О́ТО-МА́НГЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ТО-МА́НГЕ, группа индейских народов в Центр. и Юж. Мексике (штаты Оахака, Мехико, Идальго, Керетаро и др.); ранее проживали также в Центр. Америке. Численность от 1,6 млн. чел. (2010, перепись) до 3,3 млн. чел. (данные Нац. ин-та статистики и географии на 2008). Говорят на отомангейских языках. Подразделяются на восточных и западных О.-м. К восточным О.-м. относятся: миштеки (запад Оахаки, юго-восток Пуэблы и восток Герреро), трики (запад Оахаки) и амусго (юго-запад Оахаки и юго-восток Герреро); сапотеки (Оахака, юг Пуэблы, восток Герреро, север Чьяпаса), утратившие свой язык папабуки и сольтеки (центр. Оахака) и чатино (юг Оахаки); масатеки (север Оахаки, юго-восток Пуэблы и юг Веракруса), пополоки (юго-восток Пуэблы), чочо, куикатеки и ишкатеки (северо-запад Оахаки). Западные О.-м. включают: отоми, масауа и матлацинков (Пуэбла, Мехико, Идальго, Мичоакан, Керетаро, Халиско, Гуанахуато, Сан-Луис-Потоси, север Веракруса, Тамаулипас); паме (восток Сан-Луис-Потоси) и чичимеков-хона (северо-восток Гуанахуато); тлапанеков (восток Герреро) и утративших язык субтиаба, или сутиака (запад Никарагуа, до нач. 20 в.); чинантеков (север Оахаки и юго-восток Веракруса); утративших яз. манге – чьяпанеков (Чьяпас, до сер. 20 в.), чоротега (чолутека), манге, дириа, надрандан, оротинья, никоя (запад Никарагуа, Коста-Рики и Гондураса, до кон. 19 в.).
Лингвисты (Э. Сепир, Дж. Гринберг и др.) относят О.-м. к древнейшим обитателям Мезоамерики и возводят их к первой волне переселенцев в Америку из Сев.-Вост. Азии, пришедших в Мезоамерику не позднее 11–9-го тыс. до н. э. Согласно одной из наиболее вероятных гипотез, предки О.-м. пришли с территории Большого бассейна и юга Аризоны, двигаясь по коридору между тихоокеанским побережьем и Зап. Сьеррой-Мадре, и затем поднялись вверх по долинам рек бассейна Бальсаса (Атояка) на Центр. части Мексиканского нагорья и в долины Южной Сьерры-Мадре в Оахаке. Общность О.-м. сформировалась в засушливых горных долинах на юге Пуэблы – севере Оахаки. По-видимому, они первыми в Мезоамерике занялись селекцией культурных растений (пещерные стоянки Гила-Накиц в долине Оахаки – 9–8-го тыс. до н. э. – и долины Теуакан – 6-го тыс. до н. э.).
До 7–5-го тыс. до н. э. протообщина О.-м. сохраняла своё единство. Ок. 5-го тыс. до н. э. они разделились на зап. и вост. ветви. Предки западных О.-м. стали расселяться на северо-запад. В 4–3-м тыс. до н. э. зап. О.-м. распались на группы ото-паме (отоми, масауа, матлацинки, паме, чинантеки) и тлапанек-манге. Западным О.-м. принято приписывать создание классич. государств Центр. и Юж. Мексики (1-е тыс. н. э.): Теотиуакана на севере долины Мехико, Чолулы в долине Пуэблы, Шочикалько в Морелосе и др.; однако достоверно государственность появляется у этих народов лишь под влиянием господствовавших над ними в 8–12 вв. тольтеков. Группы восточных О.-м. расселялись на юго-запад (миштеки, амусго), юг и восток (сапотеки, чатино). В формативную и классич. эпохи (сер. 2-го тыс. до н. э. – 1-е тыс. н. э.) в Пуэбле и Оахаке, с 11 в. – также в Герреро возникли государства сапотеков и миштеков. В 9–12 вв. народы восточных О.-м. участвовали в создании культуры Миштека-Пуэбла – ведущей культурной традиции Мезоамерики в постклассич. период.
Системы терминов родства О.-м. распадаются на 3 типа. «Отомийский» тип (отоми и масауа) характеризуется бифуркативно-линейной структурой в поколении родителей, генерационной или линейной – в поколении эго; сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. Для «миштекско-пополокского» типа (миштеки, куикатеки, трики, масатеки, пополоки) характерны линейная конфигурация в поколении родителей и генерационная – в поколении эго; сиблинги делятся по относит. полу. «Чинантекско-сапотекский» тип (чинантеки, сапотеки, амусго) отличается тем, что все боковые родственники, несмотря на поколенные различия, обозначаются терминами для сиблингов; сиблинги же делятся либо по относит. полу (как у сапотеков), либо по относит. возрасту (как у чинантеков), либо одновременно по этим двум признакам.
Приход в 6–10 вв. новых групп населения, падение старых государств и возникновение новых в долинах Мехико и Оахаки, завоевание чичимеками Центр. Мексики в 10–13 вв. вызвали миграции О.-м., в т. ч. переселение миштеков в долины Центр. и Юж. Оахаки, чинантеков – на восток, во влажные горные леса и долины бассейна р. Папалоапан, тлапанеков – на юг, манге – в Герреро, и далее, вместе с субтиава, – по тихоокеанскому побережью в Чьяпас и Центр. Америку. Появление на Центр. части Мексиканского нагорья науа привело к разрыву сплошного ареала О.-м. в Морелосе и центр. Пуэбле и изоляции подчинённых науа ото-паме от остальных О.-м. Ото-паме, участвовавшие во всех миграциях народов с севера, стали буфером между цивилизациями Мезоамерики и кочевой периферией. В 15 в. все народы О.-м. (кроме самых северных – паме и хона) вошли в состав государства ацтеков, которые поощряли переход народов О.-м. на науатль и переселение больших групп науа на территорию О.-м. Для отражения нападений тарасков ацтекские правители создали на востоке Мичоакана сеть пограничных сторожевых поселений масауа и матлацинка. Во время Конкисты и в ранний колониальный период мн. О.-м. стали союзниками испанцев против ацтеков, ото-паме в составе исп. армии участвовали в завоевании Сев. Мексики. Колониальные власти поощряли науатлизацию народов О.-м., что неоднократно вызывало восстания.
Совр. культура О.-м. типична для индейцев Мезоамерики. Среди О.-м. уровень трудовой миграции выше, чем у др. народов Мексики; в 1970–80-е гг. появились многочисл. общины миштеков и тлапанеков в пром. центрах Федерального округа, штатов Мехико, Морелос, Нижняя Калифорния и Сонора, а также в городах на востоке США.