ЮКАТЕ́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЮКАТЕ́КИ [майя Юкатана, собственно майя; самоназвания: ах’ кех («охотники на оленей», перен. «общинники»); масеуало’об (от самоназвания науа масехуалли); майя’об, майяб], индейский народ группы зап. майя. Живут на территории низменностей п-ова Юкатан на юго-востоке Мексики (860 тыс. чел., 2-й по численности индейский народ – 2015, перепись; штаты Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), севере и северо-западе Белиза и севере Гватемалы (север деп-та Петен). Говорят на юкатекском яз. юкатекской ветви майя языков, а также по-испански (исп. яз. не владеет 23% Ю. в штате Кинтана-Роо и 15% в штате Кампече); к Ю. близки по языку лакандоны, ица (по берегам озёр Петен-Ица, Сальпетен и Маканче в Петене) и мопан (в горах Майя в Белизе). В осн. католики, сохраняют доиспанские верования и ритуалы.
Предки Ю. пришли на Юкатан в середине или кон. 2-го – 1-м тыс. до н. э., согласно доминирующей гипотезе – с юга, из предполагаемой прародины майя в горах на северо-западе Гватемалы, согласно другой – из ареала цивилизации ольмеков в Табаско (Ю. В. Кнорозов считал, что иероглифич. майя письменность была создана в центрах ольмеков, говоривших на языке, близком к яз. Ю., послужившем поэтому для него базой для дешифровки др. языков майя). Не исключено, что пришельцы принадлежали к разным по происхождению группам. С появлением майя связывается переход населения Юкатана к оседлости и земледелию. В 5–3 вв. до н. э. возникают центры цивилизации (Накбе, Эль-Мирадор, Бекан, Сан-Бартоло, Ламанай, Серрос, Комчен, Цибильчальтун, Акансех, Исамаль, Шкамбо, Эк-Балам и др.). В классич. эпоху (1-е тыс. н. э.) юг Юкатана стал частью центр. ареала цивилизации майя (Рио-Бек, Бекан, Чиканна, Кохунлич, Шпухиль, Калакмуль, Наачтун, Рио-Асуль, Альтунха); своеобразием отличается культура Сев. Юкатана (архит. стили обл. Пуук – Ушмаль, Лабна, Кабах, Сайиль, Шкулок, Ошкинток, Хайна, Шкалумкин; области Ченес – Эцна, Хочоб, Цибильнокак, Санта-Роса-Штампак; а также города Цибильчальтун, Шкамбо, Аке, Аканкех, Уук-Абналь, Эк-Балам, Коба, Шкарет, Шельха, Муиль, Чак Чобен и др.). После падения цивилизации на юге Юкатана в кон. 1-го тыс. часть населения ушла на север, что привело к расцвету сев. городов. В 10 в. на Юкатан из Табаско под предводительством тольтеков вторглись родственные Ю. племена ица (сделавшие своей столицей захваченный Уук-Абналь – Чичен-Ицу) и тутуль шиу (со столицей в Ушмале). В период гегемонии Чичен-Ицы Юкатан был объединён в единое гос-во, культура развивалась под сильным тольтекским влиянием, процветали города (Ичкаансихоо, или Тихо, Ицмаль, Танках, Экаб, Коба и др., был построен Тулум). В 1194 коалиция городов-соперников, возглавляемая Майяпаном, разгромила Чичен-Ицу. Ица бежали на юг – на оз. Петен-Ица, где основали новую столицу Тах-Ица, и на юго-запад – в Чаканпутун (Кампече). В сер. 13 в. ица вернулись и захватили Майяпан; правившая здесь с кон. 13 в. династия Кокомов утвердила свою гегемонию на Юкатане. После разгрома в 1441 Майяпана армией союзников во главе с тутуль шиу последовал период междоусобных войн и раздробленности. В 12–15 вв. на Юкатане были созданы четыре дошедшие до нас иероглифические рукописи майя (см. Майя письмо).
После исп. завоевания Юкатана (1527–47) Ю. неоднократно поднимали восстания (крупнейшие – в Сакалуме в 1624, в Систеиле в 1761); в 1847–1901 Ю. Чан-Санта-Круса в Кинтана-Роо – пеоны с плантаций хенекена – стали ядром Войны каст, приведшей к гибели ок. 300 тыс. чел. и массовому бегству Ю. в соседние гос-ва.
Совр. Ю. занимаются подсечно-огневым земледелием (кукуруза, тыква, фасоль и др.). Развиты пчеловодство, разведение домашней птицы и собирательство. Сохраняются традиц. ремёсла: гончарство (в т. ч. комали – диски для испечения лепёшек-тортилий), ткачество и вышивка (белые женские уипили с разноцветным орнаментом в виде крупных цветов), плетение из хенекена и пальмового листа (циновки, корзины, гамаки, сумки), ювелирное дело и др. Сохраняется древний тип жилища со стенами из бамбука на белёном цоколе с закруглёнными узкими стенами и двумя входами в противоположных длинных стенах.
Власть в общинах Ю. принадлежит белым и метисам (ц’уло’об – «чужаки»); особое влияние имеют владеющие языком майя потомки доисп. аристократии («рафинированные метисы» – mestizo fino). Большую роль играют торговые гильдии – профессионально-религ. братства (гремио) и кумовство (компадрасго). Сохраняется почитание хранителей лесных зверей и полей (йумцило’об) и богов дождя – покровителей земледелия (чаако’об); предкам и чаакам поклоняются в пещерах, у священных сейб и сенотов (карстовых пустот, наполненных водой). Сохраняются мифы об эрах творения и разрушения мира, в т. ч. об эре могущественных карликов (п’уусо’об). Ритуалами руководят «жрецы» (х-мен), которые гадают и лечат с помощью заклинаний и знания древнего 260-дневного календаря (цолк’ин). В деревнях Чан-Санта-Крус потомки участников Войны каст (хвиит’о’об, масеуалес-ребельдес – бунтовщики) поклоняются Говорящему Кресту – оракулу главного бога дождя Чаака. С 1 по 30 ноября проводятся поминальные церемонии в честь предков Ханаль Пишан («Кормление душ умерших»).