Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИЧЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 194

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова; В. И. Лисовой (устное творчество)

КИЧЕ́ (са­мо­на­зва­ния – k’iche’, aj k’iche’ winak, букв. – лес­ные лю­ди), на­род груп­пы майя, круп­ней­ший ин­дей­ский на­род Гва­те­ма­лы. Чис­лен­ность 1,3 млн. чел. (2002, пе­ре­пись), по оцен­кам 2008 – от 1,8 до 2,5 млн. чел. Жи­вут в центр. гор­ных рай­онах стра­ны (де­пар­та­мен­ты Ки­че, То­то­ни­ка­пан, Ке­саль­те­нан­го, Со­ло­ла, Сан-Мар­кос). Вклю­ча­ют груп­пы: центр., зап.-центр., сан-ан­д­рес-сахкабахá, хо­ябах, ку­нен, вост. (или чи­чи­ка­сте­нан­го), си­па­ка­па, са­ка­пуль­тек, ра­би­наль и ус­пан­тек. Го­во­рят на диа­лек­тах язы­ка ки­че вет­ви ки­че­мам в со­ста­ве се­мьи майя язы­ков. Близ­ки по язы­ку и куль­ту­ре к как­чи­ке­лям и цу­ту­хи­лям. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки (пер­вые па­мят­ни­ки – 1530-х гг.); на диа­лек­тах центр. и вост. К. и сан-ан­д­рес-сах­ка­ба­ха ве­дёт­ся пре­по­да­ва­ние в на­чаль­ной шко­ле, на диа­лек­те центр. К. – ра­дио­ве­ща­ние. Боль­шин­ст­во го­во­рит так­же по-ис­пан­ски. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки, есть про­тес­тан­ты (в т. ч. еван­ге­ли­сты, бап­ти­сты, ад­вен­ти­сты, сви­де­те­ли Ие­го­вы).

Фото David Dennis Киче из Момостенанго.

По эт­но­ге­не­тич. пре­да­ни­ям, К. миг­ри­ро­ва­ли в Гор­ную Гва­те­ма­лу в 10–11 вв. из Юж. Мек­си­ки (Та­ба­ско), где жи­ли на по­бе­ре­жье в об­лас­ти Ла­гу­ны-де-Тер­ми­нос, вхо­ди­ли в со­юз пле­мён, воз­глав­ляе­мый толь­те­ка­ми; вме­сте с К. при­шли близ­ко­род­ст­вен­ные им как­чи­ке­ли и цу­ту­хи­ли. В 10–12 вв. К. за­вое­ва­ли центр. на­го­рье и ос­но­ва­ли в 13 в. го­су­дар­ст­во; в 14 в. его сто­ли­цей стал Ку­мар­ка­ах (руи­ны близ совр. г. Сан­та-Крус-дель-Ки­че). К кон. 14 в. дан­ни­ками К. ста­ли мн. на­ро­ды Гва­те­ма­лы. Во гла­ве го­су­дар­ст­ва К. пер­во­на­чаль­но стоя­ли во­ен. во­ж­ди че­ты­рёх фрат­рий К.; по­сле дли­тель­ной борь­бы власть со­сре­до­то­чи­лась в ру­ках пра­вя­щих кла­нов двух силь­ней­ших фрат­рий – Ка­век и Ни­ха­иб (ны­не к ним воз­во­дят се­бя ли­ди­рую­щие кла­ны во мно­гих об­щи­нах). Име­ли точ­ный ка­лен­дарь, ие­рог­ли­фич. пись­мен­ность, мо­ну­мен­таль­ную ар­хи­тек­ту­ру, изо­бра­зит. иск-во, ми­фо­ло­гич. эпос «По­поль-Вух». Го­су­дар­ст­во К. дос­тиг­ло наи­боль­ше­го мо­гу­ще­ст­ва в сер. 15 в. при пра­ви­те­ле Ки­ка­бе. Позд­нее по­сто­ян­ные вой­ны с как­чи­ке­ля­ми, цу­ту­хи­ля­ми, мам, пи­пи­ля­ми и др. ос­ла­би­ли К. В 1510 они ста­ли дан­ни­ка­ми ац­те­ков (ко­то­рые на­зва­ли Ку­мар­ка­ах Утат­ла­ном, а стра­ну К. – Ку­ах­те­мал­ла­ном, по пе­ре­ве­дён­но­му на нау­атль са­мо­на­зва­нию К.; от­сю­да – совр. назв. Гва­те­ма­лы). В 1524 по­сле по­ра­же­ния в бит­ве в до­ли­не Ше­ла­ху (деп-т Ке­саль­те­нан­го) за­воё­ва­ны ис­пан­ца­ми в сою­зе с как­чи­ке­ля­ми и на­уа Тла­ска­лы под пред­во­ди­тель­ст­вом П. де Аль­ва­ра­до; пав­ший в бою вое­на­чаль­ник К. – Те­кум Уман – нац. ге­рой совр. Гва­те­ма­лы. Ис­пан­цы со­жгли сто­ли­цу К. вме­сте с её дву­мя по­след­ни­ми пра­ви­те­ля­ми.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки. Осн. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ку­ку­ру­за, фа­соль, ты­к­ва, древ­ние ого­род­ные и са­до­вые куль­ту­ры). По­сле исп. за­вое­ва­ния рас­про­стра­ня­ют­ся жи­вот­но­вод­ст­во, ир­ри­гац. па­шен­ное зем­ле­де­лие (пше­ни­ца и др.), ого­род­ни­че­ст­во и цве­то­вод­ст­во на эк­спорт. Тра­диц. ре­мёс­ла – юве­лир­ное, из­го­тов­ле­ние леп­ной ке­ра­ми­ки (гл. обр. в То­то­ни­ка­па­не), узор­ное тка­че­ст­во (на­кид­ки и одея­ла – в осн. в Мо­мо­сте­нан­го, уи­пи­ли – в Чи­чи­ка­сте­нан­го), узор­ное пле­те­ние (ци­нов­ки, кор­зи­ны, сум­ки, шля­пы, иг­руш­ки), из­го­тов­ле­ние рас­пис­ных ма­сок, муз. ин­ст­ру­мен­тов (флей­ты, ба­ра­ба­ны, тре­щот­ки, ги­та­ры, ма­рим­бы). Не­ко­то­рые се­мьи спе­циа­ли­зи­ру­ют­ся на тор­гов­ле. Со­хра­ня­ют­ся па­ро­вые ба­ни (те­ма­скаль). Жен­ская оде­ж­да – бе­лая ру­баха с вы­шив­кой по во­ро­ту и ру­ка­вам, уи­пиль с гео­мет­рич., рас­тит. или зоо­морф­ным ор­на­мен­том, клет­ча­тая или по­ло­са­тая за­паш­ная или в сбор­ку юб­ка с узор­ной кай­мой по краю, ши­ро­кая и длин­ная на­кид­ка (слу­жит так­же для пе­ре­нос­ки де­тей), узор­ный по­яс, длин­ные го­лов­ные лен­ты (в т. ч. с боль­ши­ми цвет­ны­ми пом­по­на­ми). В муж­ском празд­нич­ном кос­тю­ме со­хра­ня­ют­ся ко­рот­кая чёр­ная курт­ка с крас­ной вы­шив­кой, бе­лые шта­ны дли­ной до икр, ши­ро­кий крас­ный или узор­ный по­яс, узор­ная тка­ная сум­ка с крас­ной ба­хро­мой че­рез пле­чо, свет­лая по­ло­са­тая на­кид­ка (се­ра­пе), крас­ный го­лов­ной пла­ток и со­ло­мен­ная шля­па по­верх не­го. Де­ле­ние на квар­та­лы (каль­пуль) в круп­ных по­се­ле­ни­ях (Чи­чи­ка­сте­нан­го, То­то­ни­ка­пан и др.) от­ра­жа­ет древ­нее де­ле­ние на че­ты­ре фрат­рии. Со­хра­ня­ют­ся пат­ри­ли­нид­жи, мес­та­ми – боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи. Во гла­ве об­щин сто­ят со­ве­ты ста­рей­шин. Важ­ную роль иг­ра­ют ие­рар­хич. сис­те­ма ри­ту­аль­ных об­ществ (коф­ра­дии) и ку­мов­ст­во (ком­пад­рас­го). Со­хра­ня­ют­ся ми­фо­ло­гия, до­х­ри­сти­ан­ские куль­ты бо­жеств до­ж­дя и пло­до­ро­дия и культ пред­ков (с ни­ми свя­за­но по­чи­та­ние гор, пе­щер, ко­лод­цев, озёр, кре­стов), аг­рар­ная и охот­ни­чья об­ряд­ность, на­гуа­лизм, ша­ма­низм; ша­ма­ны, они же ле­ка­ри-кол­ду­ны, поль­зу­ют­ся до­ис­пан­ским ка­лен­да­рём майя, тех­ни­кой га­да­ния по се­ме­нам ака­ции, ар­ха­ич. ма­ги­ч. приё­ма­ми.

Устная куль­ту­ра вос­хо­дит к куль­то­вым дей­ст­вам древ­них майя и толь­те­ков. Со­хра­ня­ет­ся син­кре­тич. един­ст­во му­зы­ки, поэ­зии и тан­ца (в т. ч. об­ря­до­во­го). Ха­рак­тер­ный жанр – тан­це­валь­ная дра­ма, из­ве­ст­но 26 сю­же­тов (мно­гие из них ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны по фраг­мен­там), в т. ч. «Ша­хох ки­че-ви­нак», «Кон­ки­ста», «Мок­те­су­ма и Кор­тес». Луч­ше дру­гих со­хра­ни­лась дра­ма «Ра­би­наль-ачи» («Во­ин из Ра­би­на­ля»), её текст был за­пи­сан Б. Си­сом от ин­дей­цев се­ле­ния Сан-Паб­ло-Ра­би­наль в 1850; к то­му вре­ме­ни дра­ма не ис­пол­ня­лась, т. к. ре­аль­ные жерт­во­при­но­ше­ния (по хо­ду дей­ст­вия по­ги­ба­ет Ке­че-ачи) бы­ли за­пре­ще­ны. Её ху­дож. по­ста­нов­ка (с пе­ни­ем, иг­рой на муз. ин­ст­ру­мен­тах, пан­то­ми­мой и мас­ка­ми; сю­жет из­ла­га­ет­ся в фор­ме диа­ло­га гл. ге­ро­ев – вои­нов Ра­би­наль-ачи и Ке­че-ачи) осу­ще­ст­в­ле­на под рук. Э. Су­ку­па на 1-м фе­сти­ва­ле нар. куль­ту­ры в Гва­те­ма­ле (1955). Ва­риант ис­пол­не­ния – без поэ­тич. тек­ста, но со ста­рин­ным об­ря­до­вым тан­цем и ин­ст­ру­мен­таль­ным ан­самб­лем из 2 труб (од­на из них, со­ли­рую­щая, вос­про­из­во­дит ре­че­вые ин­то­на­ции ге­ро­ев дра­мы, дру­гая – бур­дон­ная) и ще­ле­во­го ба­ра­ба­на тун (со­про­вож­да­ет та­нец; аудио­за­пись фраг­мен­тов дра­мы сде­ла­на амер. эт­но­му­зы­ко­ве­дом Х. Юр­чен­ко, из­да­на в 1978). Ана­ло­гич­ный ин­ст­ру­мен­таль­ный со­став ис­поль­зу­ет­ся в тан­це­валь­ной дра­ме «Ка­на­стас». Тра­ди­ция ис­пол­не­ния тан­це­валь­ной дра­мы без поэ­тич. тек­ста сло­жи­лась в Центр. Аме­ри­ке в 20 в. «Ра­би­наль-ачи» про­дол­жа­ет ис­пол­нять­ся на фе­сти­ва­лях в г. Ра­би­наль (Гва­те­ма­ла). Фольк­лор – ис­то­рич. и ро­до­слов­ные пре­да­ния, сказ­ки, пес­ни. По празд­ни­кам (дни свя­тых па­тро­нов об­щи­ны и др.) ис­пол­ня­ют­ся древ­ние тан­цы Оле­ня, Ягуа­ра, Кор­зин, Обезь­ян, Змей (с жи­вы­ми змея­ми в ру­ках), тан­цы Тун (в мас­ках ягуа­ров и пум, в т. ч. «Во­ин из Ра­би­наль-ачи»).

Лит.: Schulze L. S. Leben, Glaube und Sprache der Quiche von Guatemala. Jena, 1933; Rodrí­guez Rouanet F. Notas sobre uno represen­ta­ción actual del Rabinal Achí o Baile del Tun // Guatemala indígena. 1962. Vol. 2. № 1; Car­mack R. M. Quichéan civilization: the eth­no­his­toric, ethnographic and archaeological sources. Berk., 1973; idem. The Quiché Mayas of Utat­lán: the evolution of a highland Guatemala king­dom. Norman, 1981; Bunzel R. Chichicaste­nan­go: a Guatemalan village. N. Y., 1986; Hill R. M., Monaghan J. Continuities in highland Maya social organization. Phil., 1987.

Вернуться к началу