Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧОРТИ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 623-624

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

ЧОРТИ́, чор­те, чо­ло­ти (са­мо­на­зва­ние т’кор­ти – язык ку­ку­руз­но­го по­ля), ин­дей­ский на­род груп­пы зап. майя в Центр. Аме­ри­ке. Жи­вут в гор­ных до­ли­нах на вос­то­ке Гва­те­ма­лы (деп-т Чи­ки­му­ла и му­ни­ци­па­ли­тет Ла-Унь­он в деп-те Са­ка­па; 53 тыс. чел. – 2012, Нац. ин-т ста­ти­сти­ки) и се­ве­ро-за­па­де Гон­ду­ра­са (де­пар­та­мен­ты Ко­пан, Око­те­пеке, Сан­та-Бар­ба­ра и Кор­тес; 5 тыс. чел.). Ок. 20 тыс. чел. в Гва­те­ма­ле го­во­рят на яз. чор­ти чоль­ской вет­ви майя язы­ков; с кон. 1990-х гг. пре­по­да­ёт­ся в шко­лах (пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки). Боль­шин­ст­во Ч. вла­де­ют исп. яз. Ка­то­ли­ки.

Ч. счи­та­ют­ся пря­мы­ми по­том­ка­ми клас­сич. ци­ви­ли­за­ции майя Юж. низ­мен­но­стей (1–9 вв.), в т. ч. Ко­па­на. По дан­ным глот­то­хро­но­ло­гии, груп­па чоль от­де­ли­лась от об­ще­го с цель­таль­ской груп­пой про­тоя­зы­ка в нач. 1-го тыс.; дроб­ле­ние её на отд. язы­ки на­ча­лось по­сле па­де­ния клас­сич. ци­ви­ли­за­ции (9–12 вв.). С сер. 15 в. Ч. на­хо­ди­лись под вла­стью ки­че. В 1530 ка­сик Га­лель ру­ко­во­дил обо­ро­ной Ко­па­на от ис­пан­цев; по­сле по­ра­же­ния бе­жал в Саль­ва­дор, где по­лу­чил под­кре­п­ле­ние от ме­ст­ных ка­си­ков, но за­тем сдал­ся. В сер. 16 в. груп­пы Ч. бе­жа­ли в Сев.-Вост. Гон­ду­рас (деп-т Грась­яс-а-Дьос) и на Се­ве­ро-За­пад Саль­ва­до­ра (деп-т Ча­ла­те­нан­го). Во вре­мя гражд. вой­ны в Гва­те­ма­ле в 1980-х гг. св. 20 тыс. Ч. эмиг­ри­ро­ва­ли в США.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Центр. Аме­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем. Со­хра­ня­ют­ся гон­чар­ст­во, пле­те­ние из хар­сии – во­ло­кон ага­вы, об­ра­бот­ка ко­жи и де­ре­ва. Муж­ской кос­тюм – бе­лые ру­ба­ха и шта­ны с крас­ны­ми поя­сом и шей­ным плат­ком, жен­ский – бе­лая блу­за и си­няя ши­ро­кая юб­ка в сбор­ку; но­сят сан­да­лии (каи­тес), в от­ли­чие от ла­ди­но, пре­зри­тель­но на­зы­ваю­щих Ч. «людь­ми в каи­тес». На празд­ни­ки в честь свя­тых па­тро­нов ис­пол­ня­ют «Та­нец ги­ган­тов» в со­про­во­ж­де­нии ба­ра­ба­нов, тре­що­ток, гор­нов, сви­ст­ков. Со­вер­ша­ют па­лом­ни­че­ст­ва к Чёр­но­му Хри­сту (Рас­пя­тие кон. 16 в.) в Эс­ки­пу­ла­се, на мес­те древ­не­го свя­ти­ли­ща Чёр­но­го Но­силь­щи­ка – по­кро­ви­те­ля тор­гов­цев у майя (Ек Ч’ууах). По­чи­та­ют до­ис­пан­ских бо­гов зем­ли и до­ж­дя, ко­то­рым при­но­сят жерт­вы у свя­щен­ных пе­щер. Со­хра­ня­ют зна­ние май­я­ско­го ка­лен­да­ря и об­ря­дов зем­ле­дельч. и жиз­нен­но­го цик­лов. На Но­вый год зна­то­ки ка­лен­да­ря (ахк’опот) изо­бра­жа­ют на ал­та­ре идео­грам­му, от­ме­чая ка­меш­ка­ми стра­ны све­та и центр ми­ра. В Гон­ду­ра­се под­вер­га­ют­ся на­сильств. ас­си­ми­ля­ции.

Лит.: Wisdom Ch. The Chorti Indians of Guatemala. Chi., 1940; Girard R. Los Chortís ante el problema Maya: Historia de las culturas indígenas de América, desde su orígen hasta hoy. Méx., 1949. Vol. 1–5; The Ch’orti’ Maya area: Past and present. Gainesville, 2009.

Вернуться к началу