МАЙЯПА́Н
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЙЯПА́Н (Mayapán) (древнее назв. Ичпаа-Майяпан), город цивилизации майя постклассич. периода на севере п-ова Юкатан, в 40 км к юго-востоку от совр. г. Мерида (Мексика). По одной традиции (в хрониках, записанных в 16 в. в «Книгах Чилам-Балам»), М. впервые упомянут в кон. 12 – нач. 13 вв., в связи с тем, что Хунак Кеель, служивший у правителя М. Ах Меш Кука, был брошен в колодец в качестве жертвы, спасся и стал правителем М. Затем он возглавил восстание против Чичен-Ицы, захватил и разрушил её. В отместку потомки жителей Чичен-Ицы через неск. десятилетий захватили М. Согласно др. традиции (в «Сообщении о делах в Юкатане» Д. де Ланды), М. основан мифич. правителем Кукульканом. Между 1263 и 1283 к власти в М. при помощи наёмников, говоривших на науаских языках (см. в ст. Астекские языки), пришла династия Кокомов (возможно, связана с титулом к’ухуль-коком, использовавшимся в Чичен-Ице в 9 в.). Их гос-во контролировало всю территорию Сев. Юкатана. Опора на чужеземных наёмников вызвала недовольство подвластных правителей, прежде всего династии Шиу из Ушмаля. В 1441 Ах Шупан Тутуль Шиу возглавил восстание, захватил М. и истребил правящий дом, за исключением одного из сыновей правителя М. (он в это время был во главе торговой экспедиции на территорию Гондураса). Спасшийся царевич основал новое гос-во Кокомов со столицей в г. Сотута, просуществовавшее до исп. завоевания. Правитель М. династии Кокомов именовался котекпан («находящийся во дворце»), его небесным покровителем считался Кукулькан (Кецалькоатль), культ которого стал обязательным для подчинённых земель (их правители постоянно жили в столице или имели там своих управляющих – кальваков). Верховный жрец М. носил титул ах-май.
Остатки М. открыты Дж. Л. Стефенсом и англ. художником Ф. Казервудом в 1841. Стефенс первым отождествил их с городом, упомянутым в исп. источниках 16–17 вв. Науч. исследования с 1930-х гг. (в осн. Ин-т Карнеги). Раскопки с 1942 (в осн. амер. исследователи, Дж. Брейнерд и др.). Работы Ин-та Карнеги в М. в 1951–55 при участии ряда ведущих специалистов положили начало комплексному исследованию городов майя, включая изучение церемониальной зоны, жилых кварталов и др. Раскопки возобновлены в нач. 1990-х гг., с 1996 – мекс. экспедицией К. Пераса Лопе, с 2001 – в рамках проекта по изучению экономики М. (Ун-т штата Нью-Йорк в Олбани и мекс. Нац. ин-т антропологии и истории). М. был окружён каменной стеной дл. ок. 9 км с 7 большими крытыми воротами и 5 проходами; включал ок. 4000 построек (по совр. оценкам, население составляло до 20 тыс. чел.), образующих усадьбы, окружённые заборами; неск. усадеб имели общую ограду и разделялись улочками. Дома простых горожан состояли из 2 комнат; усадьбы знати (известно более 50) включали каменную постройку (под её полом встречаются погребения) с колоннами и дерев. крышей, 1-комнатное святилище с колоннадой, алтарь в центре двора. Ядро М. располагалось в зап. части города, включало пирамиды, возведённые на платформах залы с колоннадами; там же, на краю сенота (карстового колодца), находилось гл. здание – Храм Кукулькана, округлая в плане ступенчатая пирамида; её нижние уровни украшены стуковыми изображениями божеств смерти с оружием в руках. Стены некоторых зданий покрыты росписями в стиле Миштека-Пуэбла, характерном для культур на территории Центр. Мексики. В залах с колоннадами много церемониальной керамики (в осн. фигурные курильницы) и нет погребений. Предполагают, что это описанные Д. де Ландой мужские дома, по др. версии, это жилища для паломников или административные здания, связанные с городами, подчинёнными М. Зал Q151 украшен каменными масками бога дождя Чаака в стиле Пуук (рис.). В М. была возрождена традиция майя классич. периода воздвигать стелы с иероглифич. надписями, в т. ч. 3 стелы, приуроченные к окончанию 20-летних календарных периодов (1244, 1283, 1441). М. был важным торговым центром, поддерживавшим контакты с побережьем Мексиканского зал. и территориями в совр. Центр. Мексике. Среди многочисл. импортных изделий – керамика, обсидиан (месторождения Иштепеке в Горной Гватемале – 95%; Пачука в Центр. Мексике – 5%), медные изделия и др. Изучались мастерские – керамич. (изготовление курильниц типа Чен-Муль и др.), по обработке кремня и обсидиана.