ЧИЧИМЕ́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧИЧИМЕ́КИ, чичимека (на яз. науатль – собачий народ), название разных по происхождению индейских народов Центр. Мексики, жителей пустынных и полупустынных нагорий между Зап. и Вост. Сьерра-Мадре (Большая Чичимека – восток совр. штата Наярит, север и восток штатов Халиско и Мичоакана, штаты Агуаскальентес, Сакатекас, Сан-Луис-Потоси, Гуанахуато, Керетаро, юг Дуранго и Коауилы, север Идальго). В осн. Ч. называют науа – кочевых охотников, собирателей и полуоседлых сезонных земледельцев речных долин, мигрировавших в Мексику из Юж. Калифорнии и Юго-Зап. Аризоны несколькими волнами. С кон. 1-го тыс. до н. э. расселение Ч. в долине Мехико и поглощение ими носителей местных земледельч. культур послужило созданию цивилизации Теотиуакана. В 6–7 вв. н. э. следующая волна миграции науа-Ч. вызвала падение Теотиуакана и др. цивилизаций Центр. Мексики и перемещение народов по Мексике. В 7–8 вв. тольтеки создали государство со столицей Тольян. В 12 в. Тласкалу и Пуэблу (см. Чолула) захватили союзные тольтекам тлашкальтеки, уэшоцинки, куатличантлаки, тотомиуаки, мальпантлаки и др. Позднее в долину Мехико вторглась последняя волна науа (тепанеки, аколуа, чалки, шочимилки, тлауика) и, наконец, в 13 в. – ацтеки и тлателолки.
В нач. 16 в. Ч. именовались кочевые народы к северу от долины Мехико (сакатеки, гуачичили, кашканы, текуэши, паме, гуамаре, тепехуа, тепеканы, отоми, гуайяры, мае и др.). В плодородных речных долинах некоторые группы переходили к оседлости, строили ритуальные центры (кашканы – Тлалтенанго, Хучипила, поздний Эль-Теуль, текуэши – Тепатитлан и Теокальтиче, отоми – Шальтокан, Хилотепек, Шикипилько, Шокотитлан, Меститлан, Уаякокотль, Тутотепек и др.); осевшие группы нередко занимали покинутые центры ранних культур и достраивали их. Воинственные Ч., не признающие единой политич. власти, воспринимались цивилизованными науа долины Мехико и Пуэблы как «благородные дикари» (т. к. охота и война – престижные занятия), к которым науа последней волны, как и до них тольтеки, возводили свой род. В исп. историч. традиции Ч. – варвары, воинственные дикари и каннибалы, отвергающие европ. цивилизацию и христианство.
Назв. «Ч.» сохранилось в именах самых северных народов ото-манге – сев. и юж. паме (самоназвание – ши’уи) и Ч.-хона в штатах Сан-Луис-Потоси, Гуанахуато и на севере Керетаро.