Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАСАТЕ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 265-266

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

МАСАТЕ́КИ (от «ма­са­те­катл», ас­тек­ское – лю­ди оле­ня; са­мо­на­зва­ние – ха-шу­та-эни­ма, букв. – ра­бо­таю­щие в ле­су, пе­рен. – про­стые, обыч­ные лю­ди; с 1980-х гг. рас­про­стра­ни­лось са­мо­на­зва­ние чхо­та эн – лю­ди сло­ва), ин­дей­ский на­род в Мек­си­ке. Жи­вут в го­рах (Верх­няя Ма­са­те­ка) и низ­мен­но­стях (Ниж­няя Ма­са­те­ка) на се­ве­ре шта­та Оа­ха­ка (ис­то­рич. об­лас­ти Сьер­ра-Ма­са­те­ка в Вост. Сьер­ра-Мад­ре, Ла-Кань­я­да и Тус­те­пек-Па­па­лоа­пан), на юге Ве­рак­ру­са и юго-вос­то­ке Пу­эб­лы. Чис­лен­ность от 206,6 тыс. чел. (2005, дан­ные Нац. ин-та ин­дей­ских язы­ков) до 305 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись); св. 2 тыс. чел. жи­вут в США и Ка­на­де. Го­во­рят на верх­не- и ниж­нема­са­тек­ском язы­ках по­по­лок­ско-са­по­тек­ской вет­ви ото­ман­гей­ских язы­ков; осн. диа­лек­ты – уа­ут­лан­ский, ма­сат­лан­ский (счи­та­ют­ся пре­стиж­ными), ха­лап­ский, чи­киу­ит­лан­ский, иш­кат­лан­ский, за­пад­но верх­ний и аяу­и­ла-со­ял­те­пек­ский (ино­гда при­ни­ма­ет­ся за отд. яз.). Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Ок. 80% го­во­рят так­же по-ис­пан­ски. М. – ка­то­ли­ки, в Верх­ней Ма­са­те­ке – не­боль­шое чис­ло про­тес­тан­тов.

«Кодекс Лауд». Фрагмент.

Пер­вое го­су­дар­ст­во М. Ма­сат­ла­н (800–1200) ок. 1200 раз­де­ли­лось на два го­су­дар­ст­ва со сто­ли­ца­ми в Ма­сат­ла­не (на яз. М. – Чинт­хаи; ныне Сан-Кристо­баль-Масатлан, Оахака) на юге и Уа­ут­ле (Те­хао) на се­ве­ре. Куль­ту­ра эли­ты раз­ви­ва­лась под влия­ни­ем куль­ту­ры миш­те­ка-пу­эб­ла и оль­ме­ков-ши­ка­лан­ка, до­ми­ни­ро­вав­ших в этой зо­не в 1200–1300. С 1450 М. бы­ли дан­ни­ка­ми (дань вы­пла­чи­ва­лась в осн. хлоп­ком, фа­со­лью и ка­као) ац­те­ков, про­тив ко­то­рых не­од­но­крат­но вос­ста­ва­ли. В кон. 15 – нач. 16 вв. в Уа­ут­ле или Ма­сат­ла­не бы­ла со­з­да­на пик­то­гра­фич. ру­ко­пись на олень­ей зам­ше с ри­ту­аль­ны­ми тек­ста­ми («Ко­декс Ла­уд»). В 1519 ка­си­ки Ниж­ней Ма­са­те­ки за­клю­чи­ли со­юз с ис­пан­ца­ми про­тив ац­те­ков. Эпи­де­мии в кон. 17 – сер. 18 вв. со­кра­ти­ли чис­лен­ность М. в 9 раз. С нач. 17 до сер. 19 вв. про­ис­хо­ди­ли по­сто­ян­ные кон­флик­ты ме­ж­ду гор­ны­ми М. и фер­ме­ра­ми-ско­то­во­да­ми низ­мен­но­стей и пред­го­рий. Во вре­мя Вой­ны за не­за­ви­си­мость (1810–24) Ниж­няя Ма­са­те­ка сра­жа­лась про­тив роя­ли­стов, в 1862–67 – про­тив франц. ин­тер­вен­ции. Со­хра­ня­ли ав­то­но­мию и власть на­следств. во­ж­дей (ка­си­ков) до 1857 (по­след­ний из ка­си­ков, по­то­мок древ­них пра­ви­те­лей М., умер в 1869). Совр. «ка­си­ки» М. – гл. обр. бо­га­тые ско­тов­ла­дель­цы, вы­дви­нув­шие­ся во вре­мя дик­та­ту­ры П. Диа­са (1877–1911). Со­ору­же­ние в 1950–57 пло­тин в бас­сей­не р. Па­па­ло­а­пан при­ве­ло к за­то­п­ле­нию ок. 80 по­се­ле­ний М. и до­рог, ве­ду­щих к древ­ним цен­трам па­лом­ни­честв (свя­ти­ли­щу в Ота­тит­ла­не, штат Ве­ра­крус, и др.); св. 20 тыс. М. миг­ри­ро­ва­ли в го­ро­да Центр. и Вост. Мек­си­ки (в осн. в Ме­хи­ко).

Тра­диц. куль­ту­ра М. ти­пич­на для ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки (осо­бен­но близ­ки к чо­чо, иш­ка­те­кам и по­по­ло­кам). За­ни­ма­ют­ся под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, фа­соль, ты­к­ва, чай­о­те, пе­рец чи­ли, ма­ни­ок, ямс, ва­ниль, ка­као, хло­пок и др.), а так­же охо­той и со­би­ратель­ст­вом. С 17–18 вв. вы­ра­щи­ва­ют на про­да­жу са­хар­ный тро­ст­ник, с 18 в. – ко­фе, кау­чу­ко­вые де­ре­вья, хло­пок, фрук­ты, раз­во­дят до­маш­нюю пти­цу и скот (ко­зы, сви­ньи, му­лы). В Ниж­ней Ма­са­те­ке ра­бо­та­ют по най­му на план­та­ци­ях, за­ни­ма­ют­ся ры­бо­лов­ст­вом в бас­сей­не Па­па­лоа­па­на (еже­год­но до 7 тыс. т уша­сто­го оку­ня про­да­ют в пор­тах на по­бе­ре­жье Мек­си­кан­ско­го зал.). Раз­ви­ты жен­ское узор­ное тка­че­ст­во из хлоп­ка на го­ри­зон­таль­ном руч­ном стан­ке, гон­чар­ст­во, пле­те­ние, резь­ба по де­ре­ву, из­го­тов­ле­ние муз. ин­ст­ру­мен­тов и об­ря­до­вых ма­сок; прак­ти­ку­ет­ся ме­жоб­щин­ный на­ту­раль­ный об­мен. Жен­щи­ны но­сят длин­ные юб­ки в сбор­ку, пе­ред­ни­ки в склад­ку, уи­пи­ли и ша­ли с вы­ши­тым гео­мет­рич. и рас­тит. ор­на­мен­том, сти­ли­зо­ван­ны­ми фи­гур­ка­ми жи­вот­ных, птиц и лю­дей. Со­хра­ня­ют­ся рас­ши­рен­ные се­мьи, в Сьер­ра-Ма­са­те­ке – со­ве­ты ста­рей­шин. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва ли­ней­но­го ти­па. По­кло­ня­ют­ся ду­хам жи­вот­ных (их име­на­ми на­зва­ны дни в ри­ту­аль­ном ка­лен­да­ре), ду­хам-по­кро­ви­те­лям лю­дей, гор, пе­щер, рек, ко­лод­цев, ку­ку­ру­зы и др. (то­наль), они же ду­хи пред­ков (чи­кон), ас­со­ции­рую­щие­ся с хри­сти­ан­ски­ми свя­ты­ми; ве­рят, что ду­ши умер­ших по­сле дол­гих блу­ж­да­ний пре­вра­ща­ют­ся в жи­вот­ных (с по­кой­ным по­гре­ба­ют чёр­ную со­ба­ку, ко­то­рая долж­на пе­ре­вез­ти ду­шу че­рез под­зем­ную ре­ку). Ша­ма­ны обо­их по­лов (чхо­та чи­не – «знаю­щие») и зна­ха­ри (чи­не шка – «зна­то­ки рас­те­ний») вы­зы­ва­ют дождь, га­да­ют на зёр­нах ку­ку­ру­зы, про­ри­ца­ют и ле­чат, ис­поль­зуя па­ро­вую ба­ню, гал­лю­ци­но­ге­ны и др. В Сьер­ра-Ма­са­те­ке рас­про­стра­нён язык сви­ста. На День Всех Свя­тых (гл. го­до­вой празд­ник М. – Вре­мя Ба­бо­чек) жгут аро­ма­тич. смо­лу ко­пал и све­чи (что­бы ос­ве­тить ду­шам путь); чле­ны тан­це­валь­ных братств (ком­пар­са) тан­цу­ют под ги­та­ру, скрип­ку и ба­ра­бан в мас­ках зве­ри­ных пред­ков (Ху­эху­эн­то­нес – «Ста­ри­ки», Чха шо’о – «Лю­ди из цен­тра ми­ра»). На Но­вый год про­во­дят об­ряд про­ри­ца­ния (вин­чаа); во вре­мя се­ва ку­ку­ру­зы на по­лях за­ка­пы­ва­ют в дар ду­хам свя­щен­ные свёрт­ки (це­ре­мо­ния шишхуа), а в до­мах уст­раи­ва­ют пир, пе­ред ко­то­рым тан­цу­ют с жерт­вен­ным ин­дю­ком, кор­зи­ной ле­пё­шек и со­су­дом хмель­но­го на­пит­ка (об­ряд ма шко­эн). Пуб­лич­ные и тай­ные це­ре­мо­нии вклю­ча­ют при­ём гал­лю­ци­но­ге­нов: со­ка «ли­сть­ев Де­вы» – шал­фея пред­ска­за­те­лей (Salvia divinorum), по­рош­ка из «се­мян Де­вы» – вьюн­ка ут­рен­нее сия­ние (Ipo­moea violacea), су­хих гри­бов мек­си­кан­ской пси­ло­ци­бе (Psilocybe mexicana) и др. Воз­ро­ж­де­нию ша­ма­низ­ма у М. в 1960–80-е гг., по­яв­ле­нию эт­но­ми­ко­ло­гии, ро­ман­тич. нар­ко­ту­риз­ма и син­те­зи­ро­ва­нию ЛСД спо­соб­ст­во­ва­ла пуб­ли­ка­ция книг о ша­ман­ке из Уа­ут­лы-де-Хи­менес Ма­рии Са­би­не.

Лит.: Weitlaner R. J., Hoppe W. The Maza­tec // Handbook of Middle American Indians. Austin, 1969. Vol. 7; María Sabina and her Ma­zatec mushroom velada. N. Y., 1974; Est­ra­da A. María Sabina: her life and chants. Santa Barbara, 1981; Portal Ariosa M. A. Cuentos y mitos en una zona mazateca. Méx., 1986; Car­rera J. G. Curanderos y chamanes de la sierra mazateca. Méx., 1997; Luna Ruiz X. Maza­te­cos. Méx., 2007; Gonzales-Rubio Montoya E. Conversaciones con Maria Sabina y otros cu­ran­deros. Méx., 2008.

Вернуться к началу