Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАКАНДО́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 615

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

ЛАКАНДО́НЫ (са­мо­на­зва­ния: хач ви­ник – на­стоя­щие лю­ди; ла­кан­дон; исп. ка­ри­бес), на­род груп­пы майя на юго-вос­то­ке Мек­си­ки (му­ни­ци­па­ли­тет Око­син­го на се­ве­ро-вос­то­ке шта­та Чья­пас). Чис­лен­ность ок. 600 чел. (2008, оцен­ка). Де­лят­ся на се­вер­ных, или за­пад­ных (на­ха, об­щи­ны На­ха и Ме­ца­бак в ме­ж­ду­ре­чье рек Сан­та-Крус и Чо­коль­ха), и юж­ных, или вос­точ­ных (сан-кин­тин в вер­ховь­ях рек Ла­кан­ха, Ха­та­те и Ла­кан­тун). Го­во­рят на ла­кан­дон­ском яз. юка­тек­ской вет­ви майя язы­ков; ок. 40% го­во­рят по-ис­пан­ски. При­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний; сре­ди юж. Л. есть про­тес­тан­ты.

Лидер северных лакандонов Чан К’ин, взвешивающий связку табачных листьев. Фото 1930-х гг.

Жи­вут в тро­пич. ле­сах (Selva La­can­dona) в Сьер­ра-Мад­ре-де-Чья­пас – озёр­ном крае в бас­сей­не ле­вых при­то­ков Усу­ма­син­ты. Ра­нее счи­та­лись пря­мы­ми по­том­ка­ми соз­да­те­лей го­ро­дов майя 5–9 вв. в бас­сей­не Усу­ма­син­ты. Ве­ро­ят­нее, Л. – по­том­ки ли­бо од­но­го из на­ро­дов, сло­жив­ших­ся на тер­ри­то­рии юж. час­ти п-ова Юка­тан по­сле па­де­ния в 8–9 вв. клас­сич. ци­ви­ли­за­ции майя; ли­бо на­се­ле­ния, бе­жав­ше­го в 16 в. с Юка­та­на в сель­ву Пе­те­на и Чья­па­са от исп. за­вое­ва­телей. В 16–18 вв. тер­мин «лaкaндон» обо­зна­чал всех не­по­ко­рён­ных ин­дей­цев ре­гио­на. В 18 в. соб­ст­вен­но Л. оби­та­ли на се­ве­ро-за­па­де Пе­те­на до бас­сей­на р. Пась­он и в ме­ж­ду­ре­чье Ха­та­те и Усу­ма­син­ты в Вост. Чья­па­се. С сер. 20 в. под­вер­га­лись ак­куль­ту­ра­ции ис­пан­ца­ми, ме­ти­са­ции, хри­стиа­ни­за­ции (осо­бен­но юж. Л.); сев. Л. под влия­ни­ем сво­его ли­де­ра Чан К’и­на (ум. 1996) со­хра­ня­ют тра­диц. об­раз жиз­ни. В 1970-е гг. на тер­ри­то­рии Л. ор­га­ни­зо­ва­но неск. био­сфер­ных за­по­вед­ни­ков; за пра­во до­бы­чи ле­са и раз­ра­бот­ки неф­тя­ных ме­сто­ро­ж­де­ний Л. по­лу­ча­ют пра­ви­тельств. вы­пла­ты.

Лакандоны. Ритуальные курильницы. Нач. 20 в. Музей антропологии и этнографии (С.-Петербург).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки, наи­бо­лее ар­ха­ич­на из куль­тур майя. Тра­диц. за­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (в т. ч. для об­ме­на: ку­ку­ру­за, фа­соль, ты­к­вен­ные, cладкий ма­ни­ок, ме­ст­ный вид та­ро – ма­каль, слад­кий кар­то­фель, аво­ка­до, пе­рец-чи­ли, то­ма­ты, ка­као, хло­пок, та­бак; за­им­ст­во­ван­ные куль­ту­ры – ман­го, ба­на­ны, па­пайя, ко­фе, са­хар­ный тро­ст­ник). На по­лях, ос­тав­лен­ных под па­ром, пе­ре­са­жи­ва­ют из ле­са де­ре­вья ма­ха­го­на (Swietenia macrophylla), хлеб­но­го оре­ха (Bronthosium alicastrum) и др. С нач. 20 в. раз­во­дят кур и гуа­хо­ло­те (ме­ст­ная по­ро­да ин­де­ек), юж. Л. с кон. 20 в. – ры­бу на про­да­жу. Со­хра­ня­ют­ся охо­та (до 1960-х гг. с лу­ком и стре­ло­ме­та­тель­ной труб­кой), ры­бо­лов­ст­во, со­би­ра­тель­ст­во (в т. ч. ли­сть­ев паль­мы Cha­maedorea elegans, ис­поль­зуе­мых фло­ри­ста­ми, на про­да­жу), пле­те­ние, про­из-во оде­ж­ды из лу­ба, пря­де­ние и тка­че­ст­во на руч­ном вер­ти­каль­ном стан­ке, резь­ба по де­ре­ву, из­го­тов­ле­ние ка­ле­бас, долб­лё­ных ло­док из ма­ха­го­на, гру­бой ке­ра­ми­ки, ка­мен­ных зер­но­тё­рок; на про­да­жу де­ла­ют лук и стре­лы, ку­риль­ни­цы, рас­кра­шен­ные фи­гур­ки зве­рей, птиц и лю­дей из де­ре­ва и гли­ны. Тра­диц. по­се­ле­ние (ка­ри­баль) со­сто­ит из 1–2 род­ст­вен­ных боль­ших се­мей. Жи­ли­ще од­но­ка­мер­ное, пря­мо­уголь­ное в пла­не, не­ред­ко, по тра­ди­ции, с за­круг­лён­ны­ми кон­ца­ми, сте­ны из ве­ток, свя­зан­ных лиа­на­ми, или до­сок баль­сы, кры­ша из паль­мо­вых ли­сть­ев. В до­ме – очаг из 3 кам­ней. Тра­диц. оде­ж­да – длин­ная ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха (но­ок, ши­куль) из хлоп­ка (в про­шлом так­же из лу­ба), у жен­щин так­же за­паш­ная юб­ка; у со­сед­них на­ро­дов за­им­ст­вуют уи­пи­ли. До сер. 20 в. муж­чи­ны но­си­ли бу­сы, про­ты­ка­ли но­со­вую пе­ре­го­род­ку и рас­кра­ши­ва­ли ли­цо. Все Л. хо­дят бо­си­ком, но­сят длин­ные рас­пу­щен­ные во­ло­сы. Гру­зы но­сят на лоб­ном рем­не за спи­ной.

Со­хра­ня­ют­ся: ар­ха­ич­ная сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва, го­во­ря­щая о су­ще­ст­во­ва­нии у Л. в древ­но­сти ду­аль­ной ро­до­вой ор­га­ни­за­ции; то­тем­ные име­на (онен) пат­ри­ли­ней­ных кла­нов (Обезь­я­ны и Ка­ба­на – у сев. Л., Оле­ня и Те­те­ре­ва – у юж­ных) и ли­нид­жей (ра­нее нас­чи­ты­ва­лось ок. 20 эк­зо­гам­ных онен, ны­не – 2 эн­до­гам­ных); пред­поч­ти­тель­ность кросс­ку­зен­ных бра­ков; боль­шие се­мьи. Брак у сев. Л. в осн. пат­ри­ло­каль­ный, у юж­ных – мат­ри­ло­каль­ный. Рас­про­стра­не­ны по­ли­ги­ния, в т. ч. со­ро­раль­ная, об­мен жё­на­ми меж­ду бра­тья­ми. Ли­дер об­щи­ны (ах-ки­нин, то­хир) – хра­ни­тель ри­туа­ла, ка­лен­да­ря, ми­фо­ло­гии, ска­зи­тель, про­ри­ца­тель, ле­карь. С кон. 20 в. пе­ред вла­стя­ми шта­та об­щи­ну пред­став­ля­ет «пре­зи­дент». Осн. бо­же­ст­ва: тво­рец и бог солн­ца Ха­чак-Йум (На­стоя­щий Вла­ды­ка), хо­зя­ин пре­ис­под­ней и ноч­но­го солн­ца Су­кунк-Йум, бо­ги­ня лу­ны и пло­до­ро­дия Ак-На и др. В муж­ских до­мах-свя­ти­ли­щах (ори­ен­ти­ро­ва­ны по стра­нам све­та, без стен, с низ­ко спус­каю­щей­ся кры­шей) хра­нят­ся гли­ня­ные ку­риль­ни­цы с леп­ны­ми мас­ка­ми бо­гов на вен­чи­ке, па­лоч­ки для до­бы­ва­ния ог­ня свер­ле­ни­ем, со­суд для ал­ко­голь­но­го на­пит­ка бал­че (из на­сто­ен­ной на ме­ду ко­ры де­ре­ва Loncho­carpus longystilus) с мас­кой бо­га бал­че Бор, муз. ин­ст­ру­мен­ты [боль­шой гли­ня­ный ба­рабан с леп­ной мас­кой бо­га пе­сен и тан­цев Кай­ум, горн из ви­той ра­ко­ви­ны мор. ули­ток сем. Strombidae (30–50 см в дли­ну), по­гре­муш­ки из ка­ле­ба­са] и др. Гл. це­ре­мо­нии свя­за­ны с об­нов­ле­ни­ем ку­риль­ниц (про­во­дят­ся у сев. Л. раз в 4–8 лет, ра­нее вклю­ча­ли так­же ини­циа­цию маль­чи­ков). В об­ря­дах уча­ст­ву­ют толь­ко муж­чи­ны. Умер­ших хо­ро­нят в га­ма­ках; по уг­лам мо­ги­лы по­ме­ща­ют спле­тён­ные из паль­мо­вых ли­сть­ев фи­гур­ки со­бак. В про­шлом де­ла­ли ри­сун­ки на ска­лах. По­кло­ня­ют­ся ска­лам, пе­ще­рам, со­вер­ша­ют еже­год­ные па­лом­ни­че­ст­ва к руи­нам го­ро­дов древ­них майя (Йаш­чи­лан, Ба­нам­пак, Ла­кан­ха). Осо­бую важ­ность име­ет тол­ко­ва­ние сно­ви­де­ний. Со­хра­ня­ют­ся до­ис­пан­ские ми­фы, сказ­ки, ле­ген­ды, пес­ни; у ла­ди­но за­им­ст­ву­ют ги­та­ры, ак­кор­де­о­ны.

Лит.: Tozzer A. A comparative study of the Mayas and the Lacandones. N. Y., 1907. N. Y., 1978; Blom F., Duby Blom G. La selva La­can­dona. Méx., 1955–1957. Pt. 1–2; Soustelle G. Collections Lacandons. P., 1966; Baer Ph., Mer­rifield WR. Two studies on the La­can­do­nes of Mexico. Norman, 1971; El libro de Chan K’in / Ed. R. D. Bruce. Méx., 1974; Bruce RD. Lacandon dream symbolism. Mе́x., 1975–1979. Vol. 1–2; De Vos J. La Paz de Dios y del Rey: la conquista de la selva Lacandona, 1525–1821. Méx., 1980; Boremanse D. Contes et mytho­logie des indiens lacandons. P., 1986; idem. Hach Winik: the Lacandon Maya of Chiapas, Sou­thern Mexico. Austin, 1998; McGee RJ. Life, ritual, and religion among the Lacandon Maya. Belmont, 1990; Palka JW. Unconquered La­candon Maya: ethnohistory and archaeology of indigenous culture change. Gainesville, 2005; Pérez P. Petite encyclopédie Maya: l’environ­nement des Lacandons de Lacanjá (Chiapas, Mexique). P., 2005; Eroza Solana E. La­can­do­nes. Méx., 2006; Nations JD. The Maya tro­pi­cal forest: people, parks, and ancient cities. Austin, 2006.

Вернуться к началу