Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАКЧИКЕ́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 473

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова
Женщины какчикели.

КАКЧИКЕ́ЛИ (са­мо­на­зва­ния – kaqchikel, cakchikel, caqchiquel, cak­chi­quel, букв. – лю­ди ог­ня или про­ис­хо­дя­щие от крас­но­го де­ре­ва), ин­дей­ский на­род груп­пы майя в центр. и зап. ча­сти Гор­ной Гва­те­ма­лы (де­пар­та­мен­ты Чи­маль­те­нан­го, Со­ло­ла, Са­ка­те­пе­кес, Гва­те­ма­ла). Чис­лен­ность 270 тыс. чел. (2003, пе­ре­пись), бо­лее 350 тыс. чел. (2006, оцен­ка Ас­со­циа­ции не­за­ви­си­мых эт­но­гра­фов Гва­те­ма­лы). Близ­ки к ки­че и цу­ту­хи­лям. Го­во­рят на яз. как­чи­кель груп­пы ки­че вет­ви ки­че-мам майя язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Го­во­рят так­же на исп. яз. Боль­шин­ст­во – ка­то­ли­ки, есть так­же про­те­стан­ты (пя­ти­де­сят­ни­ки, ад­вен­ти­сты и др.).

Со­глас­но эт­но­го­ни­чес­ким ле­ген­дам, бы­ли со­юз­ни­ка­ми ки­че, при­шли с ни­ми на по­бе­ре­жье Ла­гу­ны-де-Тер­ми­нос в шта­те Та­ба­ско в Мек­си­ке (Тулан-Суйва), где бы­ли дан­ни­ка­ми толь­те­ков, в 10 в. вме­сте с ки­че дви­ну­лись на юго-во­сток и под пред­во­ди­тель­ст­вом ле­ген­дар­ных вож­дей Га­га­ви­ца и Сак­те­кау за­вое­ва­ли Гор­ную Гва­те­ма­лу. В сер. 15 в. во вре­мя по­пыт­ки двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та гвар­дия К. за­щи­ти­ла ца­ря ки­че Ки­ка­ба; в на­гра­ду К. по­лу­чи­ли зем­ли и ме­сто для сво­ей сто­ли­цы Ишим­че (близ совр. г. Гва­те­ма­ла). Со­хра­ни­лись ук­ре­п­ле­ния, хра­мо­вые пи­ра­ми­ды, двор­цы на плат­фор­мах, ал­та­ри, ри­ту­аль­ные пло­щад­ки, ста­ди­он для иг­ры в мяч и др. Вое­ва­ли с ки­че и цу­ту­хи­ля­ми, по­бе­ди­ли их в 1524 бла­го­да­ря сою­зу с ис­пан­ца­ми, но за­тем са­ми бы­ли по­ко­ре­ны П. де Аль­ва­ра­до. В кон. 16 – нач. 17 вв. на яз. как­чи­кель бы­ли со­став­ле­ны ис­то­рич. пре­да­ния и хро­ни­ки («Ме­мо­ри­ал из Со­ло­ла», или «Ан­на­лы какчикелей»). Со­глас­но им, пле­мя К. со­стоя­ло из 2 «по­ло­вин», в каж­дой – по 2 груп­пы ро­дов (фра­трий); каж­дая фра­трия име­ла сво­его ле­ген­дар­но­го пра­ро­ди­те­ля, бо­га-по­кро­ви­те­ля, вож­дя, вер­хов­но­го жре­ца и т. п.; во гла­ве го­су­дар­ст­ва стоя­ли два со­пра­ви­те­ля – по од­но­му от каж­дой «по­ло­ви­ны».

Какчикели. Мужская куртка с изображением летучей мыши.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки. Осн. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие, по­сле исп. за­вое­ва­ния – так­же па­шен­ное. Кро­ме ку­ку­ру­зы, фа­со­ли и тыкв, не­ко­то­рые об­щи­ны спе­циа­ли­зи­ру­ют­ся на вы­ра­щи­ва­нии пше­ни­цы, кар­то­фе­ля, лу­ка, фрук­тов, цве­тов. Об­щи­на Па­ло­по име­ла мо­но­по­лию на рыб­ный про­мы­сел в оз. Атит­лан. Раз­ви­ты узор­ное тка­че­ст­во, про­из-во рас­пис­ной ке­ра­ми­ки, пле­те­ние, резьба и рос­пись по де­ре­ву, из­го­тов­ле­ние ло­док и муз. ин­ст­ру­мен­тов; со­хра­ни­лась меж­об­щин­ная ре­мес­лен­ная спе­циа­ли­за­ция. В де­рев­нях на бе­ре­гу оз. Атит­лан раз­ви­ва­ет­ся иск-во мест­ных ху­дож­ни­ков-при­ми­ти­ви­стов. Со­хра­ня­ет­ся тра­диц. оде­ж­да: жен­ская – крас­ная или си­няя с вер­ти­каль­ны­ми по­ло­са­ми ор­на­мен­та за­паш­ная юб­ка, бе­лый или узор­ный уи­пиль, крас­ная по­ло­са­тая шаль; муж­ская – ши­ро­кие свет­лые по­ло­са­тые шта­ны дли­ной до икр, ру­ба­ха пре­им. с крас­ным гео­мет­рич. ор­на­мен­том, свет­лая курт­ка с тём­ной ап­пли­ка­ци­ей на спи­не, изо­бра­жаю­щей ле­ту­чую мышь (то­тем К.), со­ло­мен­ная шля­па по­верх крас­но­го плат­ка. По празд­ни­кам муж­чи­ны но­сят крас­ные или бе­лые по­ло­са­тые ру­ба­хи, чёр­но-бе­лые или си­ние за­паш­ные юб­ки дли­ной до ко­лен, длин­ные пря­мые чёр­ные шер­стя­ные ру­ба­хи без ру­ка­вов (га­бан). Об­щи­ны в осн. эн­до­гам­ны. Мес­та­ми со­хра­ни­лись пат­ри­ли­ней­ные ли­нид­жи, вре­мен­ная мат­ри­ло­каль­ность бра­ка и от­ра­бот­ки за не­вес­ту. Прак­ти­ку­ют­ся куль­ты пред­ков, ду­хов гор, пе­щер, ку­ку­ру­зы и др., кол­дов­ст­во, зна­хар­ст­во, пе­ре­жит­ки ша­ма­низ­ма. Празд­ни­ки свя­тых па­тро­нов со­про­во­ж­да­ют­ся те­ат­ра­ли­зов. пред­став­ле­ния­ми в мас­ках (Пля­ска Ягуа­ра и др.). В не­ко­то­рых ме­стах осо­бо по­чи­та­ет­ся Ма­ши­мон (име­ет чер­ты бо­га Ма­ма – по­кро­ви­те­ля 5 по­след­них дней го­да, ког­да со­вер­ша­лась сме­на вла­сти у бо­гов и зем­ных вла­дык, и св. Си­мо­на – апостола Петра, по­кро­ви­те­ля ры­ба­ков).

Лит.: Memorial de Sololá. Anales de los Cakchi­queles / Trad. A. Recinos. Guatemala, 1991.

Вернуться к началу