Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИШТЕ́КА-ПУЭ́БЛА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 519-520

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

МИШТЕ́КА-ПУЭ́БЛА (Mixteca-Puebla), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра в Ме­зо­аме­ри­ке. Вы­де­ле­на амер. ар­хео­ло­гом Дж. К. Вай­я­ном в 1941 на ос­но­ве сти­ли­стич. и ико­но­гра­фич. осо­бен­но­стей па­мят­ни­ков иск-ва (т. н. стиль ко­дек­сов) – рас­пис­ной ке­ра­ми­ки, ру­ко­пи­сей, на­стен­ных рос­пи­сей, ар­хи­тек­ту­ры и др. Соз­да­на в 9–11 вв. на­ро­да­ми Сев. Оа­ха­ки и до­ли­ны Пу­эб­лы – вост. на­уа, ото-ман­ге (в пер­вую оче­редь миш­те­ка­ми) и, ви­ди­мо, зап. то­то­на­ка­ми. Стиль М.-П. воз­ник по­сле па­де­ния в 7–9 вв. клас­сич. ци­ви­ли­за­ций Теотиуакана, Чо­лу­лы и Шо­чи­каль­ко, Ка­кашт­лы оль­ме­ков-ши­ка­лан­ка, са­по­тек­ско­го Мон­те-Аль­ба­на, культур Центр. Ве­ра­кру­са и майя Та­бас­ко, син­те­зи­руя их тра­ди­ции. Рас­про­стра­нён­ная ги­по­теза о про­ис­хо­ж­де­нии сти­ля М.-П. c на­го­рий Центр. Мек­си­ки пред­став­ля­ет­ся ма­ло­ве­ро­ят­ной. В 11–15 вв. стиль М.-П. и свя­зан­ные с ним об­ряд­ность, сим­во­ли­ка, ри­ту­ал, пан­те­он, ка­лен­дарь рас­про­стра­ни­лись по всей Ме­зо­аме­ри­ке. В Сев.-Зап. Мек­си­ке М.-П. пред­став­ле­на ком­плек­сом Ас­тат­лан и близ­ки­ми па­мят­ни­ка­ми Си­на­лоа и На­яри­та (Гуа­са­ве, Ча­мет­ла, Куль­я­кан, Ама­па), в Сев. Мек­си­ке – Па­ки­ме (Ка­сас-Гран­дес). Толь­те­ки и на­хо­див­шие­ся под их влия­ни­ем майя Та­ба­ско при­нес­ли стиль М.-П. на Юка­тан и в гор­ную Гва­те­ма­лу; ми­гран­ты-на­уа – пи­пи­ли и ни­ка­рао – на ти­хо­оке­ан­ское по­бе­ре­жье Ни­ка­ра­гуа и Кос­та-Ри­ки. Глав­ные цен­тры куль­ту­ры М.-П. на­хо­ди­лись в Пу­эб­ле (Чо­лу­ла), Миш­те­ке и до­ли­не Оа­ха­ки (Мит­ла). Куль­ту­ра М.-П. по­слу­жи­ла ос­но­вой для сло­же­ния куль­ту­ры ац­те­ков, даль­ней­шее рас­про­стра­не­ние куль­ту­ры М.-П. по Ме­зо­аме­ри­ке про­ис­хо­ди­ло вме­сте с экс­пан­си­ей ац­те­ков в 14–15 вв.

Миштека-Пуэбла. Кодекс Лауд. Страницы 9 и 10. 15 в. Бодлианская библиотека Оксфордского университета.

Все со­хра­нив­шие­ся ру­ко­пи­си М.-П. бы­ли со­зда­ны в 13–16 вв. Сре­ди ко­дек­сов из Центр. и Юж. Мек­си­ки вы­де­ля­ют­ся груп­пы Миш­те­ка (ко­дек­сы Сел­ден, Нат­толл и др.; соз­да­ны миш­те­ка­ми и, ви­ди­мо, куи­ка­те­ками и не­ко­то­ры­ми др. на­ро­да­ми Сев. Оа­ха­ки и Юж. Пу­эб­лы) и Борд­жиа (кодек­сы Бо­рд­жиа, Малья­бе­чи и др.; соз­да­ны вост. на­уа и ац­те­ка­ми до­ли­ны Ме­хи­ко); ко­дек­сы Фей­ер­ва­ри-Май­ер, Кос­пи и Лауд (соз­дан ма­са­те­ка­ми), не от­но­сят­ся с уве­рен­но­стью ни к од­ной из групп. К сти­лю М.-П. от­но­сит­ся так­же од­на из 4 со­хра­нив­ших­ся ру­ко­пи­сей майя (Гро­лье) – един­ст­вен­ный пик­то­гра­фич. ко­декс с ка­лен­дар­ны­ми зна­ка­ми майя.

Ри­ту­аль­ная ке­ра­ми­ка М.-П. с росписью в «сти­ле ко­дек­сов» – двух осн. ти­пов: тон­кая оран­же­вая (силь­хо) и крас­но-оран­же­вая «свин­цо­вая», т. е. ок­ра­шен­ная су­ри­ком (то­хил); ны­не до­ми­ни­ру­ет мне­ние, что «свин­цо­вая» ке­ра­ми­ка в сти­ле М.-П. про­из­во­ди­лась в цен­т­рах Со­ко­нус­ко (об­ласть на ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье Юж. Чья­па­са и Сев. Гва­те­ма­лы). Со­су­ды разл. форм, вклю­чая три­по­ды (кув­ши­ны для ал­ко­голь­ных на­пит­ков, гор­шоч­ки-ку­риль­ни­цы на длин­ной руч­ке и др.) и скульп­тур­ные (фи­гур­ные ку­риль­ни­цы в ви­де го­ло­вы бо­га смер­ти, свер­нув­шей­ся гре­му­чей змеи и пр.). Ке­ра­ми­ка ук­ра­ша­лась по­ли­хром­ной рос­пи­сью (осн. цве­та – крас­ный, оран­же­вый, жёл­тый, кре­мо­вый, бе­же­вый, ко­рич­не­вый, чёр­ный, бе­лый) и гра­ви­ров­кой, рас­кра­шен­ны­ми ба­рель­е­фа­ми. Осн. мо­ти­вы – «сол­неч­ная лен­та» (спи­раль); скре­щён­ные кос­ти, че­ре­па и сим­во­лич. изо­бра­же­ние гла­за – сим­во­лы смер­ти (в т. ч. на би­ко­нич. куб­ках с чёр­ны­ми по­ло­са­ми по бе­ло­му фо­ну); изо­бра­же­ния бо­гов и ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жей (ягу­ар, пер­на­тый змей, кро­лик, олень, па­ук и др.). Цен­тры про­из-ва – в Пу­эб­ле (Чо­лу­ла и др.), Тла­ска­ле (Ти­сат­лан и Око­те­луль­ко), Миш­те­ке, Центр. Ве­рак­ру­се, центр. до­ли­нах Оа­ха­ки, с сер. 14 в. – в до­ли­не Ме­хи­ко; в 13–15 вв. один из гл. цен­тров про­из-ва (он же один из гл. цен­тров ре­лиг. па­лом­ни­че­ст­ва в Ме­зо­аме­ри­ке) – Чо­лу­ла.

Миштека-Пуэбла: 1 – череп, инкрустированный нефритом. Музей Соконуско (г. Тапачула, штат Чьяпас); 2 – сосуд из Чолулы. 1-я пол. 16 в. Музей Ампаро (г. Пуэбла); 3 – сосуд в виде знатного воина. Музей Р... Фото А. А. Бородатовой

В М.-П. дос­тиг­ли рас­цве­та так­же узор­ные тка­че­ст­во и пле­те­ние, из­го­тов­ле­ние оде­ж­ды и ук­ра­ше­ний из перь­ев, резь­ба по кос­ти, ра­ко­ви­не, неф­ри­ту, об­си­диа­ну, але­ба­ст­ру, об­ра­бот­ка крем­ня, гор­но­го хру­ста­ля; из­го­тов­ле­ние мо­за­ик из бирюзы, нефрита и др. Про­из­во­ди­ли спла­вы зо­ло­та и се­реб­ра, ме­ди и зо­ло­та (тум­ба­га); ру­ду до­бы­ва­ли в Пу­эб­ле, Миш­те­ке и Гер­ре­ро. За­ни­ма­лись юве­лир­ным де­лом (с по­мо­щью хо­лод­ной ков­ки и ли­тья де­ла­ли оже­ре­лья, пек­то­ра­ли, диа­де­мы, брас­ле­ты, коль­ца, серь­ги, про­кол­ки для но­са, кол­пач­ки-про­тек­то­ры для ног­тей, по­гре­баль­ные мас­ки, культовые сосуды и др.); сла­ви­лись тон­кой ра­бо­той по ме­ди и зо­ло­ту, в т. ч. из тон­чай­шей зо­ло­той фоль­ги и про­во­ло­ки с ин­кру­ста­ция­ми из дра­го­цен­ных кам­ней, жем­чу­га, ко­рал­лов, кос­ти, ра­ко­вин.

Наи­бо­лее вы­даю­щие­ся по­строй­ки в сти­ле М.-П. соз­да­ны миш­те­ка­ми в Мит­ле. На­стен­ные рос­пи­си со­хра­ни­лись в гроб­ни­цах в до­ли­не Оа­ха­ки (Мит­ла, Ягуль, Саа­чи­ла), в хра­мах в Ту­лу­ме и Сан­та-Ри­та-Ко­ро­са­ле на ка­риб­ском по­бе­ре­жье Юка­та­на, в хра­мах Ку­мар­каа­ха и Ишим­че – сто­лиц го­су­дарств ки­че и как­чи­ке­лей в гор­ной Гва­те­ма­ле.

Лит.: Nicholson H. B. The Mixteca-Puebla con­cept in Mesoamerican archaeology: a re-exa­mination // Ancient Mesoamerica / Ed. J. A. Graham. Palo Alto, 1966; idem. The Mixteca-Puebla concept revisited // The art and icono­graphy of late post-classic central Mexico. Wash., 1982; Smith M. E., Heath-Smith C. M. Waves of influence in postclassic Mesoame­ri­ca? A critique of the Mixteca-Puebla concept // Archaeology. 1980. Vol. 4. № 2; Aspects of the Mixteca-Puebla style and Mixtec and central Mexican culture in southern Mesoamerica. New Orleans, 1982; Mixteca-Puebla: Disco­ve­ries and research in Mesoamerican art and ar­chaeology. Culver City, 1994.

Вернуться к началу