ЧОРТИ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧОРТИ́, чорте, чолоти (самоназвание т’корти – язык кукурузного поля), индейский народ группы зап. майя в Центр. Америке. Живут в горных долинах на востоке Гватемалы (деп-т Чикимула и муниципалитет Ла-Уньон в деп-те Сакапа; 53 тыс. чел. – 2012, Нац. ин-т статистики) и северо-западе Гондураса (департаменты Копан, Окотепеке, Санта-Барбара и Кортес; 5 тыс. чел.). Ок. 20 тыс. чел. в Гватемале говорят на яз. чорти чольской ветви майя языков; с кон. 1990-х гг. преподаётся в школах (письменность на основе лат. графики). Большинство Ч. владеют исп. яз. Католики.
Ч. считаются прямыми потомками классич. цивилизации майя Юж. низменностей (1–9 вв.), в т. ч. Копана. По данным глоттохронологии, группа чоль отделилась от общего с цельтальской группой протоязыка в нач. 1-го тыс.; дробление её на отд. языки началось после падения классич. цивилизации (9–12 вв.). С сер. 15 в. Ч. находились под властью киче. В 1530 касик Галель руководил обороной Копана от испанцев; после поражения бежал в Сальвадор, где получил подкрепление от местных касиков, но затем сдался. В сер. 16 в. группы Ч. бежали в Сев.-Вост. Гондурас (деп-т Грасьяс-а-Дьос) и на Северо-Запад Сальвадора (деп-т Чалатенанго). Во время гражд. войны в Гватемале в 1980-х гг. св. 20 тыс. Ч. эмигрировали в США.
Традиц. культура типична для индейцев Центр. Америки. Занимаются подсечно-огневым земледелием. Сохраняются гончарство, плетение из харсии – волокон агавы, обработка кожи и дерева. Мужской костюм – белые рубаха и штаны с красными поясом и шейным платком, женский – белая блуза и синяя широкая юбка в сборку; носят сандалии (каитес), в отличие от ладино, презрительно называющих Ч. «людьми в каитес». На праздники в честь святых патронов исполняют «Танец гигантов» в сопровождении барабанов, трещоток, горнов, свистков. Совершают паломничества к Чёрному Христу (Распятие кон. 16 в.) в Эскипуласе, на месте древнего святилища Чёрного Носильщика – покровителя торговцев у майя (Ек Ч’ууах). Почитают доиспанских богов земли и дождя, которым приносят жертвы у священных пещер. Сохраняют знание майяского календаря и обрядов земледельч. и жизненного циклов. На Новый год знатоки календаря (ахк’опот) изображают на алтаре идеограмму, отмечая камешками страны света и центр мира. В Гондурасе подвергаются насильств. ассимиляции.