КИЧЕ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИЧЕ́ (самоназвания – k’iche’, aj k’iche’ winak, букв. – лесные люди), народ группы майя, крупнейший индейский народ Гватемалы. Численность 1,3 млн. чел. (2002, перепись), по оценкам 2008 – от 1,8 до 2,5 млн. чел. Живут в центр. горных районах страны (департаменты Киче, Тотоникапан, Кесальтенанго, Солола, Сан-Маркос). Включают группы: центр., зап.-центр., сан-андрес-сахкабахá, хоябах, кунен, вост. (или чичикастенанго), сипакапа, сакапультек, рабиналь и успантек. Говорят на диалектах языка киче ветви кичемам в составе семьи майя языков. Близки по языку и культуре к какчикелям и цутухилям. Письменность на основе лат. графики (первые памятники – 1530-х гг.); на диалектах центр. и вост. К. и сан-андрес-сахкабаха ведётся преподавание в начальной школе, на диалекте центр. К. – радиовещание. Большинство говорит также по-испански. Верующие – католики, есть протестанты (в т. ч. евангелисты, баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы).
По этногенетич. преданиям, К. мигрировали в Горную Гватемалу в 10–11 вв. из Юж. Мексики (Табаско), где жили на побережье в области Лагуны-де-Терминос, входили в союз племён, возглавляемый тольтеками; вместе с К. пришли близкородственные им какчикели и цутухили. В 10–12 вв. К. завоевали центр. нагорье и основали в 13 в. государство; в 14 в. его столицей стал Кумаркаах (руины близ совр. г. Санта-Крус-дель-Киче). К кон. 14 в. данниками К. стали мн. народы Гватемалы. Во главе государства К. первоначально стояли воен. вожди четырёх фратрий К.; после длительной борьбы власть сосредоточилась в руках правящих кланов двух сильнейших фратрий – Кавек и Нихаиб (ныне к ним возводят себя лидирующие кланы во многих общинах). Имели точный календарь, иероглифич. письменность, монументальную архитектуру, изобразит. иск-во, мифологич. эпос «Пополь-Вух». Государство К. достигло наибольшего могущества в сер. 15 в. при правителе Кикабе. Позднее постоянные войны с какчикелями, цутухилями, мам, пипилями и др. ослабили К. В 1510 они стали данниками ацтеков (которые назвали Кумаркаах Утатланом, а страну К. – Куахтемалланом, по переведённому на науатль самоназванию К.; отсюда – совр. назв. Гватемалы). В 1524 после поражения в битве в долине Шелаху (деп-т Кесальтенанго) завоёваны испанцами в союзе с какчикелями и науа Тласкалы под предводительством П. де Альварадо; павший в бою военачальник К. – Текум Уман – нац. герой совр. Гватемалы. Испанцы сожгли столицу К. вместе с её двумя последними правителями.
Традиц. культура типична для индейцев Мезоамерики. Осн. занятие – ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, фасоль, тыква, древние огородные и садовые культуры). После исп. завоевания распространяются животноводство, ирригац. пашенное земледелие (пшеница и др.), огородничество и цветоводство на экспорт. Традиц. ремёсла – ювелирное, изготовление лепной керамики (гл. обр. в Тотоникапане), узорное ткачество (накидки и одеяла – в осн. в Момостенанго, уипили – в Чичикастенанго), узорное плетение (циновки, корзины, сумки, шляпы, игрушки), изготовление расписных масок, муз. инструментов (флейты, барабаны, трещотки, гитары, маримбы). Некоторые семьи специализируются на торговле. Сохраняются паровые бани (темаскаль). Женская одежда – белая рубаха с вышивкой по вороту и рукавам, уипиль с геометрич., растит. или зооморфным орнаментом, клетчатая или полосатая запашная или в сборку юбка с узорной каймой по краю, широкая и длинная накидка (служит также для переноски детей), узорный пояс, длинные головные ленты (в т. ч. с большими цветными помпонами). В мужском праздничном костюме сохраняются короткая чёрная куртка с красной вышивкой, белые штаны длиной до икр, широкий красный или узорный пояс, узорная тканая сумка с красной бахромой через плечо, светлая полосатая накидка (серапе), красный головной платок и соломенная шляпа поверх него. Деление на кварталы (кальпуль) в крупных поселениях (Чичикастенанго, Тотоникапан и др.) отражает древнее деление на четыре фратрии. Сохраняются патрилиниджи, местами – большие патриархальные семьи. Во главе общин стоят советы старейшин. Важную роль играют иерархич. система ритуальных обществ (кофрадии) и кумовство (компадрасго). Сохраняются мифология, дохристианские культы божеств дождя и плодородия и культ предков (с ними связано почитание гор, пещер, колодцев, озёр, крестов), аграрная и охотничья обрядность, нагуализм, шаманизм; шаманы, они же лекари-колдуны, пользуются доиспанским календарём майя, техникой гадания по семенам акации, архаич. магич. приёмами.
Устная культура восходит к культовым действам древних майя и тольтеков. Сохраняется синкретич. единство музыки, поэзии и танца (в т. ч. обрядового). Характерный жанр – танцевальная драма, известно 26 сюжетов (многие из них реконструированы по фрагментам), в т. ч. «Шахох киче-винак», «Конкиста», «Моктесума и Кортес». Лучше других сохранилась драма «Рабиналь-ачи» («Воин из Рабиналя»), её текст был записан Б. Сисом от индейцев селения Сан-Пабло-Рабиналь в 1850; к тому времени драма не исполнялась, т. к. реальные жертвоприношения (по ходу действия погибает Кече-ачи) были запрещены. Её худож. постановка (с пением, игрой на муз. инструментах, пантомимой и масками; сюжет излагается в форме диалога гл. героев – воинов Рабиналь-ачи и Кече-ачи) осуществлена под рук. Э. Сукупа на 1-м фестивале нар. культуры в Гватемале (1955). Вариант исполнения – без поэтич. текста, но со старинным обрядовым танцем и инструментальным ансамблем из 2 труб (одна из них, солирующая, воспроизводит речевые интонации героев драмы, другая – бурдонная) и щелевого барабана тун (сопровождает танец; аудиозапись фрагментов драмы сделана амер. этномузыковедом Х. Юрченко, издана в 1978). Аналогичный инструментальный состав используется в танцевальной драме «Канастас». Традиция исполнения танцевальной драмы без поэтич. текста сложилась в Центр. Америке в 20 в. «Рабиналь-ачи» продолжает исполняться на фестивалях в г. Рабиналь (Гватемала). Фольклор – историч. и родословные предания, сказки, песни. По праздникам (дни святых патронов общины и др.) исполняются древние танцы Оленя, Ягуара, Корзин, Обезьян, Змей (с живыми змеями в руках), танцы Тун (в масках ягуаров и пум, в т. ч. «Воин из Рабиналь-ачи»).