ЧУ́ХИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧУ́ХИ (чух, чухе; самоназвание кет чонхаб, кет чонхаб к’оба – люди Чонхаб, т. е. Истатана, или Иштатана), индейский народ группы зап. майя в Мезоамерике. Живут в горах Сьерра-де-лос-Кучуматанес на северо-западе Гватемалы (муниципалитеты Сан-Матео-Истатан, Сан-Себастьян-Коатан, Нентон и Барильяс на северо-западе деп-та Уэуэтенанго; 64 тыс. чел. – 2002, перепись) и в озёрной зоне Монтебельо на юго-востоке Мексики (община Цискао, муниципалитет Ла-Тринитария, на востоке штата Чьяпас; 3 тыс. чел. – 2010, перепись). Св. 70% говорят на яз. чух канхобальской ветви майя языков (диалекты иштатан, или матеано, и коатан, или коатанеко); письменность на основе лат. графики. Большинство владеют исп. яз., ок. 20% знают один из языков своих соседей – хакальтеков, канхобалей, акатеков, маме. Ок. 45% католики, ок. 6% протестанты (в осн. в Сан-Матео-Истатане и Нентоне); остальные придерживаются традиц. культов (костумбре – «обычай»).
По лингвистич. данным, Ч. живут на прародине майя. Язык Ч. отделился от общего предка ветви в 3–6 вв. На их территории находятся св. 20 центров цивилизации майя классич. и постклассич. периодов. Сан-Матео-Истатан построен на руинах города 7–9 вв. рядом с разработками чёрной соли – осн. экспортного товара; перед одной из 4 шахт – храмовый комплекс на платформе. В 15 в. княжества Ч. попали под власть киче, в нач. 16 в. в союзе с сев. маме освободились от неё. В 1524 завоёваны П. де Альварадо; в 1529 вместе с канхобалями и хакальтеками были отданы в энкомьенду его компаньону Г. де Овалье. В 1549 в Сан-Матео-Истатане основана доминиканская редукция, но Ч. обращены в христианство лишь после окончат. завоевания Истатана в 1686. Неоднократно восставали, в т. ч. с кон. 19 в. противились распродаже своих земель. В 1980-е гг. участвовали в партизанской войне против воен. хунты. Из-за нехватки земли мн. Ч. эмигрировали, в т. ч. ок. 25% – в США (в осн. в Лос-Анджелес).
Традиц. культура типична для индейцев Мезоамерики. Осн. занятия – добыча и торговля солью, подсечно-огневое земледелие, овцеводство. Чухи Нентона работают на кофейных плантациях. Развиты ткачество и плетение на продажу из волокон агавы (сумки, заплечные мешки). Мужчины носят штаны и шерстяную туникообразную одежду (лопиль), женщины – запашную юбку и длинный вышитый уипиль (осн. мотив – концентрич. окружности, звездообразные узоры) из хлопка (нип). Голову повязывают разноцветными шарфами. Семья расширенная, брак патрилокальный. Практикуется умыкание. Первый мальчик носит имя деда по отцовской линии, первая девочка – бабки по материнской, второй мальчик – отца матери, вторая девочка – матери отца. Близнецы считаются священными. Каждый город имеет ритуального лидера (ичам алкал – «возносящий молитвы»), в т. ч. назначающего даты полевых и обществ. работ. Последователи костумбре в работе и ритуалах следуют 260-дневному майянскому календарю; соблюдают обряды Нового года, изгнания злого духа, очищения в паровой бане (иках), посева и сбора урожая. В Сан-Матео-Истатане культурный герой Меб’а (Сирота), ассоциируется с Христом, его мать Меб’а’ (Луна) – с Девой Марией, Солнце – с Богом-Отцом. Практикуют колдуны и предсказатели (ах’чум, ишах’чум), гадающие по семенам эритрины (чум). Лекари используют травы и жевательный табак с известью (к’уц). Предки почитаются как духи пещер, гор, озёр и т. п.