МАСА́УА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАСА́УА, масахуа (от «масакоуатл», на науатле – народ оленей, указание на гл. тотем М.; самоназвания – хньятрхо, хньятхо, букв. – имеющие язык), индейский народ на юге Мексики. Живут в горных районах на северо-западе штата Мехико (осн. индейская группа штата) и востоке штата Мичоакан (муниципалитеты Ситакуаро и Сусупуато), федеральном округе Мехико, а также в штатах Тамаулипас, Керетаро, Гуанахуато и Чиуауа (г. Сьюдад-Хуарес). Численность от 140 тыс. чел., из них в Мичоакане ок. 20 тыс. чел. (2000, перепись), до 200 тыс. чел. (по данным Ин-та индейских языков, 2005). Ок. 3 тыс. чел. живут в США (штат Калифорния). Язык масауа отомийской группы ото-памейской ветви отомангейских языков. Осн. диалекты – сев. (темаскальсинго), юж. (сан-фелипе-дель-прогресо) и мичоаканский (иногда считается отд. языком). Письменность на основе лат. графики. Ок. 80% владеют также исп. яз. В осн. католики, есть протестанты (евангелисты и др.; к ним принадлежит б. ч. масауа Мичоакана).
Согласно одной из гипотез, предки М. и отоми были древнейшим населением долины Мехико. Ацтекская историография называет их прародителем вождя Масатль Текуилли («Сеньор Олень»). Согласно Анналам из Куаутитлана, М. пришли в Центр. Мексику в 6 в. в составе 5 племён чичимеков. До 13 в. М. занимали обширные области долины Мехико и горные районы вплоть до долины Толуки (историч. область Масауакан – «Место обилия оленей»). В 6–8 вв., возможно, входили в племенной союз с матлацинками [самоназвания – нинтамбати (люди из середины долины), непинтатауи (люди кукурузных полей); св. 2 тыс. чел. в Сан-Франсиско-Оштотильпане в долине Матлацинка (ныне долина Толуки, штат Мехико) и на востоке Мичоакана] и тлауика (окуилтека, ацинка, самоназвание – пхиекак’хоо – «тот, кто я есть»; ок. 1 тыс. чел. в Сан-Хуан-Ацинго, в горах и вокруг озёр долины Семпоала, к юго-востоку от г. Толука). В 10–12 вв. находились в сфере влияния тольтеков. В нач. 13 в. М. были завоёваны группой чичимеков под предводительством Шолотля. В долине Толуки М., отоми и тлауика входили в состав гос-ва матлацинков (8–15 вв., с ритуально-торговым центром Калиштлауака и гл. крепостью Теотенанго). М. долины Мехико в 13–14 вв. входили в состав государств науа аколуа и тепанеков (Такуба-Тлакопан). В 1379 М. стали данниками Тройственной лиги (дань выплачивали продуктами питания, узорными тканями и изделиями мозаики из разноцветных перьев), в 1474–76 завоёваны правителем ацтеков Ашаякатлем, впоследствии неоднократно восставали. В кон. 15 – нач. 16 вв. М. и матлацинки дважды подвергались опустошит. нападениям тарасков. В 1521 М. стали союзниками испанцев против ацтеков. Колониальные власти поощряли переселение в долину Матлацинка науа и науатлизацию народов группы отоми. Участвовали в восстаниях против испанцев (в т. ч. Идальго-и-Кастилья 1810–11), в Мексиканской революции 1910–17.
Традиц. культура типична для индейцев Мезоамерики. Занимаются подсечно-огневым земледелием (кукуруза, тыква, фасоль, томаты, перец чили, цветы и др.); с 18 в. в долине р. Лерма распространяется орошаемое земледелие (пшеница, овёс, ячмень), а также выращивание картофеля. Разводят домашнюю птицу, коз, овец (в осн. на шерсть), свиней, мулов. Охотятся на птиц, ловят лягушек и рыбу (матлацинки также разводят форель), собирают плоды и листья кактуса нопаль, выращивают агаву, делают на продажу древесный уголь. С 16 в. мужчины работают по найму на рудниках и в городах. В поисках работы мигрируют в штаты Веракрус, Керетаро, Халиско, Сонора. Развиты гончарство (в муниципалитетах Темаскальтепек, Aльмолойя-де-Хуарес, Эль-Оро – красная лощёная керамика), узорное ткачество из хлопка и шерсти на ручных поясных станках (в муниципалитетах Сан-Фелипе-дель-Прогресо, Иштлауака и др. – одеяла, коврики, накидки, платки-кечкемитли, пояса, сумки и др., в Сан-Луис-Боро – серапе), произ-во ткани (айяте) из волокон агавы (иштле), плетение (в Атлакомулько – сомбреро, в Сан-Педро-Росаль – рождественских украшений из соломы), изготовление муз. инструментов – барабанов, флейт, гитар, скрипок (в Асенсьон – миниатюрных) и украшений из серебра (Эль-Оро и Сан-Фелипе-дель-Прогресо). Распространены паровые бани. Женская одежда – широкая юбка в сборку и кофта на кокетке с большим кружевным воротником – обильно украшается оборками из цветных и белых кружев, сверху – передник, платок (кечкемитл), на голове – сомбреро.
Домохозяйство образуется близкородственными малыми, местами – расширенными (в больших домах) семьями или малыми локализов. патрилиниджами. В больших деревнях сохраняется деление на 4 квартала, населённых родственниками. Система терминов родства линейного типа. В каждой общине имеются совет старейшин (тсита), «водный судья» (следит за распределением воды), неформальный (д’аншонихи) и официальный, обладающий жезлом власти (хньюдиеса), лидеры. Сохраняются доиспанские культы духов природы (кхими) и предков, мифы о происхождении М. от отца-Солнца и матери-Луны; система кумовства-компадрасго, майордомы (мартома, в т. ч. женщины) и каргодоры (мбете; особую роль среди них играет барабанщик мбетамбо). Среди ритуальных танцев – «Пастушка», «Трубящие в раковины», «Мавры и христиане», «Сантьягерос» и др.