Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧИЧИМЕ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 615

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова
Чичимекская семья. Рисунок из Флорентийского кодекса «Общей истории о делах Новой Испании» Б. де Саагуна. 2-я пол. 16 в. Библиотека Лауренциана (Флоренция).

ЧИЧИМЕ́КИ, чи­чи­ме­ка (на яз. нау­атль – со­ба­чий на­род), на­зва­ние раз­ных по про­ис­хо­ж­де­нию ин­дей­ских на­ро­дов Центр. Мек­си­ки, жи­те­лей пус­тын­ных и по­лу­пус­тын­ных на­го­рий ме­ж­ду Зап. и Вост. Сьер­ра-Мад­ре (Боль­шая Чи­чи­ме­ка – вос­ток совр. шта­та На­ярит, се­вер и вос­ток шта­тов Ха­ли­ско и Ми­чоа­ка­на, шта­ты Агуа­скаль­ен­тес, Са­ка­те­кас, Сан-Лу­ис-По­то­си, Гуа­нахуа­то, Ке­ре­та­ро, юг Ду­ран­го и Коау­и­лы, се­вер Идаль­го). В осн. Ч. на­зы­ва­ют на­уа – ко­че­вых охот­ни­ков, со­би­ра­те­лей и по­лу­осед­лых се­зон­ных зем­ле­дель­цев реч­ных до­лин, миг­ри­ро­вав­ших в Мек­си­ку из Юж. Ка­ли­фор­нии и Юго-Зап. Ари­зо­ны не­сколь­ки­ми вол­на­ми. С кон. 1-го тыс. до н. э. рас­се­ле­ние Ч. в до­ли­не Ме­хи­ко и по­гло­ще­ние ими но­си­те­лей ме­ст­ных зем­ле­дельч. куль­тур по­слу­жи­ло соз­да­нию ци­ви­ли­за­ции Тео­тиу­а­ка­на. В 6–7 вв. н. э. сле­дую­щая вол­на ми­гра­ции на­уа-Ч. вы­зва­ла па­де­ние Тео­тиу­а­ка­на и др. ци­ви­ли­за­ций Центр. Мек­си­ки и пе­ре­ме­ще­ние на­ро­дов по Мек­сике. В 7–8 вв. толь­те­ки соз­да­ли го­судар­ст­во со сто­ли­цей Толь­ян. В 12 в. Тла­ска­лу и Пу­эб­лу (см. Чо­лу­ла) за­хва­ти­ли со­юз­ные толь­те­кам тлаш­каль­те­ки, уэшо­цин­ки, ку­ат­ли­чант­ла­ки, то­то­миу­а­ки, маль­пант­ла­ки и др. Позд­нее в до­ли­ну Ме­хи­ко втор­глась по­след­няя вол­на на­уа (те­па­не­ки, ако­луа, чал­ки, шо­чи­мил­ки, тлау­и­ка) и, на­ко­нец, в 13 в. – ац­те­ки и тла­те­лол­ки.

В нач. 16 в. Ч. име­но­ва­лись ко­че­вые на­ро­ды к се­ве­ру от до­ли­ны Ме­хи­ко (са­ка­те­ки, гуа­чи­чи­ли, каш­ка­ны, те­ку­эши, па­ме, гуа­ма­ре, те­пехуа, те­пе­ка­ны, ото­ми, гу­ай­я­ры, мае и др.). В пло­до­род­ных реч­ных до­ли­нах не­ко­то­рые груп­пы пе­ре­хо­ди­ли к осед­ло­сти, строи­ли ри­ту­аль­ные цен­тры (каш­ка­ны – Тлал­те­нан­го, Ху­чи­пи­ла, позд­ний Эль-Те­уль, те­ку­эши – Те­па­тит­лан и Тео­каль­ти­че, ото­ми – Шаль­то­кан, Хи­ло­те­пек, Ши­ки­пиль­ко, Шо­ко­тит­лан, Мес­тит­лан, Уа­я­ко­котль, Ту­то­те­пек и др.); осев­шие груп­пы не­ред­ко за­ни­ма­ли по­ки­ну­тые цен­тры ран­них куль­тур и до­ст­раи­ва­ли их. Во­ин­ст­вен­ные Ч., не при­знаю­щие еди­ной по­ли­тич. вла­сти, вос­при­ни­ма­лись ци­вили­зо­ван­ны­ми на­уа до­ли­ны Ме­хи­ко и Пу­эб­лы как «бла­го­род­ные ди­ка­ри» (т. к. охо­та и вой­на – пре­стиж­ные за­ня­тия), к ко­то­рым на­уа по­след­ней вол­ны, как и до них толь­те­ки, воз­во­ди­ли свой род. В исп. ис­то­рич. тра­ди­ции Ч. – вар­ва­ры, во­ин­ст­вен­ные ди­ка­ри и кан­ни­ба­лы, от­вер­гаю­щие ев­роп. ци­ви­ли­за­цию и хри­сти­ан­ст­во.

Назв. «Ч.» со­хра­ни­лось в име­нах са­мых се­вер­ных на­ро­дов ото-ман­ге – сев. и юж. па­ме (са­мо­на­зва­ние – ши’уи) и Ч.-хо­на в шта­тах Сан-Лу­ис-По­то­си, Гуа­нахуа­то и на се­ве­ре Ке­ре­та­ро.

Лит.: Powell P. W. Soldiers, Indians and silver: The northwest advance of New Spain, 1550–1600. Berk., 1952; Dávila Aguirre J. "Chichimecatl!: Origen, cultura, lucha y extinción de los gallardos bárbaros del Norte. Saltillo, 1967; Davies N. The Toltec heritage: From the fall of Tula to the rise of Tenoch­ti­tlán. Norman, 1980; Alva Ixtlilxóchitl F. de. Obras históricas: Historia de la nación chi­chi­me­ca. 4 ed. Méx., 1985. Vol. 2; Kirchhoff P., Odena Güemes L., Reyes García L. Historia tolteca-chichimeca. 2 ed. Méx., 1989; Gra­die Ch. M. Discovering the Chichimecas // The Ame­ricas. 1994. Vol. 51. № 1; La gran chichimeca. Méx., 2001.

Вернуться к началу