Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧОЛУ́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 621

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова
Фриз «Пьяницы» из Чолулы.

ЧОЛУ́ЛА (Cholula, от чо­лол­лан; на яз. нау­атль – убе­жи­ще), древ­ний центр ме­зо­аме­ри­кан­ской ци­ви­ли­за­ции в Мек­си­ке. Рас­по­ло­жен в до­ли­не Пу­эб­ла-Тла­ска­ла на Цен­траль­но­мек­си­кан­ском на­го­рье (Аль­ти­пла­но) вбли­зи свя­щен­ной го­ры По­по­ка­те­петль (штат Пу­эб­ла). Воз­ник как зем­ле­дельч. по­се­ле­ние в сер. 1-го тыс. до н. э. В пер­вые ве­ка н. э. Ч. – сто­ли­ца мно­го­эт­нич. го­су­дар­ст­ва, круп­ней­ший по­сле Тео­тиу­а­ка­на центр Аль­ти­пла­но, под­дер­жи­ва­ла тес­ные свя­зи с цен­тра­ми Аль­ти­пла­но и Ве­рак­ру­са (Ка­кашт­ла, Шо­чи­каль­ко, Та­хин). Сре­ди мо­ну­мен­таль­ных со­ору­же­ний – 7-сту­пен­ча­тая пи­ра­ми­да, во 2-й пол. 4 – 1-й пол. 5 вв. на её ме­сте – 9-сту­пен­ча­тая, у её ос­но­ва­ния – хра­мы с по­ли­хром­ны­ми рос­пи­ся­ми (звёз­ды, ба­боч­ки, фриз «Пья­ни­цы» дли­ной 56 м, изо­бра­жаю­щий ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жей в об­ря­де опь­я­не­ния, ви­ди­мо, на­пит­ком пуль­ке), пло­ща­ди с ал­та­ря­ми и ри­ту­аль­ны­ми плат­фор­ма­ми. В ар­хи­тек­ту­ре, скульп­ту­ре, ке­ра­ми­ке силь­но влия­ние Тео­тиу­а­ка­на и куль­тур Ве­рак­ру­са. Рас­цвет Ч. на­сту­пил по­сле па­де­ния Тео­тиу­а­ка­на (6 в.). Пи­ра­ми­ды и хра­мы пре­ды­ду­щих фаз строи­тель­ст­ва пе­ре­кры­ва­ют­ся «Ве­ли­кой пи­ра­ми­дой» Тла­чиу­аль­те­петль (на науатль – Искусственная гора) с ос­но­ва­нием 450×450 м, выс. ок. 66 м (круп­ней­шая по­строй­ка Ме­зо­аме­ри­ки) с храмом бога дождя на вершине.

В 8–9 вв. Ч. за­хва­че­на оль­ме­ка­ми-ши­ка­лан­ка­ми и ста­но­вит­ся сто­ли­цей го­су­дар­ст­ва, кон­тро­ли­рую­ще­го тер­ри­то­рию Пу­эб­лы, Тла­ска­лы и сев. Оа­ха­ки, и од­ним из гл. цен­тров фор­ми­ро­ва­ния куль­ту­ры Миш­те­ка-Пу­эб­ла. В 10 – нач. 11 вв. Ч. за­воё­ва­на при­шед­ши­ми из Толья­на толь­те­ками; со­ору­жа­ет­ся но­вый ри­ту­аль­ный центр с хра­мом Ке­цаль­ко­ат­ля. В 11–16 вв. Ч. – важ­ней­ший по­сле Те­ноч­тит­ла­на го­род Центр. Мек­си­ки (в нач. 16 в. – до 100 тыс. чел.), центр па­лом­ни­че­ст­ва. Раз­ви­ва­ет­ся мас­со­вое про­из-во по­ли­хром­ной ке­ра­ми­ки, узор­ных тка­ней. Ч. вою­ет с Те­ноч­тит­ла­ном и со­сед­ни­ми Тла­ска­лой и Уэшо­цин­ко (Уэхо­цин­го).

В окт. 1519 по до­ро­ге в Те­ноч­тит­лан Э. Кор­тес с вой­ском, бу­ду­чи при­гла­шён ка­си­ка­ми Ч. и пре­ду­пре­ж­дён о за­го­во­ре, со­брал знать Ч. на пло­ща­ди го­ро­да и, об­ви­нив их в из­ме­не, уст­ро­ил рез­ню (по­гиб­ло неск. ты­сяч че­ло­век). Ч. бы­ла раз­граб­ле­на и со­жже­на. В ко­ло­ни­аль­ное вре­мя на фун­да­мен­тах хра­мов Ч. по­строе­ны св. 100 ка­то­лич. церк­вей, на вер­ши­не пи­ра­ми­ды Тла­чиу­аль­те­петль – ц. Пре­свя­той Де­вы Уте­ши­тель­ни­цы (1574–75), один из гл. цен­тров па­лом­ни­че­ст­ва в Мек­си­ке. В нач. 1560-х гг. в Чо­лу­ле был со­став­лен ру­ко­пис­ный ас­тек­ский ко­декс Тел­ле­риа­но-Ре­мен­сис.

Вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия (1987).

Лит.: Davies N. D. The ancient kingdoms of Mexico. L., 1982; Solanes Carraro M. C. Cholula, Puebla. Méx., 1991; Gonzales Her­mosillo F., Reyes García L. El códice de Cholula. Méx., 2002; Coe M. D., Koontz R. Mexico: from the Olmecs to the Aztecs. L.; N. Y., 2002.

Вернуться к началу