Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧО́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 620-621

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

ЧО́ЛИ (от чоль – ку­ку­руз­ное по­ле; са­мо­на­зва­ния: лак тьянь – на­ша речь; винь­и­коб – лю­ди), ин­дей­ский на­род груп­пы зап. майя на юго-вос­то­ке Мек­си­ки (се­ве­ро-вос­ток шта­та Чья­пас, юг Та­ба­ско и Кам­пе­че) и се­ве­ре Гва­те­ма­лы (деп-т Пе­тен). Жи­вут на сев. и вост. от­ро­гах Центр. на­го­рья Чья­па­са и на хол­ми­стых рав­ни­нах бас­сей­нов рек Усу­ма­синта и Кан­де­ля­рия. Чис­лен­ность ок. 251,8 тыс. чел. (2015, пе­ре­пись). Го­во­рят на яз. чоль чоль­ской груп­пы майя язы­ков (диа­лек­ты тум­ба­ла, ти­ла и са­бани­лья); пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Св. 60% (гл. обр. муж­чи­ны) вла­де­ют исп. яз. В осн. ка­то­ли­ки (в му­ни­ци­па­ли­те­те Ти­ла 64%, Тум­ба­ла 34%) и про­тес­тан­ты (в Тум­ба­ле 51%, в Ти­ле 25%).

По рас­про­стра­нён­ной ги­по­те­зе, пред­ки Ч. от­де­ли­лись от чольской вет­ви и миг­ри­ро­ва­ли в Чья­пас с се­ве­ро-за­па­да гор Сьер­ра-де-лос-Ку­чу­ма­та­нес ок. 1000. На­ря­ду с чор­ти, Ч. счи­та­ют­ся пря­мы­ми по­том­ка­ми соз­да­те­лей го­ро­дов-го­су­дарств клас­сич. ци­ви­ли­за­ции майя – от Па­лен­ке на за­па­де че­рез Пе­тен и юг Бе­ли­за до Ки­ри­гуа и Ко­па­на на вос­то­ке («по­лу­ме­ся­ца Ч.»); по­сле её па­де­ния здесь воз­ник­ли груп­пы (во­ж­де­ст­ва, кня­же­ст­ва-ка­си­каз­го) ла­кан­дон-Ч., ака­ла-Ч. (круп­ные цен­тры – Каг­ба­лам и Ку­луа­кан, ка­ж­дый де­лил­ся на 4 квар­та­ла) и ман­че-Ч. (цен­тры – Ца­лак на р. Кан­ку­эн и Ни­то на по­бе­ре­жье Гон­ду­рас­ско­го зал.), го­во­рив­шие на ны­не ис­чез­нув­шем яз. чоль­ти. Спе­циа­ли­зи­ро­ва­лись на вы­ра­щи­ва­нии ка­као, ва­ни­ли и ачио­те (бик­са орель­я­на), тор­го­ва­ли с кек­чи, ица, ла­кан­дон-Ч., цель­та­ля­ми. С 1530-х гг. за­вое­ва­ние ис­пан­ца­ми вост. Чья­па­са вы­ну­ж­да­ло Ч. ухо­дить в Ла­кан­дон­скую сель­ву. С кон. 1550-х гг. Ч. пе­ре­се­ле­ны в ре­дук­ции Па­лен­ке, Ти­ла, Тум­ба­ла, Чи­лон и др. На юге Пе­те­на и се­ве­ре Аль­та-Ве­ра­па­са (Те­су­лу­тан – «стра­на вой­ны») со­вме­ст­но с ица до кон. 17 в. со­про­тив­ля­лись ко­ло­ни­за­ции, к нач. 18 в. ас­си­ми­ли­ро­ва­ны.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, фа­соль, ты­к­ва и др.; с 17 в. са­хар­ный трост­ник, с кон. 19 в. ко­фе и кун­жут). Об­щи­ны пре­им. эн­до­гам­ны. В со­вет об­щи­ны (лак там­пан, лак ба – «на­ше со­бра­ние») вхо­дят май­ор­до­мы (ах’мато­ма­хоб) и стар­ши­ны (лак-тат-на-об, та­ту­че). Со­хра­ня­ют до­ис­пан­ские ми­фы и об­ря­ды. По­чи­та­ют Хо­зяи­на го­ры (Юм виц), бо­га ку­ку­ру­зы, ас­со­ции­рую­ще­го­ся с Хри­стом, со­вер­ша­ют па­лом­ни­че­ст­ва к Гос­по­ди­ну Ти­лы (Señor de Tila – Рас­пя­тие 17 в. в ц. Сан-Ма­тео), при­но­сят жерт­вы у свя­щен­ных пе­щер (Холь­ха в Тум­ба­ле, Ро­ву­ан в Па­лен­ке, Ак­чен в Ти­ле и др.). Прак­ти­ку­ют кол­ду­ны (ши­бах) и зна­ха­ри (ши­лоль, швухт – «ви­дя­щий»), по­лу­чаю­щие свой дар от на­гуа­ля во вре­мя бо­лез­ни, сна или че­рез по­свя­ще­ние от стар­ше­го зна­ха­ря.

Лит.: Pérez Chacón J. Los Choles de Tila y su mundo. 2 ed. Chiapas, 1993; Alejos García J. Vencer o morir: Mitología y sociedad entre los choles // Estudios de cultura Maya. Méx., 1999. Vol. 20; Alejos García J., Martínez Sán­chez N. E. Ch’oles. Méx., 2007; The Ch’ol Maya of Chiapas / Ed. by K. Bassie-Sweet a. o. Norman, 2015.

Вернуться к началу