ЧО́ЛИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧО́ЛИ (от чоль – кукурузное поле; самоназвания: лак тьянь – наша речь; виньикоб – люди), индейский народ группы зап. майя на юго-востоке Мексики (северо-восток штата Чьяпас, юг Табаско и Кампече) и севере Гватемалы (деп-т Петен). Живут на сев. и вост. отрогах Центр. нагорья Чьяпаса и на холмистых равнинах бассейнов рек Усумасинта и Канделярия. Численность ок. 251,8 тыс. чел. (2015, перепись). Говорят на яз. чоль чольской группы майя языков (диалекты тумбала, тила и сабанилья); письменность на основе лат. графики. Св. 60% (гл. обр. мужчины) владеют исп. яз. В осн. католики (в муниципалитете Тила 64%, Тумбала 34%) и протестанты (в Тумбале 51%, в Тиле 25%).
По распространённой гипотезе, предки Ч. отделились от чольской ветви и мигрировали в Чьяпас с северо-запада гор Сьерра-де-лос-Кучуматанес ок. 1000. Наряду с чорти, Ч. считаются прямыми потомками создателей городов-государств классич. цивилизации майя – от Паленке на западе через Петен и юг Белиза до Киригуа и Копана на востоке («полумесяца Ч.»); после её падения здесь возникли группы (вождества, княжества-касиказго) лакандон-Ч., акала-Ч. (крупные центры – Кагбалам и Кулуакан, каждый делился на 4 квартала) и манче-Ч. (центры – Цалак на р. Канкуэн и Нито на побережье Гондурасского зал.), говорившие на ныне исчезнувшем яз. чольти. Специализировались на выращивании какао, ванили и ачиоте (бикса орельяна), торговали с кекчи, ица, лакандон-Ч., цельталями. С 1530-х гг. завоевание испанцами вост. Чьяпаса вынуждало Ч. уходить в Лакандонскую сельву. С кон. 1550-х гг. Ч. переселены в редукции Паленке, Тила, Тумбала, Чилон и др. На юге Петена и севере Альта-Верапаса (Тесулутан – «страна войны») совместно с ица до кон. 17 в. сопротивлялись колонизации, к нач. 18 в. ассимилированы.
Традиц. культура типична для индейцев Мезоамерики. Занимаются подсечно-огневым земледелием (кукуруза, фасоль, тыква и др.; с 17 в. сахарный тростник, с кон. 19 в. кофе и кунжут). Общины преим. эндогамны. В совет общины (лак тампан, лак ба – «наше собрание») входят майордомы (ах’матомахоб) и старшины (лак-тат-на-об, татуче). Сохраняют доиспанские мифы и обряды. Почитают Хозяина горы (Юм виц), бога кукурузы, ассоциирующегося с Христом, совершают паломничества к Господину Тилы (Señor de Tila – Распятие 17 в. в ц. Сан-Матео), приносят жертвы у священных пещер (Хольха в Тумбале, Ровуан в Паленке, Акчен в Тиле и др.). Практикуют колдуны (шибах) и знахари (шилоль, швухт – «видящий»), получающие свой дар от нагуаля во время болезни, сна или через посвящение от старшего знахаря.