Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЮКАТЕ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 577-578

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова

ЮКАТЕ́КИ [майя Юка­та­на, собственно майя; са­мо­на­зва­ния: ах’ кех («охот­ни­ки на оле­ней», пе­рен. «об­щин­ни­ки»); ма­сеу­а­ло’об (от са­мо­наз­ва­ния науа ма­сеху­ал­ли); майя’об, май­яб], ин­дей­ский на­род груп­пы зап. майя. Жи­вут на тер­ри­то­рии низ­мен­но­стей п-ова Юка­тан на юго-вос­то­ке Мек­си­ки (860 тыс. чел., 2-й по чис­лен­но­сти ин­дей­ский на­род – 2015, пе­ре­пись; шта­ты Кам­пе­че, Юка­тан, Кин­та­на-Роо), се­ве­ре и се­ве­ро-за­па­де Бе­ли­за и се­ве­ре Гва­те­ма­лы (се­вер деп-та Пе­тен). Го­во­рят на юка­тек­ском яз. юка­тек­ской вет­ви майя язы­ков, а так­же по-ис­пан­ски (исп. яз. не вла­де­ет 23% Ю. в шта­те Кин­та­на-Роо и 15% в шта­те Кам­пе­че); к Ю. близ­ки по язы­ку ла­кан­до­ны, ица (по бе­ре­гам озёр Пе­тен-Ица, Саль­пе­тен и Ма­кан­че в Пе­те­не) и мо­пан (в го­рах Майя в Бе­ли­зе). В осн. ка­то­ли­ки, со­хра­ня­ют до­ис­пан­ские ве­ро­ва­ния и ри­туа­лы.

Пред­ки Ю. при­шли на Юка­тан в се­ре­ди­не или кон. 2-го – 1-м тыс. до н. э., со­глас­но до­ми­ни­рую­щей ги­по­те­зе – с юга, из пред­по­ла­гае­мой пра­ро­ди­ны майя в го­рах на се­ве­ро-за­па­де Гва­те­ма­лы, со­глас­но дру­гой – из ареа­ла ци­ви­ли­за­ции оль­ме­ков в Та­ба­ско (Ю. В. Кно­ро­зов счи­тал, что иеро­гли­фич. майя пись­мен­ность бы­ла соз­да­на в цент­рах оль­ме­ков, го­во­рив­ших на язы­ке, близ­ком к яз. Ю., по­служив­шем поэ­то­му для не­го ба­зой для де­шиф­ров­ки др. языков майя). Не ис­клю­че­но, что при­шель­цы при­над­ле­жа­ли к раз­ным по про­ис­хо­ж­де­нию груп­пам. С по­яв­ле­ни­ем майя свя­зы­ва­ет­ся пе­ре­ход на­се­ле­ния Юка­та­на к осед­ло­сти и зем­ле­де­лию. В 5–3 вв. до н. э. воз­ни­ка­ют цен­тры ци­ви­ли­за­ции (Нак­бе, Эль-Ми­ра­дор, Бе­кан, Сан-Бар­то­ло, Ла­ма­най, Сер­рос, Ком­чен, Ци­биль­чаль­тун, Акан­сех, Иса­маль, Шкам­бо, Эк-Ба­лам и др.). В клас­сич. эпо­ху (1-е тыс. н. э.) юг Юка­та­на стал ча­стью центр. ареа­ла ци­ви­ли­за­ции майя (Рио-Бек, Бе­кан, Чи­кан­на, Ко­хун­лич, Шпу­хиль, Ка­лак­муль, На­ач­тун, Рио-Асуль, Аль­тун­ха); свое­об­ра­зи­ем от­ли­ча­ет­ся куль­ту­ра Сев. Юка­та­на (ар­хи­т. сти­ли обл. Пу­ук – Уш­маль, Лаб­на, Ка­бах, Сай­иль, Шку­лок, Ош­кин­ток, Хай­на, Шка­лум­кин; обла­сти Че­нес – Эц­на, Хо­чоб, Ци­биль­но­как, Сан­та-Ро­са-Штам­пак; а так­же го­ро­да Ци­биль­чаль­тун, Шкам­бо, Аке, Акан­кех, Уук-Аб­наль, Эк-Ба­лам, Ко­ба, Шка­рет, Шель­ха, Му­иль, Чак Чо­бен и др.). По­сле па­де­ния ци­ви­ли­за­ции на юге Юка­та­на в кон. 1-го тыс. часть на­се­ле­ния уш­ла на се­вер, что при­ве­ло к рас­цве­ту сев. го­ро­дов. В 10 в. на Юка­тан из Та­ба­ско под пред­во­ди­тель­ст­вом толь­те­ков вторг­лись род­ст­ве­нные Ю. пле­ме­на ица (сде­лав­шие сво­ей сто­ли­цей за­хва­чен­ный Уук-Аб­наль – Чи­чен-Ицу) и ту­туль шиу (со сто­ли­цей в Уш­ма­ле). В пе­ри­од ге­ге­мо­нии Чи­чен-Ицы Юка­тан был объ­е­ди­нён в еди­ное гос-во, куль­ту­ра раз­ви­ва­лась под силь­ным толь­тек­ским влия­ни­ем, про­цве­та­ли го­ро­да (Ич­ка­ан­си­хоо, или Ти­хо, Иц­маль, Тан­ках, Экаб, Ко­ба и др., был по­стро­ен Ту­лум). В 1194 коа­ли­ция го­ро­дов-со­пер­ни­ков, воз­глав­ляе­мая Май­я­па­ном, раз­гро­ми­ла Чи­чен-Ицу. Ица бе­жа­ли на юг – на оз. Пе­тен-Ица, где ос­но­ва­ли но­вую сто­ли­цу Тах-Ица, и на юго-за­пад – в Ча­кан­пу­тун (Кам­пе­че). В сер. 13 в. ица вер­ну­лись и за­хва­ти­ли Май­я­пан; пра­вив­шая здесь с кон. 13 в. ди­на­стия Ко­ко­мов ут­вер­ди­ла свою ге­ге­мо­нию на Юка­та­не. По­сле раз­гро­ма в 1441 Май­я­па­на ар­ми­ей со­юз­ни­ков во гла­ве с ту­туль шиу по­сле­до­вал пе­ри­од ме­ж­до­усоб­ных войн и раз­дроб­лен­но­сти. В 12–15 вв. на Юка­та­не бы­ли соз­да­ны че­ты­ре до­шед­шие до нас иеро­гли­фи­чес­кие ру­ко­пи­си майя (см. Майя пись­мо).

По­сле исп. за­вое­ва­ния Юка­та­на (1527–47) Ю. не­од­но­крат­но под­ни­ма­ли вос­ста­ния (круп­ней­шие – в Са­ка­лу­ме в 1624, в Сис­теи­ле в 1761); в 1847–1901 Ю. Чан-Сан­та-Кру­са в Кин­та­на-Роо – пе­о­ны с план­та­ций хе­не­ке­на – ста­ли ядром Вой­ны каст, при­вед­шей к ги­бе­ли ок. 300 тыс. чел. и мас­со­во­му бег­ст­ву Ю. в со­сед­ние гос-ва.

Совр. Ю. за­ни­ма­ют­ся под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, тык­ва, фа­соль и др.). Раз­ви­ты пче­ло­вод­ст­во, раз­ве­де­ние до­маш­ней пти­цы и со­би­ра­тель­ст­во. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. ре­мёс­ла: гон­чар­ст­во (в т. ч. ко­ма­ли – дис­ки для ис­пе­че­ния ле­пё­шек-тор­ти­лий), тка­че­ст­во и вы­шив­ка (бе­лые жен­ские уи­пи­ли с раз­но­цвет­ным ор­на­мен­том в ви­де круп­ных цве­тов), пле­те­ние из хе­не­ке­на и паль­мо­во­го лис­та (ци­нов­ки, кор­зи­ны, га­ма­ки, сум­ки), юве­лир­ное де­ло и др. Со­хра­ня­ет­ся древ­ний тип жи­ли­ща со сте­на­ми из бам­бу­ка на бе­лё­ном цо­коле с за­круг­лён­ны­ми уз­ки­ми сте­на­ми и дву­мя вхо­да­ми в про­ти­во­по­лож­ных длин­ных сте­нах.

Юкатекский «жрец» во время ритуала. Фото Ann Wuyts / flickr.com

Власть в об­щи­нах Ю. при­над­ле­жит бе­лым и ме­ти­сам (ц’уло’об – «чу­жа­ки»); осо­бое влия­ние име­ют вла­дею­щие язы­ком майя по­том­ки до­исп. ари­сто­кра­тии («ра­фи­ни­ро­ван­ные ме­ти­сы» – mestizo fino). Боль­шую роль иг­ра­ют тор­го­вые гиль­дии – про­фес­сио­наль­но-ре­лиг. брат­ст­ва (гре­мио) и ку­мов­ст­во (ком­пад­рас­го). Со­хра­ня­ет­ся по­чи­та­ние хра­ни­те­лей лес­ных зве­рей и по­лей (йумцило’об) и бо­гов до­ж­дя – по­кро­ви­те­лей зем­ле­делия (чаако’об); пред­кам и чаа­кам покло­ня­ют­ся в пе­ще­рах, у свя­щен­ных сейб и се­но­тов (кар­сто­вых пу­стот, на­пол­нен­ных во­дой). Со­хра­ня­ют­ся ми­фы об эрах тво­ре­ния и раз­ру­ше­ния ми­ра, в т. ч. об эре мо­гу­ще­ст­вен­ных кар­ли­ков (п’уусо’об). Ри­туа­ла­ми ру­ко­во­дят «жре­цы» (х-мен), ко­то­рые га­да­ют и ле­чат с по­мо­щью за­кли­на­ний и зна­ния древ­не­го 260-днев­но­го ка­лен­да­ря (цолк’ин). В де­рев­нях Чан-Сан­та-Крус по­том­ки уча­ст­ни­ков Вой­ны каст (хвиит’о’об, ма­сеу­а­лес-ре­бель­дес – бун­тов­щи­ки) по­кло­ня­ют­ся Го­во­ря­ще­му Кре­сту – ора­ку­лу глав­но­го бо­га до­ж­дя Ча­ака. С 1 по 30 но­яб­ря про­во­дят­ся по­ми­наль­ные це­ре­мо­нии в честь пред­ков Ха­наль Пи­шан («Корм­ле­ние душ умер­ших»).

Лит.: Roys R. The Indian background of colo­nial Yucatan. Wash., 1943; Лан­да Д. де. Со­об­ще­ние о де­лах в Юка­та­не. 1566 г. М.; Л., 1955; Redfield R., Villa Rojas A. Chan Kom: A Maya village. Chi., 1962; Кно­ро­зов Ю. В. Позд­няя ис­то­рия Юка­та­на по хро­ни­кам майя // От Аля­ски до Ог­нен­ной Зем­ли. М., 1967; Farriss N. M. Maya society under colo­nial rule: The collective enterprise of survival. Princeton, 1984; Villa Rojas A. Los elegidos de Dios. Etnografía de los mayas de Quintana Roo. Méx., 1987; Ruz M. H. Mayas: Primera parte. Méx., 2006.

Вернуться к началу