Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАГУА́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 672

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

НАГУА́ЛЬ, нау­аль, нау­ал­ли (на яз. нау­атль – кол­дун; на яз. майя – ва­ай, вай­хел), у ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки лич­ный дух-по­кро­ви­тель че­ло­ве­ка в об­ра­зе жи­вот­но­го (зве­ря, пти­цы), двой­ник че­ло­ве­ка, оли­це­тво­ре­ние его жиз­нен­ной си­лы. Че­ло­век по­лу­чал сво­его Н. по дню ро­ж­де­ния (ка­ж­дый из дней 260-днев­но­го ри­ту­аль­но­го ка­лен­да­ря, со­глас­но ко­то­ро­му жре­цы да­ва­ли имя но­во­ро­ж­дён­но­му и оп­ре­де­ля­ли его бу­ду­щую судь­бу, оли­це­тво­ря­ло осо­бое жи­вот­ное и ему по­кро­ви­тель­ст­во­вал оп­ре­де­лён­ный бог, имев­ший сво­его Н.) или в ре­зуль­та­те по­свя­тит. об­ря­дов (уе­ди­не­ние, пост, очи­ще­ние в па­ро­вой ба­не, упот­реб­ле­ние гал­лю­ци­но­ге­нов и т. п.; по­свя­щае­мый дол­жен был уви­деть сво­его Н. в ви­де­ни­ях или во сне и по­лу­чить от не­го ре­ко­мен­да­ции, ка­кие пред­ме­ты ис­поль­зо­вать в ка­че­ст­ве аму­ле­тов, ка­кие об­ря­ды со­вер­шать, ка­кие за­кли­на­ния про­из­но­сить и т. д.). У ри­ту­аль­ных и во­ен. ли­де­ров бы­ло неск. Н. Ша­ма­ны (так­же на­зы­вае­мые Н.) мог­ли пре­вра­щать­ся в сво­их Н. и в их об­ли­ке за­щи­щать се­ле­ния от злых сил, обес­пе­чи­вать удач­ную охо­ту, вы­зы­вать дождь, ле­чить или вре­дить. Ны­не об­ла­да­ние Н. при­пи­сы­ва­ет­ся гл. обр. кол­ду­нам (исп. – бру­хо).

Культ лич­ных ду­хов-по­кро­ви­те­лей, по­доб­ных Н., – уни­вер­саль­но рас­про­стра­нён­ное яв­ле­ние (у ин­дей­цев Сев. Аме­ри­ки, дая­ков Ка­ли­ман­та­на, на­ро­дов Океа­нии, ав­ст­ра­лий­цев и др.); он со­став­ля­ет важ­ней­ший при­знак ша­ма­низ­ма. В кон. 19 в. амер. ан­тро­по­логом Д. Брин­тоном вве­дён тер­мин «на­гуа­лизм», под ко­то­рым боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей по­ни­ма­ет ста­ди­аль­ное яв­ле­ние, пе­ре­жи­точ­ную фор­му то­те­миз­ма, пе­ре­не­сён­но­го на ин­ди­ви­ду­аль­ный уро­вень. Тер­мин во­шёл в мас­со­вую куль­ту­ру бла­го­да­ря ра­бо­там К. Кас­та­не­ды, по­ни­мав­ше­го под на­гуа­лиз­мом сум­му мис­тич. зна­ний «древ­них толь­те­ков», унас­ле­до­ван­ную совр. про­вид­ца­ми и ша­ма­на­ми.

Лит.: Brinton D. G. Nagualism: a study in na­tive American folk-lore and history. Phil., 1894; Kaplan L. Tonal and nagual in Coastal Oaxaca // Journal of American Folklore. 1956. Vol. 69. № 4; Saler B. Nagual, brujo y hechi­cero en un pueblo quiche. Guatemala, 1969; Stratmeyer D., Stratmeyer J. The Jacaltec na­wal and the soul bearer in Concepcion Huis­ta // Cognitive studies of Southern Mesoamerica. Dallas, 1977; González R. M. Sobre el origen y significado del término nahualli // Estudios de cultura náhuatl. Méx., 2007. Vol. 37; То­ка­рев С. А. Ран­ние фор­мы ре­ли­гии и их раз­ви­тие. 2-е изд. М., 2011.

Вернуться к началу