ОТО́МИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОТО́МИ [самоназвания – ньюху, ньянью, ньюхму (горные О.), хньяхнью, нхаанху (долина Мескиталь в штате Идальго), хньятхо, хнётхо (долина Толуки), ньяньхо, нхаанхо (штат Керетаро), ньюху, ньянху, йюхму, хняху (Вост. Сьерра-Мадре), букв. – говорящие хорошо/красиво], индейский народ зап. подгруппы народов ото-манге в Мексике. Живут чересполосно с масауа, матлацинками, науа, тотонаками и тепеуа в засушливых горных районах центр. части Мексиканского нагорья, а также в городах Мехико, Пуэбла, Толука, Керетаро, Пачука, Тулансинго. Численность 288,1 тыс. чел. (2010, перепись; по данным Нац. ин-та статистики и географии на 2008 – 646,9 тыс. чел.). Горы Вост. Сьерры-Мадре разделяют О. на западных и восточных (горных) О. Язык ото-памейской группы отомангейских языков. Диалекты объединяются в сев.-западную (Мескиталь и окружающие районы Идальго, юг Керетаро и север штата Мехико), юго-западную (долина Толуки и прилегающие области штата Мехико, г. Мехико, пуэбло Лос-Альсати на востоке Мичоакана) и восточную (горные О., или сьерра-О., – восток Идальго, северо-запад Веракруса, север Пуэблы, пуэбло Сан-Хуан-Истенко на вост. склоне вулкана Малинче в Тласкале) группы. Распространён также исп. яз., около половины О. говорят только по-испански. О. – католики.
Вероятно, территория О. – место сложения протообщины ото-паме. Предки О. близкородственны масауа, от которых отделились в 6–8 вв. В Мехико, Пуэбле и Тласкале О. доминировали над разрозненными группами паме, чочо и пополоков (пиноме). Ныне распространено представление о культуре О. как материнской для др. народов ото-манге, породившей цивилизации долины Мехико и Пуэблы (Тлатилько, Куикуилько, Теотиуакан, Чолула, Тула, Шочитекатль), для чего, однако, нет достаточных оснований, т. к. О. не связываются ни с одной археологич. культурой или центром цивилизации. О. жили большими деревенскими общинами, возглавляемыми советом старейшин и выборными воен. вождями, исполнявшими также роль верховных жрецов. Общество делилось на общинников-земледельцев, знатных воинов и храмовых жрецов (включая колдунов и прорицателей). В 8–9 вв. О. находились в подчинении у тольтеков и с этого времени попали в сферу политич. и культурного влияния науа. В 10–13 вв. они были вовлечены в завоевания чичимеков и вошли в состав основанных ими государств. Науа стали вытеснять О. с плодородных земель на север – в засушливые области долины Мескиталь и в горы Тласкалы и Пуэблы. Отд. общины О. мигрировали на запад (Мичоакан) и через Вост. Сьерра-Мадре на восток (Веракрус). Под влиянием науа у О. появились княжества – Шальтокан в долине Мехико, Хилотепек в долине Мескиталь, Шикипилько в долине Толуки (захвачены ацтеками к сер. 14 в.), Меститлан, Уаякокотля и Тутотепек (сохраняли независимость до кон. 15 в.) и ряд др. В кон. 15 – нач. 17 вв. у О. существовала пиктографич. традиция. О. делали для науа керамику и драгоценные ткани из волокон агавы (айяте), которые сами не имели права носить. Наёмные солдаты О. служили в армиях государств науа, славились своей воен. организацией, бесстрашием и свирепостью. В составе исп. войска О. участвовали в походах испанцев против ацтеков, а после падения Теночтитлана – в завоевании Мексики и Гватемалы и основании новых городов. Усилиями францисканских и августинских миссионеров О. раньше других (в 1530–50-х гг.) были обращены в католичество. В 16–18 вв. численность О. сильно сократилась из-за эпидемий. В 17 – нач. 19 вв. О. поднимали восстания против захвата их земель.
Традиц. культура типична для индейцев Мезоамерики. Осн. занятие (кроме засушливых районов долины Мескиталь) – ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, фасоль, тыква, перец-чили, табак, агава, хлопок). На северо-востоке рыхлят землю, подрубают деревья и стебли кукурузы с помощью палки с одним расширенным и другим острым концами (коа), ныне с металлич. наконечниками. В тёплых долинах с плодородными почвами распространено пашенное поливное земледелие (пшеница, люцерна, бананы, сахарный тростник, арахис), в горах Пуэблы и Веракруса выращивают кофе и фруктовые деревья. Разводят домашнюю птицу, коз, овец, свиней. В пищу используют также листья и плоды кактуса нопаль, цветы дерева кемите, особый вид сладких муравьёв, улиток, ящериц и т. п.; из сока агавы делают напитки пульке и агуамиэль, из сахарного тростника – сеи. Занимаются охотой (ранее в осн. на оленей), рыболовством, местами пчеловодством. Ремёсла – гончарство (в т. ч. большие расписные сосуды), плетение из волокон агавы (иштле), резьба по дереву, ручное ткачество из хлопка и шерсти и др. (у отоми Сан-Хуан-Истенко – с растит. и зооморфным орнаментом); некоторые общины сохраняют (в осн. у женщин) иск-во изготовления священной бумаги из луба фикуса амате (в доколумбово время использовалась в ритуале и театрализов. дворцовых представлениях, а также для кодексов).
Мужчины носят белые широкие штаны и короткие рубахи с вышивкой по вороту, широкие красные пояса, серапе с геометрич. орнаментом и бахромой по краю; по праздникам поверх штанов надевают набедренные повязки с трещотками и маленькими зеркальцами на поясе. Женский костюм – шерстяные запашные юбки (из полотнищ до 5 м длиной) или сшитые в складку с узорным поясом, белые уипили с геометрич. сине-чёрным орнаментом, накидки в бело-чёрную полосу. Для доиспанского костюма характерны татуировка и лабретки (бесоте) у мужчин и женщин высокого социального ранга; до кон. 19 в. женщины обнажали верхнюю часть тела и окрашивали руки, плечи и грудь голубой краской индиго.
Сохраняются локализов. патрилиниджи, деление общин на две половины (мате), каждая из которых делится на две секции; доиспанский лунный календарь, мифология, культы (верховного бога-творца, владыки огня и страны умерших, Старого отца Отонтекутли; богини луны, воды, плодородия и земли, Старой матери Коатликуэ; бога войны, мужских танцев и песен, гор, пещер, колодцев, Старого койота Уэуэкойотл и др.), нагуализм. Из христианских святых особо почитается св. Онуфрий – покровитель оленей. Практикуют колдуны, шаманы, знахари и прорицатели; в ритуалах используются наркотики и галлюциногены, паровые бани, ключевую роль играют вырезанные из амате фигурки (вырезают только мужчины, до сер. 20 в. это было ритуальным актом). По праздникам складывают мозаич. панно и арки из разноцветных семян у входа в церковь. Праздники сопровождаются танцами: «Лос Матачинес» (два круга из юношей и девушек украшают друг друга венками из ноготков), «Иштле» (с верёвками в руках, имитируя плетение) и др. На праздник Быка (до Конкисты – Оленя) танцуют с масками или каркасными фигурами быков из цветной бумаги. На осеннем празднике урожая («Сражение») мальчики двумя командами имитируют сражение на кукурузных початках нового урожая, выбивая из них зёрна («давать есть Матери-Земле»); во время общинного пира разбрызгивают пульке («давать пить Матери-Земле»). В конце декабря устраивают обряд Кюк Оэни (исп. Кортагальо, букв. – укорачивание курицы): девушки, держа за ноги живых петухов или гуахолоте (порода индеек), бьют ими юношей и пытаются сорвать с них шляпу, шейный платок и т. п.; парень должен выкупить свою вещь у старейшин, деньги идут на нужды общины. На День св. Себастьяна (январь) устраивают «танец лучников»: человек, изображающий святого, привязывается к большому кресту, вокруг него поют и танцуют мужчины, имитируя стрельбу из луков, в танцах участвуют «Старики» (Шитас) в масках с белыми усами и длинными бородами. В 1977–85 по решению старейшин О. и правительства штата Мехико в Темоае (долина Толуки) силами местных крестьянских общин на выложенных камнем террасах возведён гигантский церемониальный и культурный центр отоми.