Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УАСТЕ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 645

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

УАСТЕ́КИ (от «ку­эш­те­катл» на яз. нау­атль; са­мо­на­зва­ния – теэ­нек, техе’ иник – лю­ди этих мест), ин­дей­ский на­род груп­пы зап. майя на вос­то­ке Мек­си­ки. Живут в ре­гио­не Уа­сте­ка, в пред­горь­ях Вост. Сьер­ры-Мад­ре от р. Ка­со­нес на юге до р. Со­то-ла-Ма­ри­на на се­ве­ре (се­вер шта­та Ве­рак­рус, вос­ток шта­та Сан-Лу­ис-По­то­си, юг шта­та Та­мау­ли­пас, се­ве­ро-вос­ток шта­тов Идаль­го и Ке­ре­та­ро). Чис­лен­ность св. 161 тыс. чел. (2010, пере­пись). Го­во­рят в осн. по-ис­пан­ски, ок. 30 тыс. чел. – так­же на уа­стек­ском яз. уа­стек­ской вет­ви майя язы­ков; диа­лек­ты – сев.-за­пад­ный (по­то­синo), цен­траль­ный (тан­той­ю­ка, или ве­ракру­санo) и юго-вос­точ­ный (чонт­ла, или сьер­ра-отон­те­пек в сев. Ве­рак­ру­се). Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Ка­то­ли­ки.

Уастекская скульптура. Британский музей (Лондон). Фото Denis Bourez / flickr.com

Две ги­по­те­зы объ­яс­ня­ют раз­рыв ме­ж­ду Уа­сте­кой и осн. ареа­лом майя на юге Мек­си­ки и в Гва­те­ма­ле: со­глас­но од­ной, пред­ки У. в 2000–1700 до н. э. при­шли на по­бе­ре­жье Мек­си­кан­ско­го зал. из пра­ро­ди­ны майя на се­ве­ро-за­па­де Гор­ной Гва­те­ма­лы; со­глас­но вто­рой (Ю. В. Кно­ро­зов, амер. ар­хео­лог С. Мор­ли, франц. ар­хео­лог и эт­но­граф Г. Стрес­сер-Пе­ан), они, при­дя в со­ста­ве про­то­майя с се­ве­ра в край рек и озёр Па­ну­ко, ос­та­лись здесь, в то вре­мя как ос­таль­ные миг­ри­ро­ва­ли на юг.

Куль­ту­ра У. за­ни­ма­ла про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду ци­ви­ли­за­ция­ми Ме­зо­аме­ри­ки и ми­ром охот­ни­ков и со­би­ра­те­лей Сев. Мек­си­ки, ис­пы­та­ла влия­ние клас­сич. куль­тур Ве­рак­ру­са (Та­хин) и Сьер­ры-Гор­да (Лас-Ра­нас, То­лу­ки­лья), позд­нее толь­те­ков и ац­те­ков. За­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем и ры­бо­лов­ст­вом; вы­ра­щи­ва­ли хло­пок, до­бы­ва­ли ки­но­варь. Бы­ло раз­ви­то тор­го­вое су­до­ход­ство по ре­кам и вдоль по­бе­ре­жья. В 3–8 вв. в Уас­те­ке воз­ник­ли кня­же­ст­ва Там­ток, Та­мо­хи (Та­му­ин), Кас­ти­льо-де-Те­айо, Цин­цин-Лу­хуб и др. Рас­цвет го­ро­дов У. при­хо­дит­ся на 11–13 вв.: зем­ля­ные, об­ли­цо­ван­ные кам­нем, сту­пен­ча­тые плат­фор­мы и пи­ра­ми­ды (в т. ч. круг­лые), мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра, мел­кая пла­сти­ка, по­ли­хром­ная ке­ра­ми­ка, тка­че­ст­во (раз­но­цвет­ные на­кид­ки), ук­ра­ше­ния из ра­ко­вин, зо­ло­та, би­рю­зы, перь­ев и др. Бо­же­ст­ва изо­бра­жа­лись в вы­со­кой шап­ке с та­туи­ров­кой на те­ле. Прак­ти­ко­ва­ли ис­кус­ст­вен­ную де­фор­ма­цию че­ре­па, та­туи­ров­ку и рас­крас­ку ки­но­ва­рью те­ла, под­пи­ли­ва­ние и чер­не­ние зу­бов. Жен­щи­ны иг­ра­ли зна­чит. роль во всех сфе­рах жиз­ни (напр., име­лись жен­ские ко­ман­ды для ри­ту­аль­ной иг­ры в мяч). Влия­ние У. рас­про­стра­ня­лось до Па­пант­лы на юге и Сьер­ра-де-Та­мау­ли­пас на се­ве­ре; в их со­став вхо­ди­ли по­се­ле­ния ото­ми, то­то­на­ков и те­пе­уа. У. вое­ва­ли с чи­чи­ме­ка­ми, па­ме и хо­на, со 2-й пол. 15 в. под­чи­не­ны ац­те­ка­ми, на ко­то­рых по­влия­ли в ри­ту­аль­ной сфе­ре. За­вое­ва­ние Уа­сте­ки ис­пан­ца­ми в 1520–30-х гг. от­ли­ча­лось жес­то­ко­стью (эли­та со­жже­на, ты­ся­чи ра­бов от­прав­ле­ны на Ан­тиль­ские о-ва). Со­хра­ня­ют­ся куль­ты бо­жеств зем­ли, солн­ца, гро­ма, пред­ков и др., бо­га­тый фольк­лор (осо­бый муз. стиль уа­пан­го).

Лит.: Laughlin R. M. The Huastec // Handbook of Middle American Indians. Austin, 1969. Vol. 7; Ochoa L. Historia prehispánica de la Huaxteca. Méx., 1979; Alcorn J. B. Huastec Mayan ethnobotany. Austin, 1984; Huaxtecos y totonacos. Méx., 1989; Stresser-Péan G. y C. Tamtok, sitio arqueológico huasteco. Méx., 2001; Ariel de Vidas A. El Trueno ya no vive aquí. Méx., 2003; Gallardo Arias P. Huastecos de San Luis Potosí. Méx., 2004; Valle Es­quivel J., Hernández Alvarado J. B. Huastecos de Veracruz. Méx., 2006; The Huasteca. Culture, history, and interregional exchange. Norman, 2015.

Вернуться к началу