МАСАТЕ́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАСАТЕ́КИ (от «масатекатл», астекское – люди оленя; самоназвание – ха-шута-энима, букв. – работающие в лесу, перен. – простые, обычные люди; с 1980-х гг. распространилось самоназвание чхота эн – люди слова), индейский народ в Мексике. Живут в горах (Верхняя Масатека) и низменностях (Нижняя Масатека) на севере штата Оахака (историч. области Сьерра-Масатека в Вост. Сьерра-Мадре, Ла-Каньяда и Тустепек-Папалоапан), на юге Веракруса и юго-востоке Пуэблы. Численность от 206,6 тыс. чел. (2005, данные Нац. ин-та индейских языков) до 305 тыс. чел. (2000, перепись); св. 2 тыс. чел. живут в США и Канаде. Говорят на верхне- и нижнемасатекском языках пополокско-сапотекской ветви отомангейских языков; осн. диалекты – уаутланский, масатланский (считаются престижными), халапский, чикиуитланский, ишкатланский, западно верхний и аяуила-соялтепекский (иногда принимается за отд. яз.). Письменность на основе лат. графики. Ок. 80% говорят также по-испански. М. – католики, в Верхней Масатеке – небольшое число протестантов.
Первое государство М. Масатлан (800–1200) ок. 1200 разделилось на два государства со столицами в Масатлане (на яз. М. – Чинтхаи; ныне Сан-Кристобаль-Масатлан, Оахака) на юге и Уаутле (Техао) на севере. Культура элиты развивалась под влиянием культуры миштека-пуэбла и ольмеков-шикаланка, доминировавших в этой зоне в 1200–1300. С 1450 М. были данниками (дань выплачивалась в осн. хлопком, фасолью и какао) ацтеков, против которых неоднократно восставали. В кон. 15 – нач. 16 вв. в Уаутле или Масатлане была создана пиктографич. рукопись на оленьей замше с ритуальными текстами («Кодекс Лауд»). В 1519 касики Нижней Масатеки заключили союз с испанцами против ацтеков. Эпидемии в кон. 17 – сер. 18 вв. сократили численность М. в 9 раз. С нач. 17 до сер. 19 вв. происходили постоянные конфликты между горными М. и фермерами-скотоводами низменностей и предгорий. Во время Войны за независимость (1810–24) Нижняя Масатека сражалась против роялистов, в 1862–67 – против франц. интервенции. Сохраняли автономию и власть наследств. вождей (касиков) до 1857 (последний из касиков, потомок древних правителей М., умер в 1869). Совр. «касики» М. – гл. обр. богатые скотовладельцы, выдвинувшиеся во время диктатуры П. Диаса (1877–1911). Сооружение в 1950–57 плотин в бассейне р. Папалоапан привело к затоплению ок. 80 поселений М. и дорог, ведущих к древним центрам паломничеств (святилищу в Отатитлане, штат Веракрус, и др.); св. 20 тыс. М. мигрировали в города Центр. и Вост. Мексики (в осн. в Мехико).
Традиц. культура М. типична для индейцев Мезоамерики (особенно близки к чочо, ишкатекам и пополокам). Занимаются подсечно-огневым земледелием (кукуруза, фасоль, тыква, чайоте, перец чили, маниок, ямс, ваниль, какао, хлопок и др.), а также охотой и собирательством. С 17–18 вв. выращивают на продажу сахарный тростник, с 18 в. – кофе, каучуковые деревья, хлопок, фрукты, разводят домашнюю птицу и скот (козы, свиньи, мулы). В Нижней Масатеке работают по найму на плантациях, занимаются рыболовством в бассейне Папалоапана (ежегодно до 7 тыс. т ушастого окуня продают в портах на побережье Мексиканского зал.). Развиты женское узорное ткачество из хлопка на горизонтальном ручном станке, гончарство, плетение, резьба по дереву, изготовление муз. инструментов и обрядовых масок; практикуется межобщинный натуральный обмен. Женщины носят длинные юбки в сборку, передники в складку, уипили и шали с вышитым геометрич. и растит. орнаментом, стилизованными фигурками животных, птиц и людей. Сохраняются расширенные семьи, в Сьерра-Масатеке – советы старейшин. Система терминов родства линейного типа. Поклоняются духам животных (их именами названы дни в ритуальном календаре), духам-покровителям людей, гор, пещер, рек, колодцев, кукурузы и др. (тональ), они же духи предков (чикон), ассоциирующиеся с христианскими святыми; верят, что души умерших после долгих блужданий превращаются в животных (с покойным погребают чёрную собаку, которая должна перевезти душу через подземную реку). Шаманы обоих полов (чхота чине – «знающие») и знахари (чине шка – «знатоки растений») вызывают дождь, гадают на зёрнах кукурузы, прорицают и лечат, используя паровую баню, галлюциногены и др. В Сьерра-Масатеке распространён язык свиста. На День Всех Святых (гл. годовой праздник М. – Время Бабочек) жгут ароматич. смолу копал и свечи (чтобы осветить душам путь); члены танцевальных братств (компарса) танцуют под гитару, скрипку и барабан в масках звериных предков (Хуэхуэнтонес – «Старики», Чха шо’о – «Люди из центра мира»). На Новый год проводят обряд прорицания (винчаа); во время сева кукурузы на полях закапывают в дар духам священные свёртки (церемония шишхуа), а в домах устраивают пир, перед которым танцуют с жертвенным индюком, корзиной лепёшек и сосудом хмельного напитка (обряд ма шкоэн). Публичные и тайные церемонии включают приём галлюциногенов: сока «листьев Девы» – шалфея предсказателей (Salvia divinorum), порошка из «семян Девы» – вьюнка утреннее сияние (Ipomoea violacea), сухих грибов мексиканской псилоцибе (Psilocybe mexicana) и др. Возрождению шаманизма у М. в 1960–80-е гг., появлению этномикологии, романтич. наркотуризма и синтезированию ЛСД способствовала публикация книг о шаманке из Уаутлы-де-Хименес Марии Сабине.