МА́ЙЯ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ЙЯ, цивилизация 2-го тыс. до н. э. – сер. 2-го тыс. н. э. на юго-востоке Центр. Америки, созданная группой народов майя. Ареал М. охватывал территорию ряда совр. государств: юг Мексики (штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, Чьяпас), Гватемалу, Белиз, запад Гондураса и Сальвадора. Выделяются 2 осн. области: нагорий (горные р-ны мекс. штата Чьяпас и Гватемалы); Юж. и Сев. низменностей в зоне влажных тропич. и субтропич. лесов на п-ове Юкатан. Юж. низменности делятся на 4 историко-географич. региона (с осн. городами): Петен (Вашактун, Калакмуль, Караколь, Накбе, Наранхо, Тикаль, Эль-Мирадор), Петешбатун (Агуатека, Алтар-де-Сакрифисьос, Дос-Пилас, Сейбаль), Западный (Бонампак, Паленке, Пьедрас-Неграс, Тонина, Яшчилан), Юго-Восточный (Киригуа, Копан). Сев. низменности делятся на 6 регионов: Рио-Бек (города Рио-Бек, Бекан), Ченес (Санта-Роса-Штампак, Эцна), Пуук (Кабах, Ошкинток, Ушмаль, Шкалумкин), Сев.-Зап. Юкатан (Майяпан, Тихо, Цибильчальтун, Штобо), Сев.-Центр. Юкатан (Исамаль, Чичен-Ица, Эк-Балам), Кинтана-Роо (Коба, Тулум, Цибанче). Важнейшие города области нагорий: Абах-Такалик, Ишимче, Каминальхую, Мишко-Вьехо, Сакулеу, Утатлан, Чальчуапа, Эль-Бауль. Предыстория М. (архаический период) охватывает временной отрезок с 9-го до кон. 2-го тыс. до н. э. История М. подразделяется на периоды: доклассический, или формативный (кон. 2-го тыс. до н. э. – нач. 1-го тыс. н. э.); классический (3–9/10 вв.), постклассический (10 – сер. 16 вв.). Особый период связан с исп. завоеванием майя.
Архаический период
Палеоиндейские находки (наконечники типа Кловис и др.) на территории М. немногочисленны (Лос-Тапиалес и Уэуэтенанго в Гватемале, местонахождения в Белизе). Архаич. период представлен в осн. находками каменных орудий на территории Белиза. С сер. 4-го тыс. до н. э. есть свидетельства культивации кукурузы и маниока.
Доклассический период
Его начало связано с распространением керамики и расселением групп майя в области низменностей (с кон. 2-го тыс. до н. э.). На основе этих традиций в 8–7 вв. формируется культурный комплекс Мамом. В это время майя продвигаются на запад, вытесняя местное население, по-видимому родственное ольмекам. Смена керамич. комплексов Ше и Реаль керамикой Мамом показывает освоение майя долины р. Пасьон в 1-й пол. 7 в., в кон. 5 – 4 вв. она фиксируется в среднем течении р. Усумасинта. Ольмекское влияние в доклассич. культуре майя прослеживается прежде всего в иконографии.
К 6–5 вв. до н. э. в области низменностей складывается 2- и 3-уровневая иерархия поселений, характерная для вождеств, начинается активное монументальное строительство. Наиболее древние пирамиды исследованы на поселениях Накбе, Штобо, Блэкман-Эдди и др. В Блэкман-Эдди пирамиду украшали самые ранние (7/6 вв.) лепные маски из стука, изображавшие божества. В 3–2 вв. до н. э. старые центры сменяются новыми (вместо Накбе – Эль-Мирадор, вместо Штобо – Комчен и т. д.). Пирамидальные комплексы Эль-Мирадора (Тигре, выс. до 53 м, и Данта, выс. до 70 м) являются самыми масштабными монументальными постройками за всю историю М. Др. крупные памятники этого времени – Калакмуль, Вашактун, Тикаль, Хольмуль и Сиваль. К 1–2 вв. н. э. формируются первые гос-ва. Ок. нач. – 1-й пол. 2 в. в области низменностей фиксируется кризис (предположительно вызван климатич. изменениями): Эль-Мирадор и др. центры больше не функционируют, но некоторые (Вашактун, Тикаль) переживают его и вступают в полосу расцвета, продолжавшуюся в классич. период.
В области нагорий в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. формируются простые, в сер. 1-го тыс. складываются сложные вождества (Абах-Такалик, Каминальхую, Эль-Портон). В это время здесь прослеживается сильное влияние ольмекской культуры. Во 2–1 вв. до н. э. появились первые гос-ва, столица самого могущественного из них находилась в Каминальхую. Этот город был окружён сетью ирригац. каналов (связанных с оз. Мирафлорес); важным источником власти был контроль за добычей и торговлей обсидианом. О высоком уровне политич. развития свидетельствуют резные стелы с иероглифич. надписями, изображающие правителей, и богатые захоронения. Гегемонию Каминальхую отражает «сфера Мирафлорес» – ареал престижной керамики и др., охватывающий центр. гватемальское нагорье, юг и юго-восток побережья Гватемалы, территорию запада Сальвадора и Гондураса.
История в классический период
В области низменностей к 4 в. сложилось неск. десятков государств, среди них выделялся Мутуль (Тикаль; предлагается также чтение «Кукуль» вместо «Мутуль»). Как и в др. регионах Мезоамерики, столицы формировались путём централизованного перемещения в них сельского населения.
В 378 области низменностей завоевал царь г. Теотиуакан (территория Центр. Мексики). Его наместником стал военачальник Сийах-К’ак’, получивший титул каломте («гегемон», «царь царей»); цари майя считались его вассалами. На трон в Мутуле был посажен малолетний сын теотиуаканского правителя Йаш-Нун-Ахин I (379–404). Рост самостоятельности новой династии Мутуля в 5 в. привёл в правление Чак-Ток-Ич’ака III (486–508) к конфликту с Теотиуаканом. Его наследники провозгласили себя независимыми и приняли титул каломте. Однако их соперниками выступили правители царства Кануль (считавшие его более древним, чем Мутуль), основавшие столицу в Цибанче. В результате победы Ут-Чаналя (551 – ок. 572) над Вак-Чан-К’авилем (537–562) Мутульская держава распалась. Экспансия Канульской державы развивалась вдоль торговых путей на запад и на юг области низменностей. В Зап. регионе канульцы столкнулись с гос-вом Бакаль (Паленке), разгромленным в 599–611. Вскоре после этого столица Кануля перенесена в Чикнаб (совр. назв. Калакмуль), ближе к центру земель майя. Расцвет Кануля относится к правлению Йукном-Ч’ена (636–686), вновь разгромившего Мутуль и подчинившего почти все гос-ва Юж. низменностей. После поражения Йукном-Йич’чак-К’ак’а (686 – ок. 705) в сражении с новым мутульским царём Хасав-Чан-Кавилем (682–734) Канульская держава приходит в упадок и окончательно распадается после нового поражения от Мутуля в 734.
В 8 в. тенденция политич. развития области Юж. низменностей меняется. Вместо обширных держав начинают формироваться региональные гос-ва, контролировавшие определённый историко-культурный регион: Кануль в сев. части Петена, Мутуль в центральной, Саиль (с центром в Наранхо) в восточной; Юж. Мутуль (с центром в Дос-Пиласе) в бассейне р. Пасьон; Йокиб (с центром в Пьедрас-Неграсе) и Пачан (с центром в Яшчилане) в бассейне р. Усумасинта и др. Многочисл. войны между царствами привели к падению Юж. Мутуля в 760-е гг., Йокиба и Пачана в нач. 9 в.
История Сев. низменностей менее известна из-за небольшого количества надписей и трудности археологич. изучения (на месте древних городов находятся современные). В 5–8 вв. основными были гос-ва с центрами в Тихо и Исамале. В 8 в. усиливаются новые гос-ва: с центром в Ошкинтоке, Талоль (с центром в Эк-Баламе); столица из Тихо перемещается в Цибильчальтун. На вост. побережье Юкатана с 6 в. доминировал г. Коба, бывший в союзе с Канулем или в вассальной зависимости от него.
В нач. 9 в. области Юж. низменностей охватывает кризис («коллапс майя»), который привёл к распаду государств, оставлению городов, резкому уменьшению численности населения. Причины кризиса остаются предметом дискуссии. По-видимому, в одних случаях он был вызван экологич., в других – внутриполитич. факторами или постоянными войнами. Дольше всего продолжали существовать Мутуль (до кон. 9 в.) и Кануль (до нач. 10 в.). В Сев. низменностях кризис не был столь разрушительным. На западе Юкатана переживают бурный, но краткий расцвет города области Пуук (среди них господствовал г. Ушмаль); на востоке продолжалась гегемония гос-ва Талоль. Чичен-Ица, основанная во 2-й пол. 8 в., вскоре стала опасным соперником для соседей. В союзе с Талолем её правители подчинили себе значит. часть Центр. Юкатана. Могущество Чичен-Ицы возрастает во 2-й пол. 9 в., в правление воинственного царя К’ак’упакаля, который разрушил Исамаль.
В области нагорий в связи с усыханием оз. Мирафлорес во 2 в. ирригац. сеть пришла в упадок, что привело к ослаблению Каминальхую. На рубеже 2–3 вв. этот город захватили пришельцы, вторгшиеся с северо-запада (очевидно, предки киче; есть др. точки зрения) и основавшие новую династию, ограничившую использование иероглифич. письменности. Гос-во Каминальхую восстановило свою гегемонию в 4–5 вв.; в это время усилились связи с Теотиуаканом (найдено много импортных изделий с территории Центр. Мексики и их имитаций, фасады некоторых зданий украшал теотиуаканский элемент талуд-таблеро). Существует гипотеза о завоевании Каминальхую теотиуаканцами. В 7–8 вв. Каминальхую потеряло все владения за пределами долины близ совр. г. Гватемала, затем распалось. На остальных территориях нагорий существовали многочисл. небольшие гос-ва.
История в постклассический период
В 10 в. Чичен-Ица подчиняет себе б. ч. Юкатана, что отражается в быстром распространении керамики Сотута на севере полуострова. Торговые и политич. связи с побережьем Мексиканского зал. и территорией Центр. Мексики фиксируются по преобладанию среди обсидиана импортного (более 70%), наличию привозного металла, распространению в архитектуре и скульптуре мотивов, связанных с культурами на территории Центр. Мексики. На основании интерпретации иск-ва Чичен-Ицы и сведений раннеколониальных источников в 1930-е гг. была выдвинута теория завоевания Юкатана тольтеками ок. 987 под рук. правителя Кецалькоатля, основавшего просуществовавшее до кон. 12 в. «майя-тольтекское» гос-во. Однако новейшие исследования не подтверждают эту теорию: на Сев. Юкатане нет вещей, характерных для тольтеков, а считавшаяся диагностической для них «свинцовая» керамика (Tohil Plumbate) в действительности производилась на тихоокеанском побережье в пределах совр. мекс. штата Чьяпас и Гватемалы.
Упадок Чичен-Ицы начался в сер. 11 в.; археологич. данные не противоречат сведениям позднейшей историч. традиции о разрушении города. В это же время происходит падение городов Пуука – Ушмаля и Кабаха. В кон. 12 в. господство над Юкатаном устанавливает Майяпан, со 2-й пол. 13 в. управлявшийся династией Кокомов. Их власть во многом основывалась на контроле за торговлей с др. регионами. В 1441 Кокомы были свергнуты в результате восстания, возглавленного династией Шиу, Юкатан разделился на полтора десятка враждующих государств.
В Юж. низменностях, несмотря на резкое падение численности населения, сохранились некоторые гос-ва на базе местных этнич. групп: кехаче (территория мекс. штата Кампече), лакандонов (долина р. Усумасинта), ица (близ озёр в центре Петена). На побережье Мексиканского зал. в 14 в. возникли гос-ва чонталей Мактун и др. В правление Чампеля и его сына Пашвы I (кон. 14 – сер. 15 вв.) Мактун завоевал прибрежные торговые города и земли в глубине материка, вплоть до среднего течения р. Усумасинта. Наивысшего расцвета он достиг при Пачималахише I (ок. 1450–1480), завоевавшем г. Четумаль и одержавшем победу в войне с говорившими на науаских языках «ц’улями» (возможно, ацтеки). В кон. 15 в. столица Мактуна была перенесена в глубь материка, в Ицамканак (совр. назв. Эль-Тигре).
В области нагорий в 12–13 вв. складывается неск. новых гос-в на базе местных этнич. групп: киче – со столицей в Кумаркаахе (Утатлане), какчикели – со столицей в Ишимче, чахома – со столицей в Мишко-Вьехо, маме – со столицей в Сакулеу и ряд гос-в поком. В записях 16 в. основание гос-ва киче связывается с их миграцией с запада, из Толлана – столицы тольтеков, однако археологич. данные свидетельствуют о непрерывности развития местной культуры. Возможно, немайяское происхождение имела только правящая династия. При Кикабе (ок. 1425–1475) гос-во киче достигло наивысшего могущества. Оно включало обширные земли на нагорье и тихоокеанском побережье, подчинив какчикелей, маме, цутухилей, пипилей. Ок. 1470 воен. знать подняла мятеж против Кикаба, вынудив его предоставить ей больше привилегий. После этого подняли восстание какчикели, войны с которыми длились до 1522 и ослабили гос-во киче. В кон. 15 в. ацтеки подчинили богатый торговый регион Соконуско, до этого находившийся под властью киче. Имеются сведения о посольстве к киче Моктесумы II и женитьбе одного из правителей киче на его дочери.
Завоевание испанцами
Первые контакты майя с европейцами были в 1517–19. Завоевание Юкатана начал Ф. де Монтехо (сподвижник Э. Кортеса) в 1527. После неудачной кампании (1527–28), предпринятой с вост. побережья, он в 1531 высадился в порту г. Канпеч (ныне Кампече) и вторгся во внутр. районы, выстроив опорный пункт у руин Чичен-Ицы. Однако в 1535 испанцы были вынуждены отступить. 3-я кампания началась под рук. Ф. Монтехо-сына в 1540. К нему примкнули войска династии Шиу, в союзе с которыми испанцы разгромили коалицию Кокомов и Купулей и к 1545 подчинили весь Сев. Юкатан. После подавления восстания 1546–47 он окончательно перешёл под власть испанцев.
Завоевание нагорий началось в 1524 вторжением П. де Альварадо с исп. отрядом и индейскими союзниками. При поддержке какчикелей в битве при Шелаху-Нох он разгромил войско киче под рук. военачальника Текума. После ряда поражений правители киче капитулировали и были сожжены живьём. Столица киче была уничтожена, население переселено в г. Санта-Крус-дель-Киче. Чахома, маме и поком завоёваны в 1525. Какчикели вскоре подняли против испанцев восстания, которые были подавлены в 1527.
На юге Юкатана царь Мактуна Пашболонача добровольно подчинился Э. Кортесу в 1525, в результате чего династия Мактуна сохранила власть до 2-й пол. 16 в., местная знать приняла христианство и активно участвовала в походах испанцев внутрь материка. Последние гос-ва майя были завоёваны в кон. 17 в. (лакандоны в 1683, ица в 1697).
Социально-экономический и политический строй
Осн. политич. единицами М. классического периода были небольшие гос-ва во главе с наследственными монархами, носившими титул к’ухуль ахау («священный царь»). Цари считались потомками божеств, но прижизненно не обожествлялись. Жреческие функции находились в руках царя и местных правителей. Судя по всему, это обусловливалось особой ролью культа предков в гос. идеологии. Знать делилась на ахав (ахау; царь и царский род), сахалей («маленькие [люди]» – провинц. знать) и ахк’ухунов («писцы» – служилая знать и чиновники). Б. ч. населения была организована в гор. и сельские общины, состоявшие из больших семей. Общинники выплачивали царю и наместникам подати продуктами питания и хлопковыми тканями; привлекались к обществ. работам по строительству зданий, дорог. Гос-ва состояли из нескольких областей; в 3–6 вв. области управлялись боковыми линиями царской династии или местной элитой, с 7 в. – наместниками-сахалями.
Основой экономики являлось земледелие. Выращивалось большинство центр.-амер. культур (кукуруза, бобы, тыква, хлопчатник, перец и др.) и тропич. растения (какао, авокадо, маниок и др.). Использовались интенсивные земледельч. техники: «приподнятые поля» (земляные насыпи на затапливаемых половодьем участках, на которых оседал ил); террасное земледелие на склонах холмов; многокультурные грядково-огородные посадки. Из домашних животных известны употреблявшиеся в пищу индейки и собаки. Разводились пчёлы. Локальное значение сохраняли охота и собирательство. Все орудия делались из камня (обсидиан из Горной Гватемалы, местные породы кремня), кости, раковин. Мастера, изготавливавшие предметы роскоши, обслуживали нужды дворца, а осн. ремесленное произ-во осуществлялось в общинах. Гос-во контролировало добычу, обмен, обработку и распределение престижных материалов: обсидиана, жада, ценных раковин и др.
В постклассический период подчинившие Сев. Юкатан правители Майяпана создали централизованное гос-во; культ Кукулькана (Кецалькоатля), покровителя царя, стал обязательным для подчинённых земель, правители которых постоянно жили в столице или имели там своих управляющих (кальваков). После распада державы подчинённые правители стали независимыми царями с титулом халач-виник («настоящий человек»), некоторые из них носили сохранившийся с классич. периода титул ахав. Подчинённые им батабы (правители адм. единиц) принадлежали к роду халач-виника и составляли замкнутую прослойку знати (альмехенов). Хотя роль правителя в отправлении ритуалов сохранялась, появилась особая иерархия жрецов (ах-к’инов). Поселения делились на кварталы-кучтеели, которые возглавляли ах-куч-кабы – представители общинной верхушки, не входившие в состав знати. Осн. массу населения составляли общинники. В домохозяйствах знати и зажиточных общинников применялся труд рабов (их использовали и для жертвоприношений).
На юге Юкатана цари гос-ва Мактун (включало 76 городов и поселений) сохранили титул ахав; им подчинялись правители 4 вассальных областей (Атапан, Тасакто, Тацунум, Чабте), также носившие этот титул и составлявшие царский совет. Представители знати назывались нукалоб или нук-виникоб («большие люди»).
Важную роль в обществ. и экономич. жизни областей низменностей играли торговцы. Межрегиональной торговлей занималась знать. Вдоль побережья Юкатана шёл мор. торговый путь, связывавший гос-ва побережья Мексиканского зал. и территорию совр. Гондураса. Крупный транзитный порт располагался на о. Косумель.
Гос-ва области нагорий представляли собой конфедерации из разл. этнополитич. групп (амак): гос-во киче – из нима-киче, там, илок; какчикелей – из социлей, шахилей, тукуче, акахалей. Внутри эти группы делились на сегментарные линиджи («чинамит» у киче и какчикелей, «молаб» у поком). Нима-киче и там состояли из 4 линиджей 1-го уровня и 24 линиджей 2-го и 3-го уровня, именовавшихся по названиям придворных, религ. и воен. должностей. Илок имели 5 линиджей 1-го уровня и 7 линиджей 2-го уровня. Верховная власть находилась в руках 4 правителей нима-киче – ах-попа, ах-поп-камха, ацих-винака, калеля. В ходе реформ царя киче Кикаба младшие ветви этих линиджей были наделены должностями и землями на завоёванных территориях. Столица какчикелей Ишимче была разделена на 13 чинамит, главы которых составляли высшую знать. Общество делилось на 3 страты: знать (ахавы); свободные (алкахола у киче и какчикелей, алах у поком), среди них – общинники, выплачивавшие подати и нёсшие трудовые повинности; рабы (муна), осн. источниками пополнения числа которых были война, долговая кабала и покупка, они использовались для тяжёлых работ и приносились в жертву.
Экономика этого периода продолжала базироваться на земледелии. Осн. вид интенсивного земледелия в области нагорий – террасное земледелие; в области низменностей перестали использоваться «приподнятые поля». Высокопрофессиональные ремесленники работали на знать, существовала ремесленная специализация поселений. Правители контролировали торговлю, прежде всего межрегиональную, и собирали пошлины с торговцев. С 10 в. распространяется металлообработка на основе переработки привозных изделий из золота и сплавов на основе золота и меди. Важнейшим источником поступления золота была Центр. Америка (территория совр. Панамы, Коста-Рики), меди с мышьяково-оловянными примесями – территории штата Оахака и Центр. Мексики, меди с оловянными примесями – территория Гондураса, чистой меди – Гватемалы и мекс. штата Чьяпас.
Религия и культура
В классич. период не было иерархически выстроенного пантеона богов, имелось большое количество ипостасей и локальных вариантов божеств. Основные из них – небесный бог Ицамнах, солярное божество К’инич-Ахав, боги дождя и молнии Чаак и Йопат, покровитель царских династий К’авиль, бог кукурузы Ишим. Важен был культ царских предков. Существовало представление о наличии у человека духов-спутников (вай) в виде животных или сверхъестеств. существ. В постклассич. период начинают почитаться божества из Центр. Мексики (Кукулькан-Кецалькоатль на севере Юкатана, Кукумац у киче и др.).
Важнейшей характеристикой культуры М. являются календарь и иероглифич. письменность (майя письмо). Календарь М. основан на общем для культур Мезоамерики 52-летнем цикле, образованном сочетанием 260-дневного священного календаря (цольк’ин), использовавшегося для гаданий, и 365-дневного солнечного календаря (хааб). Этот календарь был дополнен «долгим счётом» – указанием даты по эре, отсчитывавшейся от 13.8.3114 до н. э., которое было заимствовано у потомков ольмеков, живших на побережье Мексиканского зал. и на западе совр. мекс. штата Чьяпас. В хронологич. расчётах (при описании мифологич. событий) использовались периоды в миллионы и миллиарды лет, осуществлялись астрономич. наблюдения за Луной, Венерой, Марсом, составлены таблицы предсказаний солнечных и лунных затмений.
Архитектура майя в классич. период достигает наивысшего расцвета. В городах воздвигаются церемониальные комплексы-акрополи с пирамидами, дворцовыми комплексами, стадионами для игры в мяч. Строения группировались вокруг прямоугольной центр. площади. Некоторые здания возводились на каменных или облицованных камнем платформах. На вершинах пирамид располагались храмы, как правило небольшие, 2 или 3-комнатные, с толстыми стенами. Пирамиды служили местом царских захоронений. Дворцовые комплексы состояли из длинных многокомнатных зданий, сгруппированных вокруг внутр. дворов. Использовался «ложный свод» – пространство между кладкой крыши постепенно сужалось кверху, пока стены свода не смыкались. Крышу часто венчали массивные гребни. Материалом служили камень, сырцовые и обожжённые кирпичи, дерево.
Выделяется архитектура Сев. низменностей 8–9 вв. Стиль Ченес характеризуется порталами храмов, оформленными в виде пасти чудовища (олицетворяло землю) и богато орнаментированными. Известны многоэтажные дворцы. Характерная черта стиля Пуука – фасады с масками бога дождя Чаака, богатый геометрич. орнамент, вход, разделяемый парой колонн.
Фасады зданий и массивные кровельные гребни М. украшались лепниной из известкового раствора – стука. Дверные притолоки храмов, воздвигавшиеся у подножий пирамид стелы и алтари покрывались резьбой и надписями, зачастую раскрашивались. В большинстве регионов скульптурная техника ограничивалась рельефом, в Копане и Тонине получила распространение круглая скульптура.
Произведения монументальной живописи создавались на внутр. стенах зданий и погребальных камер. Краска накладывалась либо по сырой штукатурке, либо по сухому грунту. Обнаруженные в г. Сан-Бартоло настенные росписи с изображениями сцен из мифа о боге кукурузы свидетельствуют о существовании развитой традиции живописи уже в 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. Осн. темой росписей были массовые сцены – сражения, празднества и т. д. Наиболее известны здания 8 в. из 3 помещений в г. Бонампак, стены и потолки которых целиком покрыты росписью, посвящённой победе в воен. действиях.
В постклассич. период культура М. трансформируется. Архитектура теряет монументальность: перестают возводить постройки с ложным сводом и из тёсаного камня. Исчезает полихромная и резная керамика с иероглифич. надписями, а также монументальные надписи. Однако сама иероглифич. письменность продолжает использоваться: постклассич. периодом датируются все сохранившиеся рукописи (Дрезденская, Парижская, Мадридская). В изобразит. иск-ве с 9–10 вв. утверждается синкретизм традиций М. и культур Центр. Мексики («майя-тольтекский» стиль).
Керамика М. лепная. В области низменностей использовались разл. отощители, в области нагорий в осн. вулканич. пепел. Было широко распространено лощение и ангобирование. Орнаментация включала накольчатый и резной орнамент, налепы, роспись. Керамика классич. периода характеризуется развитием полихромной росписи, достигающей расцвета в 7–8 вв. и отличающейся большим сюжетным разнообразием (мифологич., дворцовые, историч. сцены). Осн. формы: текомате (пузатый горшок без горла), кувшины, округлые чаши, высокие цилиндрич. вазы (для какао), миски, тарелки. 1–4 вв. характеризуются распространением «маммиформов» (сосудов на 4 ножках в виде женских грудей), с 4 в. распространяются вазы на 3 ножках, с крышками в теотиуаканском стиле. На западе области низменностей известны высокие антропо- и теоморфные полнофигурные курильницы. С 9 в. с зап. пограничья области низменностей распространяются «изящная оранжевая» керамика и резная керамика типа Пабельон; в это же время полихромная роспись заменяется резным орнаментом. В 10–11 вв. распространяется импортная «свинцовая» керамика типа Тохиль. На Сев. Юкатане начиная с 13 в. керамика одно- и двухцветная; осн. формы – кувшины с горлышком и 2 ручками на тулове, чаши без поддона, реже – на 3 ножках; курильницы: с ручками и расписные высокие антропоморфные. В области нагорий получает развитие традиция полихромной росписи со стилизованным геометрич. орнаментом (тип Чинаутла). Распространяются комали (прогнутые керамич. диски для жарки кукурузных лепёшек). Присутствуют мотивы и сюжеты иконографии культур с территории Центр. Мексики (стиль Миштека-Пуэбла).
Терракота известна с кон. 2-го тыс. до н. э., в доклассич. период она в осн. антропоморфная; очевидно, использовалась в домашних ритуалах. В 3–6 вв. терракота практически исчезает. Вновь распространяется с 7 в., характеризуется многообразием сюжетов и форм (антропо- и зооморфные статуэтки, изображение представителей разных обществ. групп, божеств и др.); многие из них – свистульки. Особым реализмом отличаются статуэтки с о. Хайна (у зап. побережья Юкатана).
В доклассич. и классич. периоды практиковались трупоположения (в ямах или выложенных камнями могилах), в осн. вытянутые на спине, реже – скорченные; трупосожжения редки. Тела посыпались охрой или киноварью, в рот помещалась бусина из жада. Детей часто хоронили в сосудах. Некрополи не устраивались (за исключением о. Хайна), хоронили под полом дома или внутр. двора, знать – в погребальных камерах, часто с заупокойными святилищами наверху. Царские захоронения находились под платформами или пирамидами; череп, некоторые кости часто изымались и использовались в качестве инсигний власти; сопроводительные человеческие жертвы известны в единичных случаях (очевидно, под влиянием теотиуаканского погребального обряда). Встречаются массовые (по-видимому, жертвенные) захоронения в связи со строительством. Согласно сведениям Д. де Ланды, в постклассич. период у знати на Сев. Юкатане преобладало трупосожжение. По археологич. данным, трупосожжения с захоронением останков в урнах распространяются в постклассич. период в области нагорий.