МА́МЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́МЕ, мам (на яз. киче – «дед, старик, предок», т. е. автохтонное население; самоназвание – Mam), народ группы майя на западе Гватемалы. Живут в горах и юж. предгорьях Сьерры-де-лос-Кучуматанес и на востоке Сьерры-Мадре. Говорят на яз. мам мамейской группы ветви киче-мам (восточной) майя языков; осн. диалекты: северный (св. 300 тыс. чел., деп-т Уэуэтенанго и север деп-та Сан-Маркос), западный (150 тыс. чел., отроги вулканов Такана и Тахумулько в деп-те Сан-Маркос; ок. 25 тыс. чел. живут на юго-востоке штата Чьяпас в Мексике) и южный (235 тыс. чел., деп-ты Сан-Маркос и Кесальтенанго, север деп-та Реталулеу). Письменность на основе лат. графики. Ок. 50% М. говорят также на исп. яз. Формально католики, небольшое число – протестанты.
М. обитают в области гипотетич. прародины народов майя. По лингвистич. данным, ветвь киче-мам от протоствола отделилась в кон. 2-го – нач. 1-го тыс. до н. э., разделение киче и М. произошло в 1-й пол. – сер. 1-го тыс. до н. э., разделение М. и ишилей – в 1-й пол. 1-го тыс. н. э. Участие М. в создании классич. цивилизации майя 1-го тыс. н. э. и принадлежность к ней городов на востоке Чьяпаса пока ничем не подтверждены. В 13–15 вв. на территории М. существовало неск. гос. образований. В 5–7 вв. в сферу их политич. влияния вошли предгорья и побережье Юго-Зап. Гватемалы и Юго-Вост. Чьяпаса (историч. область Соконуско – древний центр культивирования какао). Испытали влияние науа: Теотиуакана (5–7 вв.), тольтеков (10–12 вв.), ацтеков (с кон. 15 в., когда Соконуско вошло в состав их государства). С сер. 15 в. общины М. были подчинены киче. М. лишились части своих земель в совр. Кесальтенанго и Тотоникапане, их политич. центр переместился в Шинабахуль (на яз. киче – Сакулеу) – город-крепость в долине р. Селегуа, к югу от г. Уэуэтенанго (сохранился акрополь 12 – нач. 16 вв. с храмовыми пирамидами, дворцами на платформах, большим стадионом для игры в мяч и паровыми банями 13 – нач. 16 вв.; ныне остаётся ритуальным центром М.). Перед исп. завоеванием М. доминировали в Зап. Гватемале, правителям Сакулеу платили дань соседние народы (канхобали и др.). У М. существовала дуальная система верховной власти (как у киче и какчикелей) и территориальная организация (типа чинамит у киче и молам у покомам). В 1505 ацтекский правитель Моктесума II начал завоевание М. В 1524 в битве при Кулаха, или Шелаху-Нох (совр. г. Кесальтенанго), М. выступили в союзе с киче против П. де Альварадо, после их поражения испанцы взяли Сакулеу (его защитой руководил Каибиль Балам – нар. герой М.). В колониальный период область Кучуматанес – район массового сопротивления исп. завоеванию. К 18 в. войны, болезни, эксплуатация на серебряных рудниках привели к резкому падению численности М. После экспроприации гватем. правительством земель индейских общин в кон. 19 в. многие М. мигрировали из Гватемалы в Чьяпас, где в 1930-е гг. М. стали жертвами политики насильств. интеграции (сожжение традиц. костюмов, запрет на язык), в 1950-е гг. – эпидемии онкоцеркоза.
Осн. традиц. занятие – подсечно-огневое земледелие (традиц. культуры – кукуруза, фасоль, тыквы, томаты, перец чили, корне- и клубнеплоды, с колониального периода – картофель, рис, сезам, арахис, кофе, сахарный тростник, бананы, цитрусовые, цветы, ароматич. травы, в осн. на продажу; в Соконуско и в отрогах вулкана Такана – кофе и какао). Сохраняется ремесл. специализация общин; развиты традиц. гончарство, плетение, прядение из хлопка, овечьей и козьей шерсти, узорное ткачество на вертикальном станке, вышивка, резьба по дереву (в т. ч. раскрашенная церковная скульптура), обработка кожи, добыча благовонной камеди (гл. обр. копала из дерева Protium copal), с колониального времени – ювелирное дело, изготовление восковых свечей, муз. инструментов и др. Работают по найму в городах и на кофейных и хлопковых плантациях. Живут в маленьких деревушках (ранчерия) в составе общин-эхидо, гл. алькальд которых возглавляет совет старейшин и носит доиспанский титул кавиль тнам. Общины в осн. эндогамны. Преобладает малая патрилинейная семья. Местами сохраняются локализованные патрилиниджи, деление общин на 4 части. Большую роль играет система компадрасго. В горах встречается др. тип квадратного в плане жилища с 2- и 4-скатной крышей из соломы, пальмовых листьев или дерев. планок; рядом с домом – паровая баня (темаскаль). Большинство М. сохраняют традиц. костюм. Мужская одежда – белые или тёмные в красную полоску штаны разной длины; рубаха с широкими рукавами; верхняя белая хлопчатобумажная или тёмная шерстяная туникообразная рубаха (капишайх) длиной до колен с красно-синим орнаментом по подолу, иногда с короткими рукавами (к которым выше локтя пришиваются широкие, собранные на запястье буфы), подпоясанная красным поясом (до 3,5 м в длину); красный головной платок и соломенная шляпа. Женщины носят в осн. красный уипиль с зооморфным, растит. или геометрич. орнаментом, синюю однотонную или в вертикальную красно-жёлтую полоску запашную или сшитую юбку, длинный узорный пояс. Распространены шерстяные накидки-одеяла, дождевые плащи из пальмовых листьев.
Сохраняются культы предков, богов кукурузы, дождей, гор, лесов, пещер, колодцев, озёр, доиспанские святилища, жертвоприношения божеству Тахва-виц (Хозяин горы). Верят в духов кукурузы, которые угрожают тем, кто хочет вместо кукурузы выращивать кофе; на домашних алтарях хранят кукурузные початки, одетые, как куклы, по праздникам с ними танцуют под маримбу. Важную роль в религ. и политич. жизни общин играют шаманы (ах к’их, йушх), обладающие способностью перемещать свою душу внутрь гор, в преисподнюю и на небеса, в тело духа-помощника (уашес; самые могущественные уашес – ягуар, молния, ветер, ураган). Шаманы совершают ежегодные паломничества к Святому Кресту на озере Лагуна-де-Чикабаль в кратере вулкана (Чикабаль, Сьерра-Мадре). В ритуалах и лечебной практике используют паровую баню, копал, алкогольный напиток из сахарного тростника (агуардьенте), табак, перья и веера для призывания духов, во время гаданий и прорицаний – доиспанский 26-дневный календарь, зёрна кукурузы и красные семена кораллового дерева (ците; Erythrina coralloides). Значительно влияние ритуальных братств-кофрадий, организующих по праздникам св. патронов костюмиров. шествия и драматич. представления (танцы Оленя, Змея, Конкисты; Ишкампорес – шутовской танец пастухов в шкурах, увешанных чучелами мелких зверей, исполняется на праздник Всех Святых в Тодос-Сантос-Кучуматан).