МА́ЙЯ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ЙЯ (по самоназванию юкатеков), группа индейских народов, говорящих на майя языках, в Мезоамерике. Живут в осн. в вост. и юж. штатах Мексики (ок. 2 млн. чел. на востоке Табаско и Чьяпаса и на п-ове Юкатан), в Гватемале (3,7 млн. чел.), на юге и севере Белиза (св. 30 тыс. чел.), на западе Гондураса и Сальвадора (ок. 30 тыс. чел.). Делятся на зап. и вост. ветви. Из М. зап. ветви в низменностях живут: 1) уастеки (юг штата Тамаулипас, север Идальго и Веракруса, восток Сан-Луис-Потоси в Мексике); 2) юкатеки, ица, мопан и лакандоны (штаты Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо, а также горные области на востоке штата Чьяпас в Мексике, центр и восток деп-та Эль-Петен в Гватемале, юг Белиза); 3) чоли (север и восток Чьяпаса), чонтали (восток штата Табаско и юг Кампече) и чорти (восток Гватемалы и запад Гондураса). Горные М. зап. ветви: 1) цельтали и цоцили (центр. часть и восток Чьяпаса); 2) тохолабали и мочо (юго-восток Чьяпаса), чухи, хакальтеки и канхобали (север деп-та Уэуэтенанго в Гватемале). М. вост. ветви (киче-мам) расселены в осн. в горах и предгорьях: 1) маме, ишили и агуакатеки (Зап. Гватемала); 2) киче, какчикели, цутухили, сакапультеки, успантеки, рабинали, сипакапа (Сьерра-де-лос-Кучуматанес и Зап. Сьерра-Мадре в Центр. и Зап. Гватемале); 3) кекчи (север деп-та Киче, а также низменности деп-та Эль-Петен в Гватемале, юго-запад Белиза, северо-запад Сальвадора) и поком (покомам и покомчи) (центр и восток Гватемалы).
Предки М., по-видимому, пришли в Мексику не позднее 3-го тыс. до н. э., скорее всего, из области Большого Бассейна на западе Сев. Америки и передвигались вниз по Рио-Гранде и затем вдоль побережья Мексиканского зал. на юг, оседая по ходу миграции (на востоке Тамаулипаса и по побережью ещё в 17 в. тянулась цепочка майяязычных групп, позднее полностью ассимилированных); след этой миграции на севере – уастеки. В Веракрусе и Табаско предки М. заимствовали технику пойменного и подсечно-огневого земледелия (благодаря последней стала возможной колонизация тропич. лесов) и приняли участие в селекции «триады» земледельч. культур – кукурузы, фасоли и тыквы. В сер. 2-го тыс. до н. э. племена М. из Табаско расселились вверх по рекам Грихальва и Усумасинта по Чьяпасу, п-ову Юкатан и Гватемале. По другой гипотезе, протообщина М. сложилась в горах Сев.-Зап. Гватемалы в 3-м тыс. до н. э., откуда они расселялись в течение 1-го тыс. до н. э. на север (предки юкатеков) и северо-запад (предки уастеков). Сторонники третьей гипотезы связывают с М. самую раннюю (12 в. до н. э.) земледельч. культуру на севере Белиза с центром в Куэльо и считают, что отсюда М. стали двигаться на запад, вытесняя население, родственное ольмекам (что крайне маловероятно). В кон. 2-го – сер. 1-го тыс. до н. э. М. приняли участие в создании на территории Веракруса и Табаско первой цивилизации Мезоамерики – ольмеков (согласно Ю. В. Кнорозову, М. составляли, по крайней мере, часть элиты ольмеков; общий для всех цивилизаций Мезоамерики календарь и иероглифич. письменность ольмеков создана народом, говорившим на языке зап. ветви М.; эта точка зрения не принимается большинством совр. исследователей, связывающих ольмеков с группой михе-соке). Как и науа, М. в доиспанский период возводили себя к народам «Семи пещер» – мифич. области в Табаско, где находились центры ольмекской цивилизации. Одной из причин падения ольмекской цивилизации были вторжения племён (скорее всего, предков михе-соке), разорвавших связь уастеков с осн. регионом расселения М. Наследниками цивилизации ольмеков стали первые вождества и государства М., сложившиеся в 6–2 вв. до н. э.: Абах-Такалик и Каминальхую в тихоокеанских предгорьях и в центр. р-не Сьерра-Мадре (Юж. Гватемала), Сан-Бартоло, Эль-Мирадор, Тикаль и Накбе в низменностях на севере Петена, Цибильчальтун на севере Юкатана и др. Своего апогея цивилизация майя достигла в классич. эпоху (1-е тыс. н. э.) в историч. обл. Центр. низменностей майя. В рамках гос-в классич. эпохи происходило сложение мн. совр. народов М.; на зап. границах государств в Табаско и Чьяпасе существовали независимые «варварские» племена (к ним восходят совр. лакандоны). Во 2–6 вв. М. испытали влияние цивилизации Теотиуакана. В 8 – нач. 10 вв. классич. цивилизация М. погибает от внутр. кризисов и нашествий племён с запада. Согласно традиционной точке зрения, в 10 в. сюда вторгаются пришедшие из сев.-вост. Чьяпаса, вост. Табаско и юго-зап. Кампече племена М. – союзники тольтекского гос-ва Тулапан-Чиконаухтлан (устье Грихальвы-Усумасинты и обл. Лагуны-де-Терминос): родственные юкатекам ица и тутуль-шиу завоёвывают города Юкатана (Ушмаль, Ошкинток, Кабах, Сайиль, Чичен-Ицу и др.), племена киче – небольшие гос-ва Горной Гватемалы. Завоеватели находились под сильным культурным влиянием тольтеков, к которым возводили свою государственность. В постклассич. время (10 – сер. 16 вв.) культура М. развивалась под значит. влиянием науа (с 10 в. – тольтеков и культуры Миштека-Пуэбла, с 15 в. – ацтеков). В кон. 13 – нач. 15 вв. в Табаско и Кампече возникло гос-во чонталей, в горах – гос-ва киче, какчикелей, цутухилей, поком и маме. Бежавшие в 12 в. с сев. Юкатана (после разгрома Чичен-Ицы коалицией городов, возглавляемой династией Шиу) ица и родственные им ковох основали гос-ва на берегах озёр в центр. Петене. В 15 в. на нагорье и тихоокеанском побережье Гватемалы доминировали киче. В 1524–80 мн. народы М. стали данниками ацтеков. В 16 – кон. 17 вв. М. были подчинены испанцами; последнее независимое гос-во ица в Петене (Тах-ица) пало в 1697. М. неоднократно восставали против белых; во время «Войны каст» на Юкатане (1847–1901) на освобождённой территории в штате Кинтана-Роо М. вернулись к доиспанской структуре власти и ритуалу; поражение М. привело к массовым репрессиям. При правительстве Л. Карденаса мексиканским М. были частично возвращены общинные земли в форме эхидо. Майя Чьяпаса приняли участие в движении сапатистов (вооруж. восстании 1994, с 1996 – в легальном Сапатистском фронте нац. освобождения).
М. сохраняют традиц. культуру, типичную для индейцев Мезоамерики. Осн. традиц. занятие – подсечно-огневое земледелие. Сохраняются примитивные земледельч. орудия – палка, которой делают лунки для семян, нож-мачете для рубки деревьев. Развиты традиц. пчеловодство (особенно у юкатеков), разведение домашней птицы (индейки, после исп. завоевания – куры), охота (в т. ч. на птиц и обезьян со стрелометат. трубкой, коллективная охота на оленей и пекари), собирательство, рыболовство; ремёсла – гончарство, узорное ткачество на вертикальном станке, вышивка и др. Характерны деление поселений на 4 автономных, иногда эндо- или экзогамных квартала, архаич. овальное в плане жилище, паровые бани. В доме – большой глиняный сосуд для воды, каменная зернотёрка, в углу – очаг из 3 камней с глиняной сковородой, алтарь. Одежда (уипили, серапе, женские запашные юбки) на Юкатане и в Чьяпасе в осн. светлая с красной вышивкой, в Горной Гватемале – со сплошным тканым орнаментом.
Характерны общинная эндогамия, в горах – патрилиниджи и большие семьи, повсеместно – отработки за невесту и врем. матрилокальность брачного поселения, кросскузенный брак, кумовство-компадрасго. Для организации поселений, власти, культа и ритуала М. до исп. завоевания было характерно деление на символич. «половины» и «четверти», которое ныне сохраняется в горных районах в виде деления поселений на 4 автономных в адм., хозяйств. и ритуальном отношении преим. эндо- или экзогамных квартала. У М. известны все этапы эволюции систем терминов родства: трансформация древнейшей «тетраидной» структуры (реконструируется для протосистемы родства М.) сначала в один из вариантов «австралийской» бифуркативной модели (её черты – у майя Юкатана 16 в., сохраняется у лакандонов), далее в унилинейные терминологии типа «омаха» (цельтали и цоцили 16 в. – единственные в Мезоамерике обладатели этого типа) и местной его разновидности – типа «билатеральный-цельталь», или, минуя их, через черты «гавайского» генерац. типа (ярко выражены у покомам и покомчи) к разным вариантам «английского» линейного типа. У мн. горных групп в разных поколениях сочетаются черты «арабского» (бифуркативно-линейного), «английского» и «гавайского» типов. Во всех языках М. наблюдается тенденция к большему использованию описат. терминов – к копированию исп. системы терминов родства, что отражает процесс дробления общин М. на малые семьи. Сохраняются доиспанский фольклор (мифы о творении, сказки, песни, историч. легенды), культы гор, пещер, колодцев, Креста и священных деревьев (в низменностях – сейба, в горах – кедр) в центре поселения, предков, нагуалей (ваай, вайхел, науаль), богов дождя, аграрная и поминальная обрядность (в т. ч. магич. обряды вызывания дождя имитацией кваканья лягушки и вторичное погребение), шаманизм, колдовство, знахарство, техника гаданий и прорицаний по линиям на полупрозрачных минералах (састун), разноцветным зёрнам маиса и красным семенам дерева ците (Erythrina); в ритуалах пользуются древнемайяским 260-дневным календарём. Колдуны (брухос), прорицатели и знахари (курандерос) прибегают к приёму наркотиков (напиток из коры балче – Lonchocarpus – на Юкатане, грибы-галлюциногены – в горах). В больших селениях (муниципальных центрах-кабесерах) сильно влияние ритуально-гражд. братств (кофрадий), основанных на иерархии должностей (карго) и ежегодной сменяемости каргодоров, а также профессионально-религ. братств (гремио и гильдии). Праздники «Танец Свиньи» на Юкатане и «Танец Быка» в Горной Гватемале – пережиток др. новогоднего ритуала, во время которого у священного дерева или замещающего его столба приносилась человеческая жертва или олень (ныне свинья или бык) и во всех общинах происходили выборы должностных лиц (ныне каргодоров). Во время праздников в честь католич. патронов селений, на Страстную неделю, в дни Святого Креста и Гвадалупской Богоматери устраиваются костюмированные представления. В День Всех Святых украшают цветами и совершают подношения крестам в домах и на могилах. Священными реликвиями считаются древние рукописи с календарными и пророч. текстами, которые тайно хранятся в некоторых общинах. В последние десятилетия наблюдается расцвет литературы на языках М.
Устная культура
О развитых формах устной культуры (пение, танец, игра на инструментах, поэзия, драматич. игра составляли синкретич. единство) в классич. период цивилизации М. свидетельствуют настенные росписи здания В-13 в Вашактуне, дворца в Бонампаке и др. Среди муз. инструментов этого периода: щелевой барабан (тун); идиофон из панциря черепахи, по которому бьют колотушками из оленьих рогов (кайяб); трубы, флейты, бубенчики, трещотки, погремушки. Актёры и музыканты выступали в костюмах и масках, изображавших животных и птиц. В постклассич. период музыка и танец сохраняли важное гос., обществ. и религ. значение; сочинители и исполнители музыки пользовались высоким обществ. положением. Особое внимание уделялось тембровой и ритмич. стороне музыки. Большое значение имели духовые инструменты, в особенности флейты, звучание которых символизировало голоса божеств. Сб-к текстов «Книга танцев из Цитбальче», составленный в 1440 внуком распорядителя церемоний Ах Бамом из селения Цитбальче, содержит песенные тексты к танцам и упоминания муз. инструментов; согласно описанию обрядовой песни-танца стрелков из лука, её сопровождала игра на идиофонах кайяб и тун. Со 2-й пол. 16 – нач. 17 вв. происходило смешение муз. традиций М. с испанскими, в ансамбли стали объединяться индейские идиофоны и мембранофоны и европ. струнные инструменты. На Юкатане сохранялись формы комедийного театра М.; комедии бытового характера с музыкой («Продавец перца», «Продавец диких индюков», «Небесная скамья», «Продавец кувшинов») включались в танцевальные драматич. действа либо исполнялись отдельно. Поныне сохранились (во фрагментах) восходящие к доиспанской культуре танцевальные драмы «Тун» («Шахох тун»): «Танец пленного» («Шахох тум-телече»), «Воин из Рабиналя» («Рабиналь-ачи»), «Танец людей киче» («Шахох киче-винак»), «Танец корзин» («Канастас») и др. В колониальное время распространились театрально-танцевальные представления «Кортес», «Мавры» и др. В муз. ансамбли входят индейские тростниковые флейты, барабаны, бубенчики, медные трубы исп. происхождения, гитары, арфы (17–20-струнные), скрипки.