НА́УА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НА́УА (нахуа, науатлака, от назв. яз. науатль – «чистый, хорошо звучащий»; возможна этимология от Анауак, «[земля] между водами», что обозначало Центр. Мексику – землю между двумя океанами; древнейшее самоназвание – масехуалли, мн. ч. масехуалтин – «оленный [народ]», «охотники на оленя»), группа индейских народов, говорящих на астекских языках, в Мексике и Центр. Америке. К совр. Н. относятся ацтеки – самый большой по численности индейский народ Мексики (1,6 млн. чел. – 2010, перепись) и пипили на западе Сальвадора (250 тыс. чел. – 2012, оценка). В Мексике населяют гл. обр. горные области Центр. Месы, юга Зап. и Вост. Сьерры-Мадре и Юж. Сьерры-Мадре (составляют 10% населения штата Идальго, 8% – штата Пуэбла, 6% – штата Сан-Луис-Потоси, 5% – штата Веракрус). Различаются группы центр. Н. (штаты Мехико, Морелос, центр. Пуэбла, Тласкала, центр. Веракрус), восточных (горы Сьерра-Норте-де-Пуэбла, юг Веракруса, Табаско, юг Оахаки, пипиль Сальвадора), западных (штаты Мичоакан, Герреро, тихоокеанское побережье Оахаки, ассимилированные в 19–20 вв. Н. Наярита, Халиско и Колимы) и Н. Уастеки (сев. Пуэбла, Идальго, Сан-Луис-Потоси и сев. Веракрус). За пределами Мезоамерики самые большие группы Н. живут в США (в осн. в штате Калифорния и в Нью-Йорке).
Предки Н. – бродячие охотники и собиратели полупустынь юго-запада Сев. Америки – на рубеже н. э. переселились вместе с предками сонорских народов в Сев. Мексику (самые поздние из юто-астекских мигрантов в Мезоамерику с севера). На территории совр. штатов Сонора и Синалоа Н. отделились от сонорских групп и двинулись по тихоокеанскому побережью на территорию Наярита и Халиско, откуда одна ветвь поднялась на нагорья и вышла на побережье Веракруса, другая – продолжила движение на юг. Согласно одной из гипотез, появление Н. на нагорьях Центр. Мексики и смешение их с местным земледельч. населением вызвало расцвет цивилизаций Теотиуакана в долине Мехико (рубеж н. э. – 7 в. н. э.) и ранней Чолулы в долине Пуэблы (1–7 вв.); расселение Н. по Центр. Мексике способствовало широкому распространению теотиуаканской культуры за пределами долины Мехико в сер. 1-го тыс. н. э. Следующая волна миграции Н. (6–7 вв.) вызвала падение Теотиуакана и др. цивилизаций Центр. Мексики и значит. перемещения народов по всей Мексике. В этот период Н. создавали новые гор. центры, с их участием формировалась и распространялась по Мезоамерике культура Миштека-Пуэбла. Н. были вероятными создателями Шочикалько (7–9 вв., Морелос). В 6 в. группа Н., переселившаяся с побережья Веракруса через перешеек Теуантепек на тихоокеанское побережье и в предгорья Сев. Гватемалы, создала культуру Санта-Лусия-Коцумальгуапа (6–8 вв.). В 9 в. родственная ей группа предков пипиль мигрировала тем же путём на побережье Гватемалы и Сальвадора. В 7–9 вв. на тихоокеанском побережье Герреро и Оахаки обосновались почутеки (отделились от центр. Н. ок. 400), в 15 – нач. 16 вв. вошедшие в состав государства миштеков Тутутепек (их потомки в районе Почутлы перешли на исп. яз. в кон. 19 в.). В 7–8 вв. к северу от долины Мехико сформировалась цивилизация науаязычных тольтеков. В 10–12 вв. центр культуры Н. переместился в Кулуакан, Ацкапоцалько и Толуку в долине Мехико, Н. стали здесь доминирующей этнич. группой. В 10 в. бежавшие из Толлана (Тольяна) тольтеки создали в низовьях рек Грихальва и Усумасинта и в области лагуны Терминос гос-во Тулапан-Чиконаухтлан, объединили местных майя и возглавили их поход на майя Сев. Юкатана и Горной Гватемалы. Центром тольтекского влияния на Юкатане стала Чичен-Ица.
В 10–13 вв. новая волна миграций Н., говоривших, видимо, на зап. диалектах яз. науатль, пришла в составе чичимеков. В 11–12 вв. Н.-чичимеки захватили долину Мехико и земли к югу и востоку от неё (тепанеки, аколуа, кулуа, шочимилки и чалки в долине Мехико, тлауика в Морелосе, уэшоцинка в Пуэбле и тлашкальтеки в Тласкале); в 12–13 вв. у них возникли города-государства. В 12–13 вв. из районов Центрального нагорья или Зап. Сьерры-Мадре на тихоокеанское побережье Гватемалы и Сальвадора пришли науаязычные алагилак, на запад современной Никарагуа – никарао, в долину р. Сиксаола на юго-востоке совр. Коста-Рики и северо-западе Панамы – сигуа (самая юж. колония Н.).
Последними (13 в.) в долину Мехико пришли ацтеки и тлателолки, которые укрепились на островах в юго-зап. части оз. Тескоко и построили на них в 1320–1330-х гг. города Теночтитлан и Тлателолько (к 1430 стал вассалом Теночтитлана). Заимствовав традиции Теотиуакана и тольтеков, они, как и их предшественники, стали возводить себя к народам мифич. прародины Чикомосток – «(Области) Семи пещер». В период экспансии Тройственного союза Н. широко распространились по Центр. Мексике, с 13–14 вв. обосновались в Герреро, на севере Веракруса, в Табаско, Чьяпасе и на границе Чьяпаса и Гватемалы. В 14–16 вв. культура Н. долины Мехико стала эталоном для остальных групп Н., классич. науатль – лингва-франка мекс. элиты и торговцев.
Во время завоевания испанцами Мексики и Гватемалы их гл. союзниками стали Н. Тлашкалы. После покорения Центр. Мексики испанцы заключили союз со знатью Н., оставив ей определённые привилегии. В составе исп. войск Н. продолжали расселяться по Сев. и Юж. Мексике, осели в Гватемале (близ совр. г. Антигуа-Гуатемала), Сальвадоре (община Мехиканос в Сан-Сальвадоре), Гондурасе (две общины Мешикапа в Тегусигальпе). С 1536 в Колледже Св. Креста в Тлателолько началось обучение знати Н. испанскому, латыни, письм. яз. науатль и подготовка католич. священников-Н. По декрету Филиппа II (1570) науатль объявлен офиц. языком Новой Испании (до 1696, когда использование в Новой Испании иных языков, кроме испанского, было запрещено). В 16–17 вв. на яз. науатль созданы историч. хроники (авторы – потомки знати Н.: Э. А. Тесосомок, Э. А. Иштлильшочитль, Д. М. Камарго, А. Д. Чимальпаин Куаухтлеуаницин и др.), этнографич. описания, католич. трактаты, поэтич. сб-ки, театральные пьесы. В 2003 науатль объявлен нац. языком Мексики.