ЛАКАНДО́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАКАНДО́НЫ (самоназвания: хач виник – настоящие люди; лакандон; исп. карибес), народ группы майя на юго-востоке Мексики (муниципалитет Окосинго на северо-востоке штата Чьяпас). Численность ок. 600 чел. (2008, оценка). Делятся на северных, или западных (наха, общины Наха и Мецабак в междуречье рек Санта-Крус и Чокольха), и южных, или восточных (сан-кинтин в верховьях рек Лаканха, Хатате и Лакантун). Говорят на лакандонском яз. юкатекской ветви майя языков; ок. 40% говорят по-испански. Придерживаются традиц. верований; среди юж. Л. есть протестанты.
Живут в тропич. лесах (Selva Lacandona) в Сьерра-Мадре-де-Чьяпас – озёрном крае в бассейне левых притоков Усумасинты. Ранее считались прямыми потомками создателей городов майя 5–9 вв. в бассейне Усумасинты. Вероятнее, Л. – потомки либо одного из народов, сложившихся на территории юж. части п-ова Юкатан после падения в 8–9 вв. классич. цивилизации майя; либо населения, бежавшего в 16 в. с Юкатана в сельву Петена и Чьяпаса от исп. завоевателей. В 16–18 вв. термин «лaкaндон» обозначал всех непокорённых индейцев региона. В 18 в. собственно Л. обитали на северо-западе Петена до бассейна р. Пасьон и в междуречье Хатате и Усумасинты в Вост. Чьяпасе. С сер. 20 в. подвергались аккультурации испанцами, метисации, христианизации (особенно юж. Л.); сев. Л. под влиянием своего лидера Чан К’ина (ум. 1996) сохраняют традиц. образ жизни. В 1970-е гг. на территории Л. организовано неск. биосферных заповедников; за право добычи леса и разработки нефтяных месторождений Л. получают правительств. выплаты.
Традиц. культура типична для индейцев Мезоамерики, наиболее архаична из культур майя. Традиц. занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (в т. ч. для обмена: кукуруза, фасоль, тыквенные, cладкий маниок, местный вид таро – макаль, сладкий картофель, авокадо, перец-чили, томаты, какао, хлопок, табак; заимствованные культуры – манго, бананы, папайя, кофе, сахарный тростник). На полях, оставленных под паром, пересаживают из леса деревья махагона (Swietenia macrophylla), хлебного ореха (Bronthosium alicastrum) и др. С нач. 20 в. разводят кур и гуахолоте (местная порода индеек), юж. Л. с кон. 20 в. – рыбу на продажу. Сохраняются охота (до 1960-х гг. с луком и стрелометательной трубкой), рыболовство, собирательство (в т. ч. листьев пальмы Chamaedorea elegans, используемых флористами, на продажу), плетение, произ-во одежды из луба, прядение и ткачество на ручном вертикальном станке, резьба по дереву, изготовление калебас, долблёных лодок из махагона, грубой керамики, каменных зернотёрок; на продажу делают лук и стрелы, курильницы, раскрашенные фигурки зверей, птиц и людей из дерева и глины. Традиц. поселение (карибаль) состоит из 1–2 родственных больших семей. Жилище однокамерное, прямоугольное в плане, нередко, по традиции, с закруглёнными концами, стены из веток, связанных лианами, или досок бальсы, крыша из пальмовых листьев. В доме – очаг из 3 камней. Традиц. одежда – длинная туникообразная рубаха (ноок, шикуль) из хлопка (в прошлом также из луба), у женщин также запашная юбка; у соседних народов заимствуют уипили. До сер. 20 в. мужчины носили бусы, протыкали носовую перегородку и раскрашивали лицо. Все Л. ходят босиком, носят длинные распущенные волосы. Грузы носят на лобном ремне за спиной.
Сохраняются: архаичная система терминов родства, говорящая о существовании у Л. в древности дуальной родовой организации; тотемные имена (онен) патрилинейных кланов (Обезьяны и Кабана – у сев. Л., Оленя и Тетерева – у южных) и линиджей (ранее насчитывалось ок. 20 экзогамных онен, ныне – 2 эндогамных); предпочтительность кросскузенных браков; большие семьи. Брак у сев. Л. в осн. патрилокальный, у южных – матрилокальный. Распространены полигиния, в т. ч. сороральная, обмен жёнами между братьями. Лидер общины (ах-кинин, тохир) – хранитель ритуала, календаря, мифологии, сказитель, прорицатель, лекарь. С кон. 20 в. перед властями штата общину представляет «президент». Осн. божества: творец и бог солнца Хачак-Йум (Настоящий Владыка), хозяин преисподней и ночного солнца Сукунк-Йум, богиня луны и плодородия Ак-На и др. В мужских домах-святилищах (ориентированы по странам света, без стен, с низко спускающейся крышей) хранятся глиняные курильницы с лепными масками богов на венчике, палочки для добывания огня сверлением, сосуд для алкогольного напитка балче (из настоенной на меду коры дерева Lonchocarpus longystilus) с маской бога балче Бор, муз. инструменты [большой глиняный барабан с лепной маской бога песен и танцев Кайум, горн из витой раковины мор. улиток сем. Strombidae (30–50 см в длину), погремушки из калебаса] и др. Гл. церемонии связаны с обновлением курильниц (проводятся у сев. Л. раз в 4–8 лет, ранее включали также инициацию мальчиков). В обрядах участвуют только мужчины. Умерших хоронят в гамаках; по углам могилы помещают сплетённые из пальмовых листьев фигурки собак. В прошлом делали рисунки на скалах. Поклоняются скалам, пещерам, совершают ежегодные паломничества к руинам городов древних майя (Йашчилан, Банампак, Лаканха). Особую важность имеет толкование сновидений. Сохраняются доиспанские мифы, сказки, легенды, песни; у ладино заимствуют гитары, аккордеоны.