Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАСА́УА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 267-268

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

МАСА́УА, ма­сахуа (от «ма­са­коу­атл», на нау­ат­ле – на­род оле­ней, ука­за­ние на гл. то­тем М.; са­мо­на­зва­ния – хньятр­хо, хньят­хо, букв. – имею­щие язык), ин­дей­ский на­род на юге Мек­си­ки. Жи­вут в гор­ных рай­онах на се­ве­ро-за­па­де шта­та Ме­хи­ко (осн. ин­дей­ская груп­па шта­та) и вос­то­ке шта­та Ми­чоа­кан (му­ни­ци­па­ли­те­ты Си­та­куа­ро и Су­су­пуа­то), фе­де­раль­ном ок­ру­ге Ме­хи­ко, а так­же в шта­тах Та­мау­ли­пас, Ке­ре­та­ро, Гуа­нахуа­то и Чиуа­уа (г. Сью­дад-Хуа­рес). Чис­лен­ность от 140 тыс. чел., из них в Ми­чоа­ка­не ок. 20 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись), до 200 тыс. чел. (по дан­ным Ин-та ин­дей­ских язы­ков, 2005). Ок. 3 тыс. чел. жи­вут в США (штат Ка­ли­фор­ния). Язык ма­са­уа ото­мий­ской груп­пы ото-па­мей­ской вет­ви ото­ман­гей­ских язы­ков. Осн. диа­лек­ты – сев. (те­ма­скаль­син­го), юж. (сан-фе­ли­пе-дель-про­гре­со) и ми­чоа­кан­ский (ино­гда счи­та­ет­ся отд. язы­ком). Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Ок. 80% вла­де­ют так­же исп. яз. В осн. ка­то­ли­ки, есть про­тес­тан­ты (еван­ге­ли­сты и др.; к ним при­над­ле­жит б. ч. ма­са­уа Ми­чоа­ка­на).

Со­глас­но од­ной из ги­по­тез, пред­ки М. и ото­ми бы­ли древ­ней­шим на­се­ле­ни­ем до­ли­ны Ме­хи­ко. Ац­тек­ская ис­то­рио­гра­фия на­зы­ва­ет их пра­ро­ди­те­лем во­ж­дя Ма­сатль Те­ку­ил­ли («Сень­ор Олень»). Со­глас­но Ан­на­лам из Куа­у­тит­ла­на, М. при­шли в Центр. Мек­си­ку в 6 в. в со­ста­ве 5 пле­мён чи­чи­ме­ков. До 13 в. М. за­ни­ма­ли об­шир­ные об­лас­ти до­ли­ны Ме­хи­ко и гор­ные рай­оны вплоть до до­ли­ны То­лу­ки (ис­то­рич. об­ласть Ма­сау­а­кан – «Ме­сто оби­лия оле­ней»). В 6–8 вв., воз­мож­но, вхо­ди­ли в пле­мен­ной со­юз с мат­ла­цин­ками [са­мо­на­зва­ния – нин­там­ба­ти (лю­ди из се­ре­ди­ны до­ли­ны), не­пин­та­та­уи (лю­ди ку­ку­руз­ных по­лей); св. 2 тыс. чел. в Сан-Фран­си­ско-Ош­то­тиль­па­не в до­ли­не Мат­ла­цин­ка (ны­не до­ли­на То­лу­ки, штат Ме­хи­ко) и на вос­то­ке Ми­чоа­ка­на] и тлау­и­ка (оку­ил­те­ка, ацин­ка, са­мо­на­зва­ние – пхиекак’хоо – «тот, кто я есть»; ок. 1 тыс. чел. в Сан-Ху­ан-Ацин­го, в го­рах и во­круг озёр до­ли­ны Сем­по­а­ла, к юго-вос­то­ку от г. То­лу­ка). В 10–12 вв. на­хо­ди­лись в сфе­ре влия­ния толь­те­ков. В нач. 13 в. М. бы­ли за­воё­ва­ны груп­пой чи­чи­ме­ков под пред­во­ди­тель­ст­вом Шо­лот­ля. В до­ли­не То­лу­ки М., ото­ми и тлау­и­ка вхо­ди­ли в со­став гос-ва мат­ла­цин­ков (8–15 вв., с ри­ту­аль­но-тор­го­вым цен­тром Ка­лишт­лау­а­ка и гл. кре­по­стью Тео­те­нан­го). М. до­ли­ны Ме­хи­ко в 13–14 вв. вхо­ди­ли в со­став го­су­дарств на­уа ако­луа и те­па­не­ков (Та­ку­ба-Тла­ко­пан). В 1379 М. ста­ли дан­ни­ка­ми Трой­ст­вен­ной ли­ги (дань вы­пла­чи­ва­ли про­дук­та­ми пи­та­ния, узор­ны­ми тка­ня­ми и из­де­лия­ми мо­заи­ки из раз­но­цвет­ных перь­ев), в 1474–76 за­воё­ва­ны пра­ви­те­лем ац­те­ков Ашая­кат­лем, впо­след­ст­вии не­од­но­крат­но вос­ста­ва­ли. В кон. 15 – нач. 16 вв. М. и мат­ла­цин­ки два­ж­ды под­вер­га­лись опус­то­шит. на­па­де­ни­ям та­ра­сков. В 1521 М. ста­ли со­юз­ни­ка­ми ис­пан­цев про­тив ац­те­ков. Ко­ло­ни­аль­ные вла­сти по­ощ­ря­ли пе­ре­се­ле­ние в до­ли­ну Мат­ла­цин­ка на­уа и нау­ат­ли­за­цию на­ро­дов груп­пы ото­ми. Уча­ст­во­ва­ли в вос­ста­ни­ях про­тив ис­пан­цев (в т. ч. Идаль­го-и-Кас­ти­лья 1810–11), в Мек­си­кан­ской ре­во­лю­ции 1910–17.

Женщина масауа. Фото Erasmo Perez

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, ты­к­ва, фа­соль, то­ма­ты, пе­рец чи­ли, цве­ты и др.); с 18 в. в до­ли­не р. Лер­ма рас­про­стра­ня­ет­ся оро­шае­мое зем­ле­де­лие (пше­ни­ца, овёс, яч­мень), а так­же вы­ра­щи­ва­ние кар­то­фе­ля. Раз­во­дят до­маш­нюю пти­цу, коз, овец (в осн. на шерсть), сви­ней, му­лов. Охо­тят­ся на птиц, ло­вят ля­гу­шек и ры­бу (мат­ла­цин­ки так­же раз­во­дят фо­рель), со­би­ра­ют пло­ды и ли­стья как­ту­са но­паль, вы­ра­щи­ва­ют ага­ву, де­ла­ют на про­да­жу дре­вес­ный уголь. С 16 в. муж­чи­ны ра­бо­та­ют по най­му на руд­ни­ках и в го­ро­дах. В по­ис­ках ра­бо­ты миг­ри­ру­ют в шта­ты Ве­рак­рус, Ке­ре­та­ро, Ха­ли­ско, Со­но­ра. Раз­ви­ты гон­чар­ст­во (в му­ни­ци­па­ли­те­тах Те­ма­скаль­те­пек, Aль­молойя-де-Хуа­рес, Эль-Оро – крас­ная ло­щё­ная ке­ра­ми­ка), узор­ное тка­че­ст­во из хлоп­ка и шер­сти на руч­ных по­яс­ных стан­ках (в му­ни­ци­па­ли­те­тах Сан-Фе­ли­пе-дель-Про­гре­со, Ишт­лау­а­ка и др. – одея­ла, ков­ри­ки, на­кид­ки, плат­ки-кеч­ке­мит­ли, поя­са, сум­ки и др., в Сан-Лу­ис-Бо­ро – се­ра­пе), про­из-во тка­ни (ай­я­те) из во­ло­кон ага­вы (ишт­ле), пле­те­ние (в Ат­ла­ко­муль­ко – сом­бре­ро, в Сан-Пед­ро-Ро­саль – ро­ж­де­ст­вен­ских ук­ра­ше­ний из со­ло­мы), из­го­тов­ле­ние муз. ин­ст­ру­мен­тов – ба­ра­ба­нов, флейт, ги­тар, скри­пок (в Асен­сь­он – ми­ниа­тюр­ных) и ук­ра­ше­ний из се­реб­ра (Эль-Оро и Сан-Фе­ли­пе-дель-Про­гре­со). Рас­про­стра­не­ны па­ро­вые ба­ни. Жен­ская оде­ж­да – ши­ро­кая юб­ка в сбор­ку и коф­та на ко­кет­ке с боль­шим кру­жев­ным во­рот­ни­ком – обиль­но ук­ра­ша­ет­ся обор­ка­ми из цвет­ных и бе­лых кру­жев, свер­ху – пе­ред­ник, пла­ток (кеч­ке­митл), на го­ло­ве – сом­бре­ро.

До­мо­хо­зяй­ст­во об­ра­зу­ет­ся близ­ко­род­ст­вен­ны­ми ма­лы­ми, мес­та­ми – рас­ши­рен­ны­ми (в боль­ших до­мах) семь­я­ми или ма­лы­ми ло­ка­ли­зов. пат­рили­ни­д­жа­ми. В боль­ших де­рев­нях со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние на 4 квар­та­ла, на­се­лён­ных род­ст­вен­ни­ка­ми. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва ли­ней­но­го ти­па. В ка­ж­дой об­щи­не име­ют­ся со­вет ста­рей­шин (тси­та), «вод­ный су­дья» (сле­дит за рас­пре­де­ле­ни­ем во­ды), не­фор­маль­ный (д’аншонихи) и офи­ци­аль­ный, об­ла­даю­щий жез­лом вла­сти (хнью­дие­са), ли­де­ры. Со­хра­ня­ют­ся до­ис­пан­ские куль­ты ду­хов при­ро­ды (кхи­ми) и пред­ков, ми­фы о про­ис­хо­ж­де­нии М. от от­ца-Солн­ца и ма­те­ри-Лу­ны; сис­те­ма ку­мов­ст­ва-ком­пад­рас­го, май­ор­до­мы (мар­то­ма, в т. ч. жен­щи­ны) и кар­го­до­ры (мбе­те; осо­бую роль сре­ди них иг­ра­ет ба­ра­бан­щик мбе­там­бо). Сре­ди ри­ту­аль­ных тан­цев – «Пас­туш­ка», «Тру­бя­щие в ра­ко­ви­ны», «Мав­ры и хри­стиа­не», «Сан­ть­я­ге­рос» и др.

Лит.: Benítez Reyna R. Jñaa jñatjo. Programa nacional de lenguas y literatura indígenas. Méx., 1977; Mitos y leyendas de los indígenas del Estado de México. Méx., 1993; Carro Xo­chipa M. Pueblos indígenas de México: ma­zahuas. Méx., 1996; Sandoval Forero E. A. Población y cultura en la etnorregión mazahua (jañtjo) del Estado de México. Méx., 1997; Morales Sales E. S. Ritos y mitos en las danzas mazahuas // Música prehispánica en las cultu­ras y comunidades del estado de México. To­lu­ca, 1999; Con dios o con el diablo: La etnicidad en el estado de México / Coord. E. Cortés Rwiz, Alvarez Reyes L. // Visiones de la diver­si­dad. Méx., 2005.

Вернуться к началу