотиуакана способствовало расцвету культуры Ньюинье в Миштеке-Баха (укреплённые города, монументальное строительство, расписная фигурная керамика, в т. ч. урны и курильницы, изображающие мифич. персонажей, и др.). Приняли участие в создании культуры Миштека-Пуэбла. В горах Альты практиковалось подсечно-огневое и ирригац. земледелие, а также высокопродуктивная система террасного земледелия коо-йуу (лама-бордо). М. вели торговлю по всей Юж. и Центр. Мексике, в т. ч. драгоценными камнями, металлом и кошенилью (полученным из неё кармином окрашивали тонкие ткани из хлопка), славились как лучшие ювелиры Мезоамерики. Рукописи М. (наандейе – «воспоминания о прошлом», тониндейе – «история родов»), созданные в 13–16 вв., посвящены мифологич. и династич. истории М., содержат описания ритуалов. В княжествах М. [ювуи таю – «циновка-трон»; Тилантонго, Хальтепек, Монте-Негро, Койштлауака, Тепосколула, Теосакуалько, Апоала, Ачьютла, Тлашиако (Тлахьяко), Хуштлауака (Хустлаука), Януитлан, Уамелульпан и др. в Альте, Серро-де-лас-Минас, Текиштепек (Текистепек), Уахуапан, Акатлан, Чила, Тонала, Атояк, Текомаштлауака (Текомастлауака) и др. в Бахе, Тутутепек на Косте] выделялись два социальных класса: наследств. знать (военачальники – таи тохо и высшее жречество) и свободные общинники (таи нюу, таи юку, таи ситундаю) – земледельцы, ремесленники и торговцы; существовали категории домашних слуг (таи синокачи) и рабов (даасаа). Знать обитала в особых кварталах, где вокруг площадей на платформах располагались каменные дворцы, храмы, алтари, площадки для игры в мяч и др. ритуалов. Правители (йиа тнуху или йиа тонинье), среди которых было немало женщин (йиацехе), считались потомками богов; почитались их мумифицированные останки, завёрнутые в ткани и циновки в «позе эмбриона», с золотыми погребальными масками.
Политич. центр Миштеки находился в Альте. С кон. 8 в. возвысилось княжество Тилантонго (Нюу-Тноо-Уауи-Андеуи – «Чёрный Город Храма Неба»), которое в правление царя с личным именем Коготь Ягуара и календарным именем «8 Олень» (1063–1115) путём завоеваний, династич. браков (в т. ч. с правящими родами науа, сапотеков и пополуков) и воен. союзов присоединило б. ч. княжеств Миштеки от долины Оахаки на востоке до среднего течения р. Атояк на севере и тихоокеанского побережья на юге. «8 Олень» основал новую династию в Тутутепеке (Юку-Цаа – «Холм Птицы») и способствовал колонизации миштеками Косты. После его смерти единое государство распалось, в сер. 12 в. выдвинулась Койштлауака (Йодсо-Коо – «Долина Змеи»), достигшая расцвета к сер. 15 в. и ставшая одним из самых больших постклассич. городов Мезоамерики.
С 7–9 вв. М. соперничали с сапотеками. Упадок государства сапотеков, начавшийся в 7 в., привёл к массовому проникновению М. в центр долины Оахаки. В 10–12 вв. с помощью воен. силы и династич. браков М. захватили сапотекские центры и стали в них элитой новых государств со столицами в Митле, Саачиле, Ягуле, Ламбитьеко и Шааге (Сааге). М. превратили оставленный сапотеками Монте-Альбан в культовый и погребальный центр.
С нач. 15 в. в Миштеке усилилось влияние ацтеков. В 1458 при Моктесуме I ацтеки в осн. закончили покорение Миштеки, в 1480-е гг. правитель ацтеков Ашаякатль уничтожил союзную армию М. и сапотеков. В 1486 на месте совр. г. Оахака ацтеки основали крепость Уашаякак (давшую назв. совр. городу и штату), княжества М. вошли в состав ацтекской провинции с центром в Тлашиако.
В 1522 П. де Альварадо взял Тутутепек. Сапотеки объединились с испанцами и их союзниками-науа против М. Сопротивление в Миштеке было недолгим. За принятие вассалитета испанцы даровали М. привилегии: признали власть мн. «касиков», общины сохранили свои земли. В колониальный период развивались торговля, добыча золота и серебра, сбор кошенили (экспорт в Европу в сер. 18 в. составлял св. 750 т ежегодно), с 17 до нач. 19 в. – выращивание завезённого из Азии шелкопряда, произ-во шёлковых и хлопковых тканей. С 16 в. стали разводить коз и овец и продавать шерсть в Оахаке, Мехико и Пуэбле. С 1840-х гг. М. неоднократно восставали. Поддерживали П. Диаса (миштека по матери) после переворота 1876, но позднее приняли участие в движении сапатистов и революции 1910–17. Совр. М. входят в орг-цию Нар. сапотекско-миштекский фронт.
Традиц. культура типична для индейцев Мезоамерики. В Альте занимаются традиц. подсечно-огневым земледелием (маис, фасоль, тыквы и др.); с 1980-х гг. восстанавливается система террасного земледелия лома-бордо. В Бахе выращивают кофе, хлопок, табак, питайо (плод кактуса), на Косте – какао, фрукты. Сохраняются охота и собирательство. Мн. общины в Бахе специализируются на добыче соли, в Альте и Бахе разводят кошениль, в Пинотепа-де-Дон-Луис (Коста) окрашивают нити пурпуром. Осн. ремесло в Альте и Бахе – плетение из пальмовых листьев (самые тонкие изделия – из теуантепекской пальмы), гл. обр. сомбреро (производят 65% сомбреро в Мексике). Мужчины занимаются также плетением корзин из тростника, верёвок из волокон агавы, изготовлением зернотёрок-метатлей и др.; женщины – гончарством, изготовлением калебас, ручным ткачеством на поясном станке, вышивкой, в Сан-Матео-Пеньяско (Альта) – произ-вом шёлка. Развито изготовление раскрашенных фигурок зверей из копалового дерева (алебрихе).
Традиц. культура и язык лучше сохранились на Косте. Женщины носят белый нижний и узорный верхний уипиль и запашную юбку (посауанко) с узорным тканым поясом, местами ходят с открытой грудью (до 1930-х гг. действовал офиц. запрет на ношение традиц. одежды). Во многих общинах сохраняется совет старейшин (его члены надевают белые длинные рубахи особого покроя), иерархич. система ритуальных и гражд. должностей (карго), на Косте – кофрадии. Традиц. система терминов родства генерац. типа, сохраняющего черты бифуркативно-коллатерального. Сиблинги и кузены в поколении эго различаются по полу и возрасту. Под влиянием исп. терминологии распространяется линейный тип. Важную роль играет кумовство-компадразго. Доиспанский пантеон возглавляется богом дождя (Цавуи, Сави). Гл. ритуалы проводят жрецы (юви татна), некоторые из них занимаются знахарством и прорицанием с помощью галлюциногенов. С культом богов гор и пещер связываются паровые бани. В Апоале (совр. Сантьяго-Апоала) почитаются известные по этногонич. мифу священное дерево Стину, растущее на берегу Родовой реки (Ютса то’он), гора Кава-Кандиви («Скала, где отдыхает небо», на которую взобрался герой мифа, чтобы стрельбой из лука заставить Солнце заходить на ночь), пещеры Кава-Лаки («Ущелье демона») и Явикома («Пещера змей») и др. Гл. покровителем М. почитается св. Марк. На церковные праздники совершаются театрализов. шествия и танцы в масках историч. и мифологич. персонажей («Текуанис», «Танец дьяволов», «Матачины» и др.). На ежегодном общеоахакском празднике Гелагетца М. исполняют парный танец харабе миштеко (создан в 1920-е гг. Ф. Сиприано Вилла Эрнандесом и А. Мартинесом Корро), в котором партнёры изображают сцены с участием лисы и кролика, грифа и койота, женщины и быка, влюблённых голубей и т. п. На Косте танцы сочетают индейские, афр. и исп. традиции («Плетёного Быка», «Дьявола», «Черепахи», «Ягуара» и др.). Миштекская певица Лила Даунс – одна из самых популярных в Мексике. Для сохранения этнич. ценностей М. созданы организации Нюу Сави («Люди Дождя») и Академия языка М. (1997).