КАКЧИКЕ́ЛИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАКЧИКЕ́ЛИ (самоназвания – kaqchikel, cakchikel, caqchiquel, cakchiquel, букв. – люди огня или происходящие от красного дерева), индейский народ группы майя в центр. и зап. части Горной Гватемалы (департаменты Чимальтенанго, Солола, Сакатепекес, Гватемала). Численность 270 тыс. чел. (2003, перепись), более 350 тыс. чел. (2006, оценка Ассоциации независимых этнографов Гватемалы). Близки к киче и цутухилям. Говорят на яз. какчикель группы киче ветви киче-мам майя языков. Письменность на основе лат. графики. Говорят также на исп. яз. Большинство – католики, есть также протестанты (пятидесятники, адвентисты и др.).
Согласно этногоническим легендам, были союзниками киче, пришли с ними на побережье Лагуны-де-Терминос в штате Табаско в Мексике (Тулан-Суйва), где были данниками тольтеков, в 10 в. вместе с киче двинулись на юго-восток и под предводительством легендарных вождей Гагавица и Сактекау завоевали Горную Гватемалу. В сер. 15 в. во время попытки дворцового переворота гвардия К. защитила царя киче Кикаба; в награду К. получили земли и место для своей столицы Ишимче (близ совр. г. Гватемала). Сохранились укрепления, храмовые пирамиды, дворцы на платформах, алтари, ритуальные площадки, стадион для игры в мяч и др. Воевали с киче и цутухилями, победили их в 1524 благодаря союзу с испанцами, но затем сами были покорены П. де Альварадо. В кон. 16 – нач. 17 вв. на яз. какчикель были составлены историч. предания и хроники («Мемориал из Солола», или «Анналы какчикелей»). Согласно им, племя К. состояло из 2 «половин», в каждой – по 2 группы родов (фратрий); каждая фратрия имела своего легендарного прародителя, бога-покровителя, вождя, верховного жреца и т. п.; во главе государства стояли два соправителя – по одному от каждой «половины».
Традиц. культура типична для индейцев Мезоамерики. Осн. занятие – ручное подсечно-огневое земледелие, после исп. завоевания – также пашенное. Кроме кукурузы, фасоли и тыкв, некоторые общины специализируются на выращивании пшеницы, картофеля, лука, фруктов, цветов. Община Палопо имела монополию на рыбный промысел в оз. Атитлан. Развиты узорное ткачество, произ-во расписной керамики, плетение, резьба и роспись по дереву, изготовление лодок и муз. инструментов; сохранилась межобщинная ремесленная специализация. В деревнях на берегу оз. Атитлан развивается иск-во местных художников-примитивистов. Сохраняется традиц. одежда: женская – красная или синяя с вертикальными полосами орнамента запашная юбка, белый или узорный уипиль, красная полосатая шаль; мужская – широкие светлые полосатые штаны длиной до икр, рубаха преим. с красным геометрич. орнаментом, светлая куртка с тёмной аппликацией на спине, изображающей летучую мышь (тотем К.), соломенная шляпа поверх красного платка. По праздникам мужчины носят красные или белые полосатые рубахи, чёрно-белые или синие запашные юбки длиной до колен, длинные прямые чёрные шерстяные рубахи без рукавов (габан). Общины в осн. эндогамны. Местами сохранились патрилинейные линиджи, временная матрилокальность брака и отработки за невесту. Практикуются культы предков, духов гор, пещер, кукурузы и др., колдовство, знахарство, пережитки шаманизма. Праздники святых патронов сопровождаются театрализов. представлениями в масках (Пляска Ягуара и др.). В некоторых местах особо почитается Машимон (имеет черты бога Мама – покровителя 5 последних дней года, когда совершалась смена власти у богов и земных владык, и св. Симона – апостола Петра, покровителя рыбаков).